Один ли это персонаж с гайдаевским Трусом? Может Хмырь это Трус, отсидевший за похищение Нины и прочие «подвиги»?
Обожаю старых добрых «Джентльменов удачи». Могу эту лирическую комедию хоть сто раз в год пересматривать, каждый раз отыскивая все новые бесчетные смыслы и моменты.
Вот, к примеру, взять Хмыря. Он же Гаврила Петрович Шереметев в блистательном исполнении моего любимого Георгия Вицина. Кстати, уникальная для Вицина роль - он вообще не особо любил матерых уголовничков играть. Если не считать малохольного Труса из знаменитой троицы. И вообще столь драматических ролей у Вицина не так уж и много.
А ведь Гаврила Петрович - человек тяжелейшей судьбы. Сейчас объясню, в чем тут дело.
Наш герой носит почти дворянскую фамилию ( ШереметЬев, графья правда ШереМЕтевы звались). Не исключено, что к «бывшим эксплуататорам» относился как-то.
Видно, что ведь из весьма интеллигентной семьи, получил когда-то хорошее образование. В молодости ходил на балет, отлично играет в шахматы, музицирует на пианино, читает английские слова. Причем с явно американским. а не британским, акцентом - ротирует на заокеанский манер r в слове giRl (девушка :)
Английский, в годы детства Гаврилы Петровича (1930-е и 1940-е годы) учили, кстати, нечасто в школах. Чаще немецкий и французский советские ученики зубрили. Потому похоже, что наш герой в какое-то непростое учебное заведение ходил. А может и вовсе с американцами настоящими общался.
Возможно, даже если Шереметев не был из дворян, такая аристократическая фамилия все равно ему немало крови попила в юности... Не везде брали на работу, неохотно продвигали по службе, могли при поступлении в комсомол или партию отказать.
У Хмыря, как мы знаем, имелась в 1950-е годы семья. Жена, сын. Возможно ради них, Гаврила Петрович решился в трудное время на первое какое-то совсем преступление, еще мелкое. Может каким-то ответственным счетоводом, главным бухгалтером где-то служил, не туда пару цифр в отчетность приписал. Попался на подлоге, недостаче и все завертелось...
Я тут кстати связываю вицинского Гаврилу Петровича из начала 1970-х с его же Трусом из 1960-х. Не исключено, что Трус это просто тот же Хмырь. Просто еще молодой, не имевший тюремного да большого уголовного опыта.
Трус, может после первого условного срока, выслан был куда-то на спецпоселение в деревню. Там связался с теми же Балбесом да Бывалым. Те его, еще робкого интеллигента, завлекли в свои сети да и довели до реального цугундера. То вместе браконьерничали, то самогон варили, то склад грабили, то человека похищали.
По советскому УК 1960-го года Трус как подельник в похищении человека (Нины) группой лиц да по предварительному сговору, плюс отягчающие в виде погони за Шуриком, мог в середине шестидесятых получить до пяти лет реального лишения свободы. Тогда на зоне скорее всего где-то и пересекся с Доцентом и компанией.
Оттуда же с кичи наш герой вышел спустя годы уже видавшим виды Хмырем. То есть, в переводе с уголовного жаргона "мутным, мрачным типом". Или даже "поваром" - тех на лагерном сленге тоже хмырями звали.
Гаврила Петрович для криминального мира не своей. Он явно не Косой, и уж точно не Доцент. Хотя задатки вожака явно имеет, становится неформальным лидером тройки, словно "мозговой центр" рулит Косым и Василием Алибабаевичем.
Но становиться блатным, авторитетом Хмырь явно не планирует. Желает соскочить при первой же возможности - наверняка именно для этого ворует и прячет под половицу общие деньги. Ведь нужны какие-то средства для возвращения к нормальной жизни. В любом случае также привычно крысятничает, как когда-то, еще Трусом будучи - чей туфля?
Буквально слезы наворачиваются, когда Хмырь смотрит из окна на красиво катающую девушку и рассказывает о "Лебедином озере", о своей прошлой жизни.
В поведении Хмыря вижу и такую линию - он будто подозревает, что Доцент не настоящий. Ну или просто недостоен бандой рулить. Регулярно того испытывает, оспаривает его авторитет, смотрит, спрашивает - что тот будет без денег делать, отпустит ли Василия Алибабаевича, готового уйти...
В момент с дракой после партии в шахматы отлично видно, что Трус уже далеко не Трус стал... 2-3 секунды всего. Но видно, как Хмырь дерется за свою правоту.
Однако осознав после получения из дому письма, что упущенного уже не вернуть, явно сожалеющий о судьбе Хмырь попытался наложить на себя руки. В этот раз, к счастью, был спасен из петли. Саму трагичную сцену удалили из фильма цензоры.
Но отнюдь не исключаю, что попытку обреченный Гаврила Петрович повторил вскорости, где-нибудь в камере. И уже удачно...
Как вы думаете, уважаемые читатели, связан ли все-таки Хмырь с Трусом, один ли это персонаж?