Обучение чтению - одна из основных задач начальной школы. Образовательное и воспитательное значение чтения огромно. Чтение - одно из средств познания мира. Оно воспитывает чувства и волю детей, развивает логическое мышление и речь ребенка. Чтение , как говорил Ушинский, приобщает дитя к духовной жизни народа.
Значение чтения в начальной школе возрастает по мере развития у детей навыка читать сознательно, правильно, выразительно и бегло. Поэтому обучение чтению представляется как сложный процесс, направленный, с одной стороны, на разрешение образовательных и воспитательных задач, с другой - на овладение детьми самым навыком чтения.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Чтение с первых шагов обучения должно быть сознательным. Сознательным можно назвать такое чтение детей, при котором они с каждым прочитанным словом связывают конкретное представление, вникают в содержание читаемого,умеют осознавать различные связи и отношения, заключающиеся в читаемом, а читая художественное произведение,к тому же способны эмоционально воспринять его. Читать сознательно - это значит "читать и мыслить , читать и чувствовать" (Тихомиров).
Сознательность чтения неразрывно связана с идейной направленностью его. В процессе обучения чтению у детей постепенно вырабатывается правильное отношение к содержанию читаемого; взрослый, помогая раскрыть истинную сущность читаемых ими произведений, содействует пробуждению у детей таких мыслей, эмоций и волевых импульсов, которые ложатся в основу воспитания гуманно-патриотического мировоззрения и духовно-нравственной морали.
Сознательность чтения на первых порах обучения обеспечивается тем, что дети читают простые, понятные для них тексты. В таких текстах слова обозначают хорошо известные детям предметы, действия, качества,а предложения представляют связи слов в доступной для понимания детей форме.
Понимание каждого отдельного слова не обеспечивает еще полностью сознательности чтения связного текста. Можно, понимая значение каждого слова, не понимать смысла развертывающихся в рассказе событий или основной идеи произведения. Читать сознательно - это значит понимать смысл каждого слова, предложения,понимать связь между отдельными частями читаемого и основную мысль целого произведения.
Одним из путей , ведущих к сознательному чтению детей, является ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. Учитель (родитель) заранее вводит детей в круг тех представлений,с которыми они встретятся при чтении произведения. Он знакомит их также и с обстановкой, в которой происходит действие рассказа.
Особенно важное значение предварительная беседа имеет тогда, когда обстановка действия и связанные с ним понятия совсем незнакомы детям, например ,в рассказах о далеких странах, о прошлом нашей родины и т.д. В этих случаях в беседе используются различного рода наглядные пособия, и нередко беседа дополняется живым, образным рассказом учителя. Так,перед чтением рассказа Горького "Пепе" учитель с помощью ярких иллюстраций и образного описания рассказывает детям о природе Италии, дает конкретные представления о море, прибрежных камнях, о морском прибое, т.е. о всем том, чего дети никогда не видели. Благодаря этому художественные образы рассказа становятся более понятными, глубже и эмоциональнее воспринимаются детьми.
Предварительная беседа имеет целью вызвать у детей воспоминания о пережитом, оживить в их сознании личный опыт, который помог бы более яркому восприятию читаемого. Это чаще всего делается перед чтением рассказов и стихотворений, в которых описывается родная природа, труд людей, детские игры и развлечения. Так, например, вспомнив свои летние забавы, дети живо представляют себе и "грибные набеги", и походы в лес за ягодами и другие картины летней жизни, рисуемые Некрасовым в его стихотворениях.
Во многих случаях чтение может быть сознательным лишь тогда, когда в основе понимания читаемого лежит чувственное восприятие действительности и личный опыт ребенка.
Чтение - один из путей познания действительности. Однако оно не всегда может обеспечить накопление реальных знаний. Чтению статей и рассказов о предметах и явлениях природы, как правило, должны предшествовать экскурсии, наблюдения, опыт и т.д. Само же чтение должно быть направлено на обобщение и закрепление полученных детьми знаний. Эта цель достигается в большей степени,если читаемое произведение рисует предметы и явления природы в ярких красках. Такие произведения не только помогают закреплению знаний,но и способствуют их конкретизации.
Однако предварительная работа с детьми перед чтением только подводит к пониманию намеченного произведения, но не ставит своей целью раскрытия его содержания. Эта задача разрешается только в процессе чтения. Объяснения при чтении направляются на выяснение идейной сущности произведения, что достигается объяснением смысла отдельных слов и выражений, раскрывающих содержание произведения и его основные идеи. При чтении так называемых "деловых статей" как предварительная работа с детьми, так и объяснения учителя направлены на раскрытие понятий и тех простейших причинно-следственных связей между явлениями, которые являются предметом описания в читаемой статье.
Сознательное чтение отчасти достигается путем последующей работы над прочитанным произведением. Это так называемые ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ .цели которых могут быть различными.
В заключительной беседе обобщается весь материал по разбору произведения, производится оценка поступков,событий, о которых дети читали, устанавливается в окончательной форме отношение детей к действующим лицам, устанавливается связь между прочитанным и фактами современной жизни,яснее подчеркивается идейное содержание произведения.
Заключительная беседа после чтения деловых статей является закреплением и обобщением полученных детьми знаний. В ряде случаев в заключительной беседе устанавливается связь полученных детьми знаний с практикой, с жизнью.