Найти в Дзене
PortNews

Фантомы портовой инфраструктуры-2023

Проекты развития портовой инфраструктуры с высокими рисками реализации в заявленных параметрах. Графика «ПортНьюс»
Проекты развития портовой инфраструктуры с высокими рисками реализации в заявленных параметрах. Графика «ПортНьюс»

Ушедший год стал временем закрепления тенденций, сформировавшихся в 2022 году. В первую очередь это разворот внешней торговли на Восток и Юг, активизация арктических проектов. Не случайно некоторые ранее подзабытые проекты получили второе дыхание, хотя их реализация по-прежнему под вопросом.

Эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Софья Каткова
Эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Софья Каткова
«Я вижу перспективы у каждого порта в нашей стране. Не должен быть рост одних портов за счет других. Конечно есть «звезды» среди портов. Но перекосы всегда чреваты непредсказуемыми последствиями. У каждого порта есть свое «историческое место» в развитии. Однако проблема чаще всего лежит в отсутствии достоверной, важной или существенной информации, а чаще всего — в непонимании и даже в незнании географии. И еще крайне важен целостный подход. Нельзя принимать фрагментарных решений. Все решения должны органично вписываться в общую стратегию развития транспортной инфраструктуры страны»

Глубинные интересы

Графика «ПортНьюс»
Графика «ПортНьюс»

Проект создания глубоководного порта в Архангельске обсуждается уже много лет. Однако в прежних условиях в нем не видели большого смысла: железная дорога в дальневосточном направлении не была настолько забита грузами, как сейчас. За последние два года все кардинально поменялось: возник острый дефицит провозной способности железнодорожной инфраструктуры, а порты с прямым выходом в мировой океан, без необходимости проходить Датские или Черноморские проливы, стали более востребованы в связи с геополитической обстановкой. Как следствие — вырос интерес и к порту Архангельск.

Так, на состоявшейся в декабре 2023 года встрече с президентом России Владимиром Путиным губернатор Архангельской области Александр Цыбульский вновь поднял вопрос о комплексном развитии Архангельского транспортного узла и создании глубоководного района. По мнению главы региона, данный проект необходимо включить в план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Ввод в эксплуатацию глубоководного района, в соответствии с новыми планами, должен состояться в 2031 году, а грузооборот составит до 25 млн тонн в год к 2040 году.

 По мнению экспертов, основой грузовой базы должна стать продукция лесообрабатывающего комплекса. Ее отгрузка морским транспортом поможет разгрузить и без того перегруженную железнодорожную инфраструктуру. Как считает эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Софья Каткова, глубоководный район целесообразно разместить в районе Куйского маяка и Мыса Керец.
 По мнению экспертов, основой грузовой базы должна стать продукция лесообрабатывающего комплекса. Ее отгрузка морским транспортом поможет разгрузить и без того перегруженную железнодорожную инфраструктуру. Как считает эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Софья Каткова, глубоководный район целесообразно разместить в районе Куйского маяка и Мыса Керец.
 Главным минусом проекта, как и раньше, является высокий уровень капитальных затрат на его реализацию в то время, когда имеются более приоритетные проекты развития транспортной инфраструктуры (прежде всего Восточный полигон), требующие вливаний государственных средств.
 Главным минусом проекта, как и раньше, является высокий уровень капитальных затрат на его реализацию в то время, когда имеются более приоритетные проекты развития транспортной инфраструктуры (прежде всего Восточный полигон), требующие вливаний государственных средств.

Старая Новая Земля

Графика «ПортНьюс»
Графика «ПортНьюс»
 В Архангельской области имеется еще один проект — освоения Павловского месторождения и строительства в его рамках на архипелаге Новая Земля морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата с годовом грузооборотом в 357 тыс. тонн в год. Проект планировалось ввести в эксплуатацию в 2026 году. Учитывая, что спрос на цветные металлы растет, поскольку без них немыслимо развитие электроники, проект имеет право на существование.
 В Архангельской области имеется еще один проект — освоения Павловского месторождения и строительства в его рамках на архипелаге Новая Земля морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата с годовом грузооборотом в 357 тыс. тонн в год. Проект планировалось ввести в эксплуатацию в 2026 году. Учитывая, что спрос на цветные металлы растет, поскольку без них немыслимо развитие электроники, проект имеет право на существование.
 Однако из-за санкций инвестор проекта — АО «Первая горнорудная компания» (ПГРК, входит в структуру холдинга АО «Атомредметзолото», дочернее предприятие «Росатома»), была вынуждена отказаться от наиболее рентабельного плавучего варианта обогатительной фабрики. Сможет ли инвестор найти иное экономически обоснованное решение — вопрос открытый.
 Однако из-за санкций инвестор проекта — АО «Первая горнорудная компания» (ПГРК, входит в структуру холдинга АО «Атомредметзолото», дочернее предприятие «Росатома»), была вынуждена отказаться от наиболее рентабельного плавучего варианта обогатительной фабрики. Сможет ли инвестор найти иное экономически обоснованное решение — вопрос открытый.

Проблема еще и в том, что данный проект изначально был ориентирован на поставки в Европу. То есть теперь он нуждается в полном переформатировании с расчетом на иные рынки сбыта и следовательно — иную логистику и экономику.

Идет ли груз в Индигу?

Графика «ПортНьюс»
Графика «ПортНьюс»

Разговоры о строительстве порта в Индиге (Ненецкий автономный округ) идут много лет. Сейчас проектом создания здесь незамерзающего глубоководного порта занимаются Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Группа компаний «Руститан», корпорация АЕОН и компания «ИнфраВЭБ». В соответствии с заявляемыми планами, грузовая база проекта оценивается в 67 млн тонн в год.

 Предполагается, что южный район порта будет специализироваться на работе с нефтепродуктами, а северный сможет принимать крупные суда дедвейтом до 250 тыс. тонн. При этом на первом этапе планируется создать терминал, работающий по схеме трансшипмента.
 Предполагается, что южный район порта будет специализироваться на работе с нефтепродуктами, а северный сможет принимать крупные суда дедвейтом до 250 тыс. тонн. При этом на первом этапе планируется создать терминал, работающий по схеме трансшипмента.
 Риски проекта видятся в том, что для его реализации необходимо строительство Северного широтного хода, по которому «воз и ныне там». Поэтому пока мы видим этот проект как терминал, предназначенный под отгрузку титана с Пижемского месторождения.
 Риски проекта видятся в том, что для его реализации необходимо строительство Северного широтного хода, по которому «воз и ныне там». Поэтому пока мы видим этот проект как терминал, предназначенный под отгрузку титана с Пижемского месторождения.

Найти Найбу

Графика «ПортНьюс»
Графика «ПортНьюс»

Еще один амбициозный глубоководный проект заявлен к реализации в порту Тикси в районе села Найба. Действующий порт нельзя назвать глубоководным — глубины здесь не превышают 5,8 м. После реализации проекта глубины здесь будут достигать 13 м, что обеспечит швартовку судов любых типоразмеров, способных проходить по Севморпути.

 Мощность нового района заявлена в 30 млн тонн в год. В качестве грузовой базы рассматриваются грузы северного завоза, проектные грузы для арктических строек, продукция горнорудного кластера, создаваемого в соседних Усть-Янском и Верхоянском районах.
 Мощность нового района заявлена в 30 млн тонн в год. В качестве грузовой базы рассматриваются грузы северного завоза, проектные грузы для арктических строек, продукция горнорудного кластера, создаваемого в соседних Усть-Янском и Верхоянском районах.
 Данный проект, как и многие другие, ориентированные на судоходство по Севморпути, зависит от возможностей по обеспечению круглогодичной навигации и наличию флота соответствующего ледового класса. Заявленный грузооборот, впрочем, представляется завышенным. Кроме того, необходимо привлечение дноуглубительного флота, с которым после ухода западных игроков с российского рынка имеются сложности.
 Данный проект, как и многие другие, ориентированные на судоходство по Севморпути, зависит от возможностей по обеспечению круглогодичной навигации и наличию флота соответствующего ледового класса. Заявленный грузооборот, впрочем, представляется завышенным. Кроме того, необходимо привлечение дноуглубительного флота, с которым после ухода западных игроков с российского рынка имеются сложности.

Многофункциональный Поронайск

Проект создания многофункционального грузового района на Сахалине в районе Поронайска был анонсирован в 2021 году. Он станет еще одним портовым проектом, реализующимся по концессионной схеме (по аналогии с «Портом Лавна» в Мурманской области). Согласно условиям соглашения, инвестор должен построить портовый комплекс мощностью до 14,5 млн тонн в год до конца 2026 года.

Губернатор Сахалина Валерий Лимаренко
Губернатор Сахалина Валерий Лимаренко
«Вместе с «Газпромом» планируем создавать завод по производству топлива. Возможно и нефтехимическое производство, а в непосредственной близости от него — мощности по выпуску минеральных и азотных удобрений, средств защиты растений полного цикла, кормового белка. Эти производства будут связаны с глубоководным портом на восточном побережье с нефтяным, угольным, газоконденсатным и бункеровочным терминалами. Проектирование транспортного объекта уже завершено».
 Если оценивать перспективы проекта, то он имеет под собой экономические основания. Так, Дальний Восток испытывает дефицит топлива из-за проблем с логистикой, а локальное производство минудобрений найдет рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дальний Восток нуждается в создании производств на местах, чтобы не везти грузы из других областей России по и без того перегруженным железным дорогам. Соответственно, прямой выход на рынки АТР требует создания глубоководных портов.
 Если оценивать перспективы проекта, то он имеет под собой экономические основания. Так, Дальний Восток испытывает дефицит топлива из-за проблем с логистикой, а локальное производство минудобрений найдет рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дальний Восток нуждается в создании производств на местах, чтобы не везти грузы из других областей России по и без того перегруженным железным дорогам. Соответственно, прямой выход на рынки АТР требует создания глубоководных портов.
Изначально сообщалось, что к строительству приступят с середины 2023 года, однако официальной информации о старте работ пока не было.
Изначально сообщалось, что к строительству приступят с середины 2023 года, однако официальной информации о старте работ пока не было.