Время накануне Рождества Христова -- время чудес. Кто-то берется за гадания, ворожбу, пытает судьбу, что было, что будет, чем сердце успокоится, а кто-то просто ждет в тишине великого праздника всех христиан. Признаюсь, я тоже одной ногой стояла в православии, другой - в язычестве. И оправдывала себя, ну все же так живут. А Гоголь с его "Вечерами на хуторе близь Диканьки"? А поэмы и сказки других русских писателей и поэтов? "Светлана" Жуковского? Это ведь не серьезно, вроде баловства. Но однажды случилось в нашей жизни такое событие, что напрочь отшибло желание погадать.
Было это на светлой пасхальной седьмице в 2004 году и связано с квартирой. Жили мы с дочкой после смерти мужа в старом аварийном доме. Занимали 2 комнаты в коммунальной квартире. Я не случайно про смерть мужа упомянула, это обстоятельство сыграло важную роль в нашей жизни. Дом наш попал под действие Государственной Программы "Ветхое Жилье". Расселять нас стали бодро и весело -- в поселке, где мы живем, вел бурное жилищное строительство Газпром, 15 процентов от общего объема выделяли исполкому горсовета ( не помню точно, как стали называться эти структуры после распада СССР, главное, функции и исполнители остались те же, что и раньше). Вызвали в исполком и меня и торжественно вручили ордер в новом доме. Я обрадовалась, но вчитавшись, чуть в обморок не упала -- нас с дочерью переселяли в однокомнатную квартиру... Позвольте, у нас 2 прекрасные комнаты, почему вы ухудшаете наши жилищные условия, спросила я чиновницу из жилотдела. Почему моей соседке из одной комнаты дали ордер на двухкомнатную квартиру, а мне -- на однокомнатную? Потому что у нее сын, они разнополые. А у вас дочь. Был бы у вас сын, или был бы жив ваш муж, и вы бы получили двушку. А так, по социальным нормам как однополым вам положена однокомнатная квартира. Таково требование Жилищного Кодекса РФ.
Всю Пасху я проплакала. А мои соседи уже бегали по магазинам за обоями, краской, сантехникой -- торопились сделать ремонт в новых квартирах. В итоге осталось в доме несколько семей с "трудными случаями", в том числе мы с дочкой.
И вот утром на второй или третий день после моего похода в жилотдел приходит ко мне дочь и рассказывает: снился ей странный сон. Будто у нас в мебельной стенке, где иконы стоят, появилась женщина с младенцем на одной руке и палицей в другой. За ней -- воинство крылатое и у ног много людей с протянутыми руками. И говорит Она ("мама, это Пресвятая Богородица была, я ее узнала"): не плачьте, только я вас от чиновников защищу. Сказала так и пропала, как растаяла.
Мы были потрясены. Но еще большее потрясение испытали, когда пришли в храм и там дочь увидела икону, которую раньше не замечали -- не было ее. Икона на всю стену, матушка Пресвятая Богородица в развевающемся покрывале, с палицей в одной руке и Божественным Младенцем в другой, с сонмом воинства небесного и толпой несчастных как бы выходит из стены навстречу людям. Впечатление непередаваемое. Что за икона, откуда взялась? Здесь еще неделю назад ее не было.
Дождались окончания литургии, подошли к священнику. Стали расспрашивать, что да как. Он и рассказал, что икона "Всех скорбящих радость с грошиками" принадлежала царской семье. Ее успел вывезти заграницу племянник Николая второго Тихон Николаевич Куликовский - Романов. Всю жизнь он хранил эту семейную реликвию, а в конце жизни завещал жене, Ольге Николаевне, привезти ее в Россию и подарить молодому сельскому храму. Так икона оказалась у нас -- храм недавно открыли, его еще обживать и обживать, приход только формируется, к тому же приход считается сельским. Рассказали и мы, как Богородица пришла утешить нас своей иконой.
Отец Александр тут же остановил верующих, которые уже хотели уходить, объявил о чудесном явлении нашей семье Пресвятой Богородицы и отслужил молебен перед святыней.
. Нам было очень неловко оказаться в центре внимания прихожан. Но батюшка сказал, что такой факт скрывать нельзя, такие случаи способны поддержать веру многих сомневающихся.
... Что-то переменилось в жилищном обеспечении -- нам вдруг предложили двушку, но смежную в старом доме. Я отказалась. Спасибо, нажилась в развалюхе. После очередного разочарования к нам опять пришла Богородица. Вижу ее во сне лежащей на столе в гробу, в успении. Смотрю-- женщина в простом беленьком платочке, в каком старушки в храм ходят, с цветочками. Открывает Она глаза и садится, берет меня за руку и спрашивает: "Ну как вы, милые?" Я аж задохнулась: это мы-то милые, гордячки-спорщицы, сладкоежки, сони? Кладет Богородица мне в ладонь свою руку, а она теплая, нежная, пальчики тонкие, как у ребенка. Я говорю: " Ничего нам, матушка, не дали." -- "А на каком этаже хотите?" Я думаю, Господи, да хоть на десятом! Она на меня ласково так посмотрела и закрыла глаза. А глаза ясные-ясные, как прозрачная морская вода. И вижу другое-- икону, где Она голову набок склонила. Икона корпусная, по грудь. Печальная.
Проснулась я как в облаке неземном. Лечу на работу. У первой же книжкой лавки вижу томик "Иконы Пресвятой Богородицы". Открываю на первой же попавшейся странице и вижу эту склоненную головку, как во сне. Читаю: редкая икона "Богородица в успении". Без Младенца, без ангелов. Грустная икона. Никогда ее раньше не видела.
... Прошло несколько лет. И меня снова пригласили за ордером. Новый дом, двушка с раздельными комнатами, прекрасной планировки! Не забыла нас Матушка.Там началась у нас новая жизнь.
А икона царской семьи у нас в храме чудотворной прослыла. Благодарные прихожане оставляют возле нее цепочки, колечки, крестики.
Долго я молчала после первого молебна Матушке Пресвятой Богородице "Всех скорбящих радосте с грошиками" в 2004 году. Прошло почти 20 лет. Думаю, настало время поделиться с читателями чудом, которое она совершила с моей душой: утешением. Сегодня в нем многие нуждаются. Пусть кому-то станет легче от моего рассказа. В нем чистая правда.