Ушедший год стал временем закрепления тенденций, сформировавшихся в 2022 году. В первую очередь это разворот внешней торговли на Восток и Юг, активизация арктических проектов. Не случайно некоторые ранее подзабытые проекты получили второе дыхание, хотя их реализация по-прежнему под вопросом.
«Я вижу перспективы у каждого порта в нашей стране. Не должен быть рост одних портов за счет других. Конечно есть «звезды» среди портов. Но перекосы всегда чреваты непредсказуемыми последствиями. У каждого порта есть свое «историческое место» в развитии. Однако проблема чаще всего лежит в отсутствии достоверной, важной или существенной информации, а чаще всего — в непонимании и даже в незнании географии. И еще крайне важен целостный подход. Нельзя принимать фрагментарных решений. Все решения должны органично вписываться в общую стратегию развития транспортной инфраструктуры страны»
Глубинные интересы
Проект создания глубоководного порта в Архангельске обсуждается уже много лет. Однако в прежних условиях в нем не видели большого смысла: железная дорога в дальневосточном направлении не была настолько забита грузами, как сейчас. За последние два года все кардинально поменялось: возник острый дефицит провозной способности железнодорожной инфраструктуры, а порты с прямым выходом в мировой океан, без необходимости проходить Датские или Черноморские проливы, стали более востребованы в связи с геополитической обстановкой. Как следствие — вырос интерес и к порту Архангельск.
Так, на состоявшейся в декабре 2023 года встрече с президентом России Владимиром Путиным губернатор Архангельской области Александр Цыбульский вновь поднял вопрос о комплексном развитии Архангельского транспортного узла и создании глубоководного района. По мнению главы региона, данный проект необходимо включить в план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Ввод в эксплуатацию глубоководного района, в соответствии с новыми планами, должен состояться в 2031 году, а грузооборот составит до 25 млн тонн в год к 2040 году.
Старая Новая Земля
Проблема еще и в том, что данный проект изначально был ориентирован на поставки в Европу. То есть теперь он нуждается в полном переформатировании с расчетом на иные рынки сбыта и следовательно — иную логистику и экономику.
Идет ли груз в Индигу?
Разговоры о строительстве порта в Индиге (Ненецкий автономный округ) идут много лет. Сейчас проектом создания здесь незамерзающего глубоководного порта занимаются Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Группа компаний «Руститан», корпорация АЕОН и компания «ИнфраВЭБ». В соответствии с заявляемыми планами, грузовая база проекта оценивается в 67 млн тонн в год.
Найти Найбу
Еще один амбициозный глубоководный проект заявлен к реализации в порту Тикси в районе села Найба. Действующий порт нельзя назвать глубоководным — глубины здесь не превышают 5,8 м. После реализации проекта глубины здесь будут достигать 13 м, что обеспечит швартовку судов любых типоразмеров, способных проходить по Севморпути.
Многофункциональный Поронайск
Проект создания многофункционального грузового района на Сахалине в районе Поронайска был анонсирован в 2021 году. Он станет еще одним портовым проектом, реализующимся по концессионной схеме (по аналогии с «Портом Лавна» в Мурманской области). Согласно условиям соглашения, инвестор должен построить портовый комплекс мощностью до 14,5 млн тонн в год до конца 2026 года.
«Вместе с «Газпромом» планируем создавать завод по производству топлива. Возможно и нефтехимическое производство, а в непосредственной близости от него — мощности по выпуску минеральных и азотных удобрений, средств защиты растений полного цикла, кормового белка. Эти производства будут связаны с глубоководным портом на восточном побережье с нефтяным, угольным, газоконденсатным и бункеровочным терминалами. Проектирование транспортного объекта уже завершено».