Школьники из Татарстана славятся своими победами на всероссийских и международных олимпиадах. Не удручают и баллы по ЕГЭ. Однако дарование некому обучать - республика столкнулась с дефицитом учителей. Как планируют решать проблемы в 2024?
Дисбаланс
2023 год запомнился дисбалансом количества первоклашек и педагогов. Причём о проблеме нехватки учителей заговорили ещё летом. Тогда не хватало полторы тысячи специалистов, и потому привлекались вчерашние выпускники и студенты, проходившие практику. Последние начинают работать в школах ещё с 3-4 курса, совмещая свою деятельность с учёбой. Однако молодые специалисты оставаться в сфере образования не спешат, поэтому вся нагрузка ложится на плечи опытных педагогов. Причинами ухода молодые учителя называют низкую зарплату, отсутствие престижности профессии и большое количество бумажной работы. К слову, держатся из последних сил на своих местах даже опытные специалисты. Министерство активно отправляет будущим педагогам (или нет) предложения о работе в школах. Как рассказывала ранее заместитель министра образования и науки Татарстана Алсу Асадуллина, больше всего регион нуждается в учителях физики, информатики и иностранных языков.
Министерство также активно привлекает учителей в сельские школы. Например, 23 педагога были трудоустроены в школы в сельской местности и городах с населением до 50 тысяч человек. Они получили единовременные выплаты по одному миллиону рублей в рамках программы «Земский учитель».
Детей же становится только больше. К примеру, в лицее «Алгоритм» в Пестречинском районе набрали 14 первых классов, в каждом из которых будут учиться по 35 детей. Именно в этом лицее летом разгорелся скандал из-за того, что туда не принимали порядка 100 потенциальных первоклашек. Проблема решилась, но в школе ребятам пришлось потесниться.
Строительство школ
Прошлый год выдался перспективным. В Татарстане появилось 11 новых школ. Помимо этого, построили один дополнительный корпус к существующей школе на 300 мест.
Восемь школ на 9329 мест были построены в рамках национального проекта «Образование» в Казани, Набережных Челнах, Арском и Тукаевском районах. Два детских сада на 440 мест появились благодаря проекту «Демография».
Вместе с этим провели ремонт двух спортивных залов в школах Дрожжановского и Тюлячинского районов. Было создано 66 центров «Точка роста» в сельских школах, открыт
детский технопарк «Кванториум» на базе МБОУ Лицей № 1 Зеленодольского района и 40 школ республики оснастили специальным оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды.
В этом году в Казани построят пять школ – на них выделили почти пять миллиардов рублей. Все они должны быть сданы к 1 декабря 2024 года.
Новая система МЭШ или почему родители недовольны?
«Креативно» подошли к решению проблемы дефицита педагогов. Несмотря на активное привлечение бывших студентов педагогических факультетов, учителей больше не становится, поэтому за помощью обратились к Интернету.
С 1 января все школы Татарстана перешли на обновленную государственную информационную систему «Электронное образование Республики Татарстан». Модернизация произошла за счёт присоединения системы МЭШ, что гарантирует появление цифровых уроков. Родители смогут контролировать как выполняется домашняя работа, если она будет в цифровом формате. Интересно, что проверять такие «домашки» учителя не будут – за них это сделает искусственный интеллект, который начнут внедрять в систему в этом году. Появится и цифровой помощник «Алиса».
С одной стороны – такая практика должна упростить жизнь учителей, однако в первые годы однозначно им будет лишь сложнее. Для того, чтобы полностью разобраться в системе, необходимо какое-то время. Однако и учителей, и родителей скорее беспокоит не сама система, а уроки, домашние задания и контрольные работы в цифровом варианте, из-за которых может снизиться качество образования.
Качество образования
В министерстве образования и науки Татарстана рассказали, что при оценке качества обучения они учитывают средние баллы ЕГЭ и ОГЭ, долю высокобалльников, выпускников, которые успешно закончили школу и охват олимпиадников.
Специалисты в области образования категорически с такими критериями не согласны, поскольку олимпиады требуют высокий уровень знаний, специальную подготовку и потому на них ходят только единицы, которых принято называть «вундеркиндами». На них «делаются» ставки, а все остальные ученики остаются обделенными.
К слову, республика очень гордится своими олимпиадниками. По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады 251 школьник из Татарстана стал победителем и призером. По их количеству Татарстан сохраняет за собой третье место после Москвы и Московской области. По качеству выступления – второе место.
Школьники из Татарстана также выступают на международной арене. Например, Никита Перов второй год подряд завоевывает «золото» на самой престижной в мире олимпиаде по химии для школьников. Она проходила в Швейцарии на базе лучшего европейского технического университета – цюрихского ETH. Никита закончил в прошлом году казанский лицей № 131 и стал студентом КФУ.
В Венгрии Гимран Абдуллин (лицей-интернат № 2) и Валерий Родионов (лицей имени Н.И. Лобачевского) завоевали золотые медали на Международной олимпиаде по информатике IOI-2023.
Итоги ЕГЭ-2023
Ещё один критерий оценивания образования – всеми любимый ЕГЭ, который ругают за обширную тестовую часть. Из-за этого дети перестают размышлять и, словно роботы, заучивают все задания и способы их решения. При этом экзамен «любят» за возможность поступить с этими результатами в любой вуз страны без повторной сдачи ЕГЭ. Каждый школьник вправе заявиться в качестве абитуриента в пять вузов.
ЕГЭ проводится в равных условиях по единым контрольным измерительным материалам и позволяет вчерашним школьникам, получившим высокие баллы, поступить на понравившееся направление.
В 2023 году результаты единого государственного экзамена выпускников республики значительно выше среднероссийских по всем предметам. Отмечается высокий уровень подготовки по химии: на ЕГЭ каждый третий ученик стал высокобалльником. Из 1983 школьников, сдающих ЕГЭ по этому предмету набрали 80 баллов или выше, 26 участников – 100 баллов. За счёт этого средний бал ЕГЭ по химии в Татарстане стал почти на девять баллов выше, чем среднероссийский результат. На 8 баллов выше результат ЕГЭ географии и английскому языку. На 7 баллов - по профильной математике и литературе.
В 2023 году по сравнению с 2022 годом существенно повысился средний балл ЕГЭ по химии, биологии, литературе. Но, по всей видимости, понизился уровень знаний по истории, обществознанию, информатике и английскому языку – средний балл ЕГЭ по этим предмет ниже прошлогодних.
- На уровне прошлого года сохранился средний балл ЕГЭ по русскому языку, математике профильной, физике, географии. Наиболее успешными по доле высокобалльных результатов в Республике Татарстан являются предметы: английский язык, литература, химия, русский язык, информатика и ИКТ, - отметили в министерстве образования и науки Татарстана.
Особенности проведения ЕГЭ-2024
В 2024 году ожидается 14 556 выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ. Им придётся столкнуться с некоторыми нововведениями, но не критичными.
Выпускники текущего года имеют право изменить уровень ЕГЭ по математике, то есть сменить «базовый» на «профильный» или наоборот не позднее чем за две недели до начала экзамена. Заявление подается на рассмотрение Государственной экзаменационной комиссии. При этом ученикам не нужно предоставлять документ, подтверждающий, что уровень ЕГЭ по математике меняется по уважительной причине.
Для итогового сочинения будут предусмотрели четыре даты: он будет проводиться в первую среду декабря, в первую среду февраля (7 февраля), во вторую среду апреля (10 апреля), а также в дополнительную дату, определенную Рособрнадзором (ранее 3-я дата назначалась на май, а не на апрель).
- Изменяется срок проведения ЕГЭ для выпускников прошлых лет. ЕГЭ для них проводится в резервные сроки основного периода проведения экзаменов. Участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, и соответствующего решения ГЭК, - отметили в министерстве.
Появились новые возможности для сдачи ЕГЭ у военнослужащих. Выпускники прошлых лет - военнослужащие по призыву или по контракту, поступающие на обучение в военные образовательные организации высшего образования, могут подать заявление не позднее, чем за две недели до начала экзамена.
Теперь у школьников, которые сдают экзамен по иностранному языку и информатике и ИКТ есть возможность пересдать ЕГЭ в тот же день, если во время проведения произошёл технический сбой. Раньше ребята повторно сдавали экзамен только в резервные дни, то есть немного позже.
Что изменится в КИМах?
На сайте Федерального института педагогических измерений опубликованы планируемые изменениях в КИМах.
- Планируется, как и в прошлые годы, уменьшение количества заданий по ряду предметов, изменение максимального первичного балла, уточнение критериев оценивания по отдельным заданиям. Все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом, - отметили в министерстве.
Например, в первой части КИМа по профильному уровню математики включили задание по геометрии, в котором школьникам предстоит определять точки вектора, вычислять длину и координаты, угол между векторами.
Не изменятся КИМы по базовой математике, химии, информатике и китайскому языку.
Автор: Алина Камалютдинова