У меня часто спрашивают, а как ты стал профессиональным аквариумистом, биологом, автором интересных постов, героем телевизионных сюжетов и гостем ютуб блогеров? Где учился, кто помогал, кто направлял, как выбрал это дело, каков был твой путь? И мне, если честно, не очень хочется рассказывать вдохновленным моей персоной людям - как всё было на самом деле. Но я привык говорить правду и по-другому не могу. Поэтому держите краткую историю формирования моей личности. Она настолько краткая, что мне не хватило лимита символов в 30000 знаков, и пришлось разделить пост на две части, первая будет посвящена школьным годам. Предупреждение для тех, кому плохо от большого количества букв - пост не просто огромный, он гигантский, поэтому можете сразу покинуть эту страницу. Всем остальным - приятного чтения!
С первого класса я стал ходить в кружок, где занимался моделированием из бумаги, потом перешел на судомодельный, потом авиамодельный, но дольше всего задержался на аэромобильном, где в итоге стал чемпионом Казахстана, правда случайно. Прямо перед самыми соревнованиями разбилась моя машинка (кордовые аэромобили носятся со скоростью больше 100 км в час), которую я строил целый год. Преподаватель дал мне чью-то старую машинку, её надо было подремонтировать и спаять новый бак. А один мой приятель помог настроить движок этого аэромобиля (поршневой двигатель МАРЗ 2, 5 куб см.). В итоге моя птичка выдала 113 км/ч и я занял первое место, не совсем заслуженно, я считаю. Тогда же меня впервые показали по местному телеканалу.
Параллельно, примерно между 3 и 4 классом средней школы я увлекся динозаврами. Это был 1994 год, красочные энциклопедии с динозаврами в нашем городке если и появились, то были доступны далеко не каждому. А моей семье в тот момент так и вовсе любая книга в магазине была не по карману - мама и отчим работали на заводе, который разваливался на глазах, зарплаты задерживали на месяцы. Поэтому моим любимым местом стала библиотека. В нашей школе с первого по четвертый класс учились со второй смены. И каждое утро, когда не надо было в кружок, я к 10 часам уже был на пороге библиотеки им. Алтынсарина. Библиотека располагалась в центре города, а я жил в четырех автобусных остановках от нее. Денег, естественно, не было - я ходил пешком. Самые интересные книги и журналы на дом не выдавались - только читальный зал, так как редкость. Там я и знакомился с древними ящерами через работы советских палеонтологов. Не все книги были с картинками, а обилие незнакомых терминов заставило иметь при себе биологический энциклопедический словарь. Бесспорно, самой запоминающейся книгой с иллюстрациями была "По следам минувшего" 1983 года издания, авторы Ирина и Владимир Яковлевы. С той поры я начал мечтать стать палеонтологом. Помимо читального зала, я брал много книг на дом, мне очень нравилась научная фантастика - Рэй Бредбери, Айзек Азимов, Герберт Уэллс, Фред Саберхаген, Кир Булычев, Василий Головачев, Станислав Лем, Владимир Обручев и многие другие. В более старших классах я подсяду на Гарри Гаррисона и прочту все его книги.
А теперь о грустном. О нашем районе и школе. Мы с мамой приехали жить к бабушке в город Кустанай в 1991 году, а в 1992 году я пошел в первый класс. Почему так получилось, как я остался без отца и какие отношения были с отчимом подробно изложено в моем посте "С днем отца"
В школе, как и на районе, был настоящий беспредел - драки (били даже директора и учителей), банды (школьники с малых лет сбивались в стаи, и словно гиены прочесывали районы в поисках жертв), а так же поголовная героиновая зависимость среди "старшиков". В нашем дворе на четыре хрущевки к концу девяностых погибло больше половины всех парней - кого убили, кто отьехал от передозировки. Остальные отправились на зону. Нормально живут по сей день буквально несколько человек, включая меня, но уже в других местах. Не знаю, как мне удалось выжить, наверное из-за очень упертого характера, который никогда не позволял мне следовать за толпой. Наш район в 90е - похлеще любого, даже самого хардкорного фильма или сериала.
На первом этаже нашего подьезда жила бабуля с внуком (мы жили на четвертом). Мальчику было пять лет, он страдал врожденным косоглазием. Его молодые родители - героиновые наркоманы. Папа почти всегда на зоне, мама в поисках дозы. Однажды папа вышел из тюрьмы и появился дома с наркотиками для себя и своей любимой. Укололись, как обычно на глазах пацана, и попадали кайфы ловить. А пацану было скучно и интересно, он взял мамин шприц и повторил процедуру на себе. Его откачала скорая, а его родителей - нет. И знаете какое замечательное развлечение себе придумали наши "старшики"? Они подзывали во дворе "Косого" и заставляли рассказывать как он "мультики смотрел" - ловил приходы от героина. По сути, им нравилось, когда он вспоминал тот день, когда он чуть не умер, а его родители умерли. Надеюсь, этот парень вырос и у него всё хорошо! Так же "старшики" практиковали групповые изнасилования детей с ограниченными возможностями, грабежи малолетних и пенсионеров, запинывание до смерти или инвалидности неугодных и другие "забавы". Были и битвы "район на район" и прочие атрибуты пацанской жизни. Даже авторитет по кличке "Кащей" был - похоже он был в каждом городе, или даже районе. Я был маленького роста и худым, но при этом физически крепким, подтягивался на турнике и приседал пистолетом. Ни в какие банды я не вступал, в масовых драках не участвовал, много времени уделял книгам и кружку. При этом во дворе я хорошо общался со сверстниками, был "душой компании" и постоянно придумывал какие-то игры с физической активностью. Например, на заброшенной стройке мы играли в десантников, проходя полосы препятствий по стопкам плит и различных бетонных изделий (сейчас это называют "паркуром"). Сколько там было получено увечий - не счесть! Играли в чужого, в хищника, в терминатора - я каждый раз придумывал какие-то активные игры. Я не был классическим ботаном, и за словом в карман не лез, а иногда даже мог послать подальше некоторых обнаглевших старшиков, за что так же выхватывал. Я единственный среди своих ровесников во дворе не курил (и до сих пор не курю), и когда меня решили заставить старшики - сломал им сигареты. За что меня, естественно, избили. Брать с меня было нечего, поэтому у меня никогда ничего и не отбирали. Иногда приходилось драться - старшики выставляли мелких пацанов друг против друга ради забавы. Мне часто доставался кто-то здоровее меня, но я как-то выживал. Как только в школе узнали, что я увлекаюсь динозаврами - я сразу получил много обидных прозвищ и каждый день слышал "че там твои динозавры, дурачок", "заколебал ты уже со своими динозаврами". И это несмотря на то, что я ни с кем в школе о динозаврах не говорил, один раз сказал приятелю во дворе - и тут же разнеслось. В 5 классе биологичка прознала про мои увлечения и попросила меня прочитать лекцию про динозавров перед классом. После чего, обидных кличек у меня еще больше прибавилось, а я понял, что обладаю способностями к публичным выступлениям, и мне плевать на мнение толпы.
Как-то в нашем пятом "В" классе образовался "первый по драке". Здоровый лоб, которого старший брат обучил драться, он учился с нами с первого класса, но "прозрел" насколько он крутой только к пятому. Он доставал многих, но, наверное, больше всех меня. Пинал портфель после школы, выкидывал мою вторую обувь. Мне это изрядно надоело, но я точно бы не смог его одолеть, а заступиться за меня было некому. В один прекрасный день я сказал задире - давай выйдем со мной раз на раз. Он очень удивился и обрадовался, зная что победит. Мы встретились с ним после школы, "позырить" пришли и наши одноклассники. Как только начался бой, он нанес мне три точных удара - ногой в лицо, рукой в солнечное сплетение и еще раз в голову, кажется. Я выстоял без какого-либо сопротивления и спокойным голосом объявил - ты победил. Из губы и носа у меня текла кровь. Он не ожидал такого и растерялся. На что я сказал - уже пол восьмого, скоро мой любимый мультсериал "Человек-паук" начнется - мне домой пора. И ушел. На следующий день хулиган всем рассказывал в школе, что он победил меня с трех ударов. Но при этом он навсегда от меня отстал.
Я учился хорошо, в начальной школе периодически был отличником, но после четвертого класса у меня всегда было две четверки - по русскому языку и литературе, остальные пятерки. Уравнения и задачи давались мне легко, но в особенности я любил задания на логическое мышление. А вот с литературой и русским языком - беда. Мне было неинтересно читать то, что задают в школе, и я не любил учить правила русского языка, но больше всего я ненавидел сочинения. Для меня это был какой-то ад! В пятом классе меня взяли на областную олимпиаду по математике в составе команды от нашей школы. Я в одиночку решил 6 задач из 10, две решила остальная команда, а еще на одну мне дали ответ из личной симпатии студентки, которых поставили принимать задания у школьников. Стоит отметить, что я всегда нравился девочкам, и наблюдающие за их интересом ко мне гопники постоянно бесились. Мне опять доставалось!
К слову, первые "отношения" у меня случились в 1993 году, когда мне было 8 лет. Одна девочка, которая приезжала в наш двор на лето к бабушке, призналась мне в любви, причем сделала это очень оригинально. Она подсела ко мне на лавочку и сказала: видишь тех двух голубей в небе - это голубь и голубка, они кружатся вместе, прям как мы с тобой, а ты меня любишь? Ей было 7, а родились мы с ней в один день - 13 августа, но с разницей в один год. Естественно, речи даже о поцелуях и подобном не шло, мы просто ходили за ручку вместе, а потом начали организовывать дворовые дискотеки - вытаскивали удлиннитель через балкон, ставили магнитофон и танцевали под "позишн намбр ван - отдыхаю сам" Кая Метова, который стал суперпопулярным в том году. При этом мальчики по-старше обходили дискотеку стороной, и периодически кричали нам вслед невероятно обидную по их мнению "тили-тили тесто - жених и невеста". Идиоты малолетние, говорил я своей девушке. Она приезжала всего два лета подряд, и с тех пор я её больше не видел.
Помимо олимпиады по математике я выступал за нашу школу по бегу на 2, 5 км, прыжкам в длину, приседанию пистолетом и подтягиванию на перекладине. Первых мест не занимал, но пятое, шестое, седьмое по области в командном или личном зачете - стабильно. На какие-либо спортивные секции я не ходил - не было денег даже на небольшую оплату, про карате я так и вообще молчу - туда ходил мой одноклассник, от которого я только и слышал - нам на оранжевую лычку надо столько-то денег сдавать, на сборы еще сколько-то, на то, на сё и так до бесконечности. Я занимался во дворе на турнике, и на огороде с лопатой и ведром.
Однажды я записался на греко-римскую борьбу в ДЮСШ. Это было бесплатно. Помимо основных занятий в спортзале, у старшиков была фишка играть в футбол на улице. За спортзалом находилась старая баскетбольная площадка с потрескавшимся асфальтом, вся усеянная мусором - именно там старшики играли в свой кровавый футбол с малолетками. Схема была такая - как только мяч попадал малолетке, ему со всей силы били по голени - прям по косточке. Малолетка падала и корчилась от боли - старшики смеялись и продолжали дальше. Отказаться от игры было нельзя. После первого месяца тренировок пришел мой черед участвовать в "соревновании". Один из старшиков с размаху ударил меня по косточке голени своей косточкой. Но я не упал, и не взревел от боли, ведь у меня уже к тому моменту была напрочь отбитая голень - я падал на неё несколько раз, когда неудачно перепрыгивал плиты на стройке. И я в лучших традициях фильма "Кровавый спорт" со всей силы ответил тем же ударом старшику. Он упал и заныл, крича остальным, чтобы они меня убили. Я побежал в спортзал и забрался по батареям на высокий подоконник. Старшики уже практически настигли меня, когда в зал вошел тренер. Это был очень суровый огромный дядька, который строго следил за дисциплиной на занятиях. Он построил всех, и по очереди вызывал каждого старшика, понимая, чем они занимались. Наказание у тренера всегда было одинаковое - он клал виновника на маты лицом вниз, и бил тапком по заднице. Тем самым советским тапком с толстой и твердой подошвой. В зависимости от того, насколько серьёзно провинился ученик, подбиралось и количество тапков. В этот раз тренер сложил стопку из четырех штук и нещадно отбил задницы моим обидчикам. Я понял, что лучше мне больше на борьбу не приходить.
В школу я ходить не любил, так как мне не интересно было с моими сверстниками, они меня не понимали - я их. Мне не о чем было с ними поговорить - книг никто из них не читал, а изучать динозавров на тот момент считалось зашкваром каким-то. Школьная программа была для меня легкой и скучной. Я часто болел ангиной и сидел дома. Иногда мама мне помогала аккуратно исправить число в справке и я оставался дома еще на недельку-другую. Бывало приходил в школу только на контрольные. Чем старше я становился, тем больше беспредела творилось в школе. К концу 5 класса из всей нашей параллели в шесть классов по 35-40 человек в каждом, были всего два мальчика с хорошими оценками. Я с двумя четверками и остальными пятерками, и маленький щупленький затравленный отличник из "А" класса. Самое тупое, что сделали наши учителя - вывели нас двоих на линейке, и сказали - вот эти ребята молодцы, хорошо учаться, а все остальные пацаны - двоечники и разгильдяи. Надо ли рассказывать, что с нами было после линейки? Я то хоть отбиваться мог, а вот тот щюпленький отличник - вряд-ли. Кажется, у него была трагическая судьба, я не помню уже.
В начале лета, после окончания пятого класса, мы с приятелями возвращались из кружка. И один из приятелей, парень с нашего двора, очень рослый детина на голову меня выше, решил со мной в шутку побороться. Тот самый, что помог мне настроить двигатель, когда я выиграл соревнования. И случайно, или специально, я не знаю, он воткнул меня прогибом лицом в асфальт. Лица у меня не стало - вместо него месиво из мяса вперемежку с камешками асфальта, нос сломан. Я пол лета проторчал дома, пока всё это заживало, в больницу не обращался. Много читал, по утрам ходил на рыбалку, а по вечерам помогал отчиму сдавать металл, который он тырил с завода.
В один из дней привычный пункт приема закрылся, и нам пришлось тащить железки в другой район. Там приемом лома цветных металлов и макулатуры занимался какой-то старый приятель отчима. Он организовал пункт прямо во дворе своего частного дома - весь двор и все его сараи были заполнены макулатурой, проводами, запчастями. Они с отчимом решили выпить за встречу, а я стал ковыряться в грудах книг и журналов, сданных на макулатуру. Там я нашел невероятные сокровища - журналы "Юный Техник" и "Наука и жизнь". Приятель отчима увидел как я смотрю на эти журналы, и сказал - набирай сколько хочешь! Я набрал две увесистые стопки! Это был самый счастливый день в том году. Так же мне удалось прихватить несколько журналов "Мурзилки" - я обожал детективные головоломки в конце каждого выпуска.
Однажды мама пошла в гости к своей подруге с работы и взяла меня с собой. А у них дома был аквариум! Я был потрясен увиденным. Целый мир за стеклом! Я тоже очень захотел аквариум, и что из этого вышло я описал в посте "Как я трижды лишился дома и стал аквариумистом". Закончив 6 класс я попробовал поступить в "Казахско-турецкий лицей". Для поступления там были задания исключительно на логическое мышление. Из тысячи участников экзамена я занял 9 место. И то, потому что с 5 по 10 места были одинаковые баллы, и нас распределили по алфавиту. Это был первый тур поступления. Второй тур - первая сотня набравших максимальные баллы пару недель живет и учится в лицее во время летних каникул, чтобы показать себя, так сказать. Те, кто займет по итогам двух туров первые десять мест - будут учиться бесплатно, а остальные на платной основе - за огромные деньги по тем временам. У меня был только один шанс там учиться - поступить на бесплатное. Не знал я тогда еще, как на самом деле устроен "взрослый" мир. Был у нас парень из второй десятки, ничем не примечательный, не особо сообразительный, но преподы турки прям перед ним порхали. И когда за ним приехал папа на огромном шестисотом мерседесе - всем сразу стало всё ясно. Он, кстати, вошел в десятку тех, кто поступил бесплатно. Конечно, ему ведь нужнее. А ко мне, поняв что я нищеброд, преподаватели изначально относились прохладно. Я ожидаемо не поступил на бесплатное, да и мне атмосфера лицея не понравилась.
Ближе к осени, практически на том же самом месте, где я ранее встретился с асфальтом, ко мне пристали гопники - дай шорты померять. В этот момент мимо проходили еще два парня, одного я немного знал, а другого нет. Они оказались друзьями гопников, поздоровались с ними и встали позади меня. Через несколько секунд меня настиг страшный удар исподтишка от второго, незнакомого мне парня. Прямо в нос. Я упал головой о бардюр и у меня хлынула кровь сразу с двух сторон - из носа и из разбитого затылка. Гопники испугались и разбежались, с виду я выглядел как труп - кровь залила асфальт. Я не потерял сознание, дополз до колонки, обдал себя холодной водой, освободил глаза от крови, а потом поковылял домой. Так я остался без лица второй раз. А тем самым ударником исподтишка оказался какой-то там чемпион по рукопашному бою. Молодец, что сказать, не зря тренировался. Я помню его взгляд полный презрения и ненависти ко мне, когда я уже лежал в луже крови - очевидно в его планах было меня топтать дальше, но другие гопники испугались и побежали, он последовал за ними. Расскажите мне о благородных спортсменах, занимающихся единоборствами, которые защищают слабых и исповедуют особую философию, ага. Ни разу таких не встречал. Поскольку меня увезли в больницу, там ко мне пришла милиция с распросами. Мне пришлось рассказать как есть, что меня ударил какой-то незнакомый парень просто так. Его нашли и поставили на учет, он сказал, что это я до него докопался, а он защищался, я не стал ничего опровергать. В итоге мне начали сыпаться угрозы от местной банды - за то что "сдал пацана", "карьеру загубил" и прочее. Мне стало опасно появляться на улицах, да и лица на мне снова не было. Я уходил в 5 утра на рыбалку и пол дня проводил на речке с удочкой в одиночестве. Потом приходил домой и читал книги.
Начался новый учебный год, я пошел в 7 класс. В моду вошел насвай - его закидывали за губу прямо на уроках и плевали себе под парту. Я это дерьмо отказывался даже пробовать, опять же "отделяясь от толпы", что было серьезной предьявой. Помимо насвая ученики на уроке могли спокойно пить водку. Повзрослевшие гопники начали эпоху изнасилований и убийств. Я уже жил в другом дворе, но все того же района. У меня на глазах один из старшиков зарезал другого. Одного парня старшики заставили драться раз на раз с настоящим боксером - боксер забил парня до полусмерти, внезапно откуда-то появился отец парня и хотел всех разогнать, но его точно так же как сына избили. Учиться в этом хороре из американских фильмов становилось просто невозможно с каждым днем. Я дотерпел до середины восьмого класса, а потом попросил маму, чтобы она перевела меня в какую-нибудь адекватную школу. На тот момент в нашем городе была одна единственная гимназия - школа для самых умных. Мы с мамой приехали на собеседование - завуч, будучи учителем математики, дала решить мне пару задач и уравнения. Для меня это были просто семечки, которые я с удовольствием щелкал. Завуч была впечатлена и решила меня принять. Но вот досада - в её математическом классе итак очень много учеников, "выше нормы" как она сказала. И треть из них - двоечники, но у них богатые и влиятельные родители, поэтому выгнать их сложно. Но через пол года, начиная с 9 класса - она точно от них избавится! А пока - есть место в литературном классе, где мало мальчиков, а общее количество учеников "меньше нормы". Зато там учится целая грядка олимпиадников по русскому и литературе, обычно занимающих с первого по пятое место на области, а то и по всей республике. Ведь преподаёт у них педагог высочайшего класса, победительница "Учителя года" несколько раз подряд, впоследствии, ставшая членом жюри этого конкурса. У меня чуть сердце не хватило - мне предлагают класс с углубленным изучением литературы и русского языка. Где каждый день минимум две литературы и всё время постоянные сочинения. Может обратно в гопошколу? Хотя - нет. Попробую. Общение с интеллектуалами должно пойти мне на пользу, нельзя же все время разговаривать с книгами и самим собой. В итоге я согласился, представляя какие умные и воспитанные люди будут меня окружать. Первое разочарование не заставило меня долго ждать. Моя новая классная руководительница сразу стала относится ко мне как к полному дерьму. Она давила меня на каждом уроке и я буквально утонул в двойках и тройках по русскому и литературе. Для меня не было никаких скидок или поблажек - скорее наоборот, я чуствовал предвзятое отношение к себе. Сначала я не понимал, в чём дело, но потом до меня дошло - я был из бедной семьи. В моем классе я впервые встретил мажоров или правильнее сказать мажорих. У них были очень богатые родители, их возили в школу на персональных автомобилях с водителями, они никогда не ездили на общественном транспорте и не понимали многих аспектов жизни обычных людей. Когда одна из них на выходные слетала в Лондон, и привезла всем по открытке, то я не мог поверить, что такое вообще возможно. Лондон - это же где-то в другой Вселенной, это вымышленный город из учебника по английскому языку! Но для кого-то это была обыденная поездка. Естественно, мажорихи не отличались выдающимися успехами в учебе, а вернее совсем плохо учились. Но вы бы видели, как к ним относилась классная, как она их хвалила и подбадривала, какие у них были оценки за сочинения. Самым пиком лицемерия было зачитать объективно нелепый отрывок из сочинения мажорихи и со счастливым лицом умиляться, как же это остроумно и грамотно написано. При этом не забыть упомянуть меня и еще некоторых учеников, только в контексте худших работ. Ни таланта, ни знаний - вот моя характеристика от выдающегося педагога. Помню, как не спал ночами и со слезами на глазах пытался писать очередное сочинение. Ничего не получалось, так как я не могу делать что-то через силу. А на уроках я слушал рассуждения о честности и морали, о том чему учат нас произведения бессмертных классиков русской литературы. Тогда я во всей красе познал, что такое лицемерие. Когда очень злобная, тираноподобная учительница с манией величия, очень падкая на деньги и стелющаяся перед богачами, рассказывала о том, как важно быть честным и справедливым, что важнее всего любовь к ближнему, равенство и так далее. Но я навсегда запомнил один случай. Наша классная проводила беседу, в рамках которой каждый рассказывал о своём хобби. Я на тот момент уже во всю увлекался аквариумистикой, у меня было много аквариумов, где я выращивал растения и разводил рыб. К восьмому классу я освоил лечение распространенных болезней рыб и начал сам готовить и продавать лекарства для аквариумистов. Я жил в частном доме с печным отолпением и мне приходилось возить воду для подмены в аквкариумах флягами с колонки. Зимой топить печку, чтобы подогревать воду до температуры аквариума. Летом надо было заготваливать дрова и уголь, работать в огороде. За электричество я платил сам, так как мои аквариумы много потребляли, а денег у родителей не было. Естественно, всё оборудование я так же купил на свои деньги. Каждую субботу и воскресенье я вставал в 6 утра и готовился к выходу на птичий рынок - отлавливал нужных рыбок, состригал растения, зимой тщательно упаковывал и заматывал в одеяла. Я стоял на рынке до 6 вечера, а затем ехал домой и там таскал воду для подмен в аквариумах. И вот как раз после очень холодных выходных, которые я провел на рынке зарабатывая деньги, а после таскал и грел воду для акваруимов, состоялась беседа о хобби. Вот наша отличница - ее хобби писать стихи, какая она молодец! Вот наши мажорихи - они коллекционируют деньги родителей - какие замечательные и так далее. Доходит очередь до меня - и я говорю, что занимаюсь аквариумистикой. На что мне педагог года отвечает: "Ну это вообще крайне глупое занятие, сидеть и в стекло пялиться целый день, нет бы заняться чем-нибудь полезным". Такого я не ожидал, даже зная, что за человек передо мной. От обиды у меня сжались кулаки, я хотел высказать всё, что думаю об этой особе, а так же рассказать ей какими трудами мне достается моё хобби. Но я просто промолчал, ведь не так давно наша классная читала нам цитату из Библии: "Не мечите бисера перед свиньями". А я хоть и стал троешником, но все так же оставался внимательным и умным учеником. Уроки нашей классной я усвоил на всю жизнь, и никогда не подпускаю к себе лицемеров, а тех, кто не верит в меня или просто засерает - шлю подальше и иду вперед несмотря ни на что. Проблемы у меня были не только с русским языком и литературой. Ещё английский - в гимназии его учили с первого класса, поэтому в восьмом все уже свободно на нем болтали и писали сочинения. Мы же только алфавит прошли в старой школе, поэтому мне и по английскому летели двойки и тройки. О каких-то репетиторах не могло быть и речи - денег столько не было. По химии так же была беда - программы различались, и я очень сильно отстал. Зато математика, геометрия, физика и биология - были для меня легкой прогулкой. Замечательная учительница по биологии Ольга Михайловна Наумова души во мне на чаяла, и я отправился на первую свою областную олимпиаду по биологии. Там я занял то ли седьмое, то ли шестое место, непонимая как так - я ведь отлично знал всю информацию по предложенным вопросам и самым первым сдал письменные ответы. Как потом выяснилось - первая пятерка победителей состояла исключительно из детей чиновников от образования. Я уже не удивлялся ничему, и поэтому не особо расстраивался. Затем я написал первую свою научную работу учащегося для общешкольного конкурса, где и победил. Работа была посвящена оценке влияния загрязнения воздуха нашего города выхлопными газами автомобилей, в частности содержащегося в них канцерогена бензапирена. Ольга Михайловна выписывала журнал "Биология в школе", а в нем опубликовали вопросы для одаренных в биологии учеников - на них нужно было письменно ответить и послать на проверку. Самые лучшие будут удостоены права на обучение в заочной школе при МГУ! Тот, кто успешно закончит такую школу, будет иметь приоритет в поступлении, или вообще не будет сдавать экзамены - не вспомню уже. Я ответил на вопросы и успешно поступил в эту заочную школу. И тут выяснилось, что они будут слать мне вместе с заданиями экспериментальные учебники по биологии для углубленного изучения, но за них надо заплатить. На первую партию учебников мы с мамой нашли деньги. Но учебники затерялись при пересылке, а вместе с ними и задания, ответы на которые нужно присылать в определенный срок. В итоге заочная школа повторно отправила мне такой же комплект, учебники и задания пришли ко мне буквально за неделю до срока отправки ответов. Когда я отправил ответы, мне неожиданно пришел на почту первый, потеряный комплект учебников... Дальше оказалось, что надо еще денег, и простыми письмами ответы лучше не присылать, а то долго идут. А так как у меня было мало времени на подготовку ответов, то и качество этих ответов было средним. В итоге я бросил эту затею, к большому сожалению моей учительницы. Знала бы она, что через полтора десятка лет я буду читать лекции абитуриентам вместе с преподавателями биофака МГУ в рамках мероприятия "Наука 0+", а так же делать для стенда биофака аквариумы. По прошествии восьмого класа я отказался переходить в математический класс и остался в литературном. У меня там появились друзья, и я не хотел с ними расставаться. Кстати, мажоров-двоечников из математического класса так никто и не выгнал.
К девятому классу я решил подзаработать денег, чтобы хотя бы купить себе модную тогда папку из кожзама и новый пиджак. До этого времени я всегда донашивал чьи-то школьные вещи, и в школу ходил с пакетом. Хотелось так же выглядеть неплохо, как и все остальные в нашем классе, но для этого мне пришлось постараться. На лето я устроился на полставки на завод разнорабочим, на тот самый где работала мама - иначе кто бы взял туда школьника. Но не в мамин цех, у меня был другой начальник. А по выходным я все так же торговал рыбками, дома ухаживал за аквариумами. На отдых у меня времени не было. В итоге я купил себе красивую папку, а мама добавила на микровельветовый черный пиджак с отливом. Правда мне пришлось пропустить летние отработки в школе. Представьте лицо завуча школы мажоров, которому я принес справку, что не мог ходить на отработки по причине работы на заводе!
К концу девятого класса я окончательно смирился с тем, что я не отличник, и забил на математику и физику - преподователи этих предметов на меня жутко обиделись и влепили тройки. С русским языком и литературой стало полегче, но в пантеон восхваляемых я так и не попал. Иронично, что из всего нашего класса, в том числе и олимпиадников, сейчас только я пишу и публикую тексты, которые читает множество людей. Самое главное, что я приобрел в гимназии - у меня появился лучший друг - мой одноклассник Вовка!
Я закончил гимназию с тройками в аттестате, но получил бесценный опыт и встретил друзей. Честно говоря, окончанию школы я был очень рад, так как это был самый ужасный период моей жизни. Что школа гопников-идиотов, что школа якобы умников-лицемеров не вызывает во мне никаких теплых воспоминаний. Хотел бы я, чтобы всё было по-другому? Вряд ли. Ведь тогда мой характер не стал бы таким закаленным, какой он сейчас, и скорее всего, я бы ничего не добился. Так уж вышло, что жизнь рано сделала меня взрослым и показала, как устроен этот мир - мир людей, в котором обман, лицемерие, подлость, злость и прочие "радости" жизни являются нормой. А доброта, искренность и стремление к знанию - отклонением. Желаю ли я такой судьбы современным детям? Точно - нет! То, что мне удалось выжить, не стать дерьмом, и не лишиться рассудка - это большая удача. Повезло единицам, остальных перемолола и выплюнула система.