Большая коллекция живописи в Егорьевском музее имеет одну отличительную черту, весьма бросающуюся в глаза: все они принадлежат кисти "неизвестных художников" - так называемых "нахалов". Кто они? Самоучки из крепостных или небогатых горожан, ученики иконописных мастерских. Вот, например, "Дворец царевича Димитрия в Угличе", 19 век. Образчик наивной живописи?
И ни одной картины, подписанной художником - хоть знаменитым, хоть малоизвестным. Случайность? Бедность собрания? Да ни в коем случае! Призову на помощь сборник "Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьёзы и прочие замечательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея", где сказано вот что:
"Живописная часть собрания...сложившаяся трудами двух поколений семьи Бардыгиных...является редким по силе выразительности образцом купеческого коллекционирования. Её состав настолько своеобразен, что воссоздаёт черты личности собирателя...."
Собирал С.И. Щукин полотна Сезанна, Гогена и прочих, а М. Н. Бардыгина интересовало родное - бытовая культура и уклад жизни купеческого и крестьянского сословий - а ведь для этих сословий музей и создавался. Не царственные особы (за исключением императоров АлександраI и Александра II) смотрят с портретов, но...немолодая купчиха в кружевном чепце:
Бытовой портрет - как без него? Главной задачей живописца здесь было сходство с изображаемым человеком. Притом, что портрет мог быть и посмертным:
"Успение рабы божьей Анны", конец 1830-х гг. В нижней части картины идёт текст, который объясняет печальный сюжет картины - женщина-то умерла родами, за два года до того потеряв двоих сыновей и троих дочерей. Фёдору, супругу несчастной женщины, было видение, предсказавшее смерть жены и новорожденного сына....Вон он, плачет над женой.... Но как соединены здесь драматические события одной человеческой жизни! И вечная тема - напоминание о неизбежности смерти....
Ещё о портретах из собрания Егорьевского музея:
А что до исторических персонажей, то их образы складывались под влиянием литературных произведений и служили иллюстрациями на темы особых моментов русской истории - например, для тех, кто, может быть, и читать-то не умел. Таков сюжет картины "Самозванец и царь Борис Фёдорович Годунов", совпадающий с текстом и иллюстрацией сочинения Ф. Булгарина "Дмитрий Самозванец":
Исходная гравюра была чёрно-белой, но художник воспроизвёл цвета, описанные в тексте романа - зелёные обои, красные бархатные подушки дубового кресла. Две свечи, библия в серебряном окладе, мудрый царь, сидящий за столом своего "рабочего кабинета".
В коллекции музея много картин, рассказывающих о жизни царя Петра I - а эта личность живо занимала умы, представляясь в придворных кругах творцом истории. Однако в провинции.... Процитирую-ка лучше статью из вышеупомянутого сборника о Егорьевском музее:
" Однако огромная художественная провинция (которой, за исключением новой столицы, была вся Россия) пребывала за пределами цензурных запретов. Приверженные старой вере художественные центры, в том числе и близкие к Егорьевску подмосковные Гуслицы, оставались средоточием "третьей культуры" примитива, близкой к народному искусству, но не чуждавшейся заимствований из сферы "высокого" учёного искусства" (Прокофьев В. Н. )
То есть, как хотели, так и рисовали "нахалы"; а ведь в старообрядческой среде Пётр I виделся не иначе, как "варвар с топором" и злодей-антихрист, что и нашло отражение в некоторых сюжетах из егорьевского собрания.
Три канонических "петровских" сюжета копируют гравюры серии 1833 года, изданной А. Логиновым. Вот одна из них - "Пётр I коронует Екатерину", где действующие лица облачены в старорусское платье, которое ещё нескоро войдёт в придворную моду:
Следующая картина - о чудесном спасении царя со спутниками во время бури. Здесь Пётр I также вполне канонический и - отважный герой:
Картина называется "Пётр Великий в бурю на Ладожском озере" (1876 г.) и восходит к картине К. Штейбена 1812 г., с которой делалось множество гравюр и литографий.
Ещё о "неизвестных художниках" и "петровских" сюжетах:
Зато на картине "Казнь в присутствии императора Петра I" монарх - стоящий на эшафоте с отрубленной головой в руках - предстаёт в образе жестоком и отвратительном.
Речь идёт о казни шотландской красавицы Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра I. Уличенная в убийстве своего незаконнорожденного ребенка, она - несмотря на заступничество Екатерины - была казнена 14 марта 1719 года. Пётр I присутствовал при этой казни, а сразу после её совершения поднял отрубленную голову и стал демонстрировать собравшимся устройство кровеносной системы, питающей мозг. Голова несчастной женщины, помещенная в спиртовой раствор, долго хранилась в Кунсткамере. Такой вот урок анатомии.
А ещё картины-притчи! Библейские, евангельские сюжеты, тема бренности бытия, жертвенности, искушения и преодоления грехов - они свойственны старообрядческой культуре. В статье Н. Перевезенцевой из сборника о Егорьевском музее читаем:
"Созданные в лапидарной архаичной манере во второй половине 19 - начале 20 века, нередко с образцов печатного религиозного лубка, эти картины имеют...эстетику, близкую массовой, так называемой "расхожей" иконе. "
Вот, например, " Валаамова ослица":
Библейская притча, предостерегающая от "обольщения мздой", об ослице, которая заговорила человеческим голосом, дабы остановить беззаконие. Такие картины -"святости" могли быть рисованы в монастырях, для продажи паломникам.
Ещё один сюжет из Ветхого Завета - "Юдифь с головой Олоферна":
Это история о том, как вдова Юдифь отправилась в лагерь ассирийцев и отрубила голову уснувшему военачальнику царя Навуходоносора Олоферну его же мечом.
Висела же такая картина у кого-то в гостиной! Это вам не пейзажик повесить или там букетик ромашек....
Снова Ветхий Завет: "Ной с сыновьями", вторая половина 19 века.
В картушах - вольный пересказ библейских текстов. Справа сцены потопа, жертвоприношения и опьянения Ноя напоминают житийные клейма. Фигура Ноя, гениального кораблестроителя, а также спасителя человечества и прочих "тварей по паре", довлеет над всем, и его сыновья Хам, Сим и Яфет - взрослые дяденьки-бородачи - по сравнению с папенькой выглядят скромно. По масштабу личностей, однако!
Пеликан! Да не тот, что в зоопарке, а персонаж славянского бестиария 17 века. Там пеликан - мифическая птица, которая разрывает себе грудь, чтобы собственной кровью питать птенцов - стала символом искупительной жертвы Христа. Конечно, речь не о еде: пеликанчиков ужалил змий, и кровь матери должна оживить её мёртвых детей....
Вон и змий-погубитель, чёрный, огромный, с пресловутым яблоком. Вверху справа - чаша причастия. Такой сюжет известен в живописи уже с конца 18 века.
Справа же - мёртвый птенец, которому уже не ожить. Смерть! Она, может быть, стоит у тебя за плечом. "Не уйдёшь от того, кто за тобой", - гласит надпись в центре. Да вот и гробик очень кстати стоит наготове. А купчина-то - не замечает.... "Купец и смерть", неизвестный художник, вторая половина 19 века.
Вероятно, такие картины могли висеть где-нибудь рядом с иконами, и их назначение состояло в назидании человека на протяжении его жизненного пути.
А что до тщеты земной жизни, о том, что всё тлен и прах.... Взглянем на деревянную скульптуру, одно из лучших произведений народной скульптуры. Вероятно, её автор - резчик Василий Савинов из д. Тимирёво, что возле Егорьевска. И вспомним того, кто здесь изображён - Михаила Никифоровича Бардыгина. Основатель музея, подаривший его городу Егорьевску в 1915 г., продолжая при этом финансировать музей, который мечтал построить для него новое здание в стиле древнерусской архитектуры, уже спроектированное А. В. Щусевым. М. Н. Бардыгин изображён в рост, на груди - знак мирового судьи.
И лезла в голову настырная мысль: вот, был вполне устроенный купеческий город, велась торговля, строились храмы, Хлудовы да Бардыгины возводили фабрики по последнему слову техники, осуществляя самую настоящую индустриализацию России, заботясь при этом и о рабочих. И о просвещении не забывали - бесплатная библиотека, музей, училища - одно электротехническое, "имени цесаревича Алексея" - под покровительством цесаревича - чего стоило!
И всё кануло. Вместо прекрасного ампирного собора, созданного. прославленным О. И. Бове- стоял дверь в дверь с нынешним музеем! - указует неведомо куда вождь.
"...Был целый мир - и нет его..." (Георгий Иванов, 1941)
Годы жизни Михаила Никифоровича Бардыгина - 1864-1933. Застал - и первую русскую революцию, и отречение государя-императора, и Октябрьские и особенно последующие за оными события. Была разорена могила его отца, бессменного городского головы, Никифора Михайловича Бардыгина, похороненного в Троицком соборе монастыря.
А что сталось с М. Н. Бардыгиным и с его семьёй?
Поначалу М. Н. Бардыгин служил в Наркомате лёгкой промышленности, где курировал текстильную отрасль. После неудачного побега на юг России к белым и отбывания наказания в Бутырской тюрьме, в 1923 г. - посредством личных связей - сумел выехать сначала в Германию, а затем в Ниццу, со всем семейством, кроме сына Алексея, навсегда оставшегося в России. В 1928 г. Алексей Бардыгин был арестован; делил заключение на Соловках с Дм. Лихачёвым, который высоко отзывался о нём в своих воспоминаниях.
Во Франции Михаил Никифорович состоял членом Российского торгово-промышленного и финансового союза и участвовал в работе Монархического объединения в Ницце. Написал книгу «Созвучия Нового Завета».
Супруга, Глафира Васильевна, пережила мужа на восемь лет. Могила М. Н. Бардыгина и его жены находится на русском кладбище Кокад в Ницце.
Ещё о Егорьевском историко-художественном музее здесь:
А по славному Егорьевску можно погулять здесь: