В деревне у тети в соседях жила старушка, баба Лиза. Родители отправляли меня на все летние каникулы к тетке, как они говорили:"На парное молочко и свежий воздух". Тетя целыми днями работала, а баба Лиза, наша дальняя родственница, приглядывала за мной.
Бабу Лизу я любила. Всегда веселая была, не ворчала. Всегда у нее наготове шутки-прибаутки, пословицы всякие. Опрятная. В доме всегда порядок. Белые, выбитые ею самой, занавесочки, на столе скатерка, половики старинные домотканые, кровать железная, с шишечками у изголовья. На кровати покрывало из лоскутков, из-под которого выглядывает подзор. Подушки огромные поставлены друг на друга и покрыты накидушкой кисейной. На диванчике маленькие подушечки-думки, да непростые, а вышитые крестиком самой бабой Лизой. Зайдешь в горницу и уходить не хочется.
Да и сама Баба Лизу чистюля. Белый свежий платочек, чистый передник. Ни разу не видела ее в грязной одежде.
Мы с ней и по грибы-ягоды ходили, и баню топили, и блинчики печь она меня учила. Помогала я ей корову загонять, кур кормить. Вечерами чай пили с ее пирогами с капустой. Дружно жили. Ее внуки выросли, вот она меня к себе и грудила.
Вот сидим мы с ней, вечеряем. Я и пристала с расспросами про семью, про отца ее. Пока маленькая была, она все отнекивалась, а подросла, она и поведала мне свою историю.
Баба Лиза чай разливает и старинную песню поет про то, как солдат на войну уходит.
-Матушка мне рассказывала, что эту песню пели, когда моего отца на фронт отправляли. Мама тяжелая была, моего младшего брата под сердцем носила. Отец уж в машине был, а я тянулась все к нему. Он на руки меня взял, поцеловал, а когда спускал с машины обратно, то с головы его упала фуражка в пыль на дорогу. Машина тронулась. Женщины плакали, махали руками вслед. А одна старушка, покачав головой сказала:
-Плохая примета это... не вернется наш Леня.
Так и вышло. Мама наша одна с двумя малышами осталась. Через год похоронку на мужа получила.
Жили в ветхой избенке. Больше идти было некуда. Потом сослуживец отца раненый на побывку пришел. Все рассказал матери и передал последнее его письмо, которое отправить тот не успел. Долго мама то письмо берегла. Все, что от ее любимого Лени и осталось...
Голодно в войну было. На пашню ходили, мерзлую картошку собирали, даже из ботвы свеклы похлебку делали. Но выжили, так как за друг друга держались. помогали.
Мамка строгая была. С малых лет мы ей по дому помогали. А чуть подросла я, то и на ферме стала помогать. Брат младше меня на три года был. Ему бы в школу идти, а тут беда случилась. Упал он с дерева, убился насмерть. Мать слезЫ на людях не проронила, почернела вся от горя. Хотела руки на себя наложить, да сосед увидел. Вырвал веревку из рук:
-Ишь чего удумала! Видел бы тебя твой Леня сейчас. Думаешь только тебе тяжело? Ну умрешь, а кто же Лизуньку твою растить будет да в люди выводить? Сироту оставить хочешь? Аль забыла, как без матери жить? Ведь сама с мачехой жила. Много ли ласки видела? А? А Лизка твоя круглой сиротой останется?!
Мать как очнулась. Кинулась ко мне в ноги да давай рыдать, целовать меня, прижимать к себе. А я то не пойму ничего, не видела. Только став взрослой мне мама про этот случай рассказала.
С тех пор мама стала другой. Раньше я как былинка в поле росла, а теперь и материнскую любовь, и внимание познала.
Мама замуж так не вышла, не могла отца забыть. Жили мы с ней дружно. Я выросла, после школы стала тоже на ферме работать. Хоть мама и мечтала, чтобы я на швею выучилась, только я не хотела из деревни уезжать. И была на то причина. Уже год как ухаживал за мной паренек из соседней деревни.
Вдруг он пропал. Потом я узнала, что женился он. Такой измены я не ожидала, ведь он уж и о свадьбе поговаривал, да и в деревне все знали, что Игнат за мной ухаживает. А нет. Не тут то было... Оказалось, что другая от него ребеночка ждет. Вот родители быстренько и женили, чтобы девку не позорить...
Я переживала сначала сильно, из дома не хотела выходить. А потом плюнула. Что я хуже всех? Чего мне стыдиться-то? Али чего украла?
У нас в деревне так было. Наши парни в соседние деревни ходили, невест себе искать, а к нам из других приезжали. Вот на вечерках меня один и заприметил. Я на него внимания не обращала. А он возьми да и зашли сватов. Я не ожидала такого, а мама настояла:
-Смотри, прокидаешься. Петр хороший, да и семья у них хорошая. Я знаю. Иди, не пожалеешь.
Я и согласилась. Свадьбу сыграли зимой. Жених на тройке лошадей наряженных приехал, дуга вся разукрашена. Платье мне сама мама пошила, я вышила цветы на нем. Красивый наряд получился. Все девчонки мне завидовали. Гуляли весело. С песнями, танцами, шутками. Одна я грустная была, боялась своего жениха.
Он добрый и понятливый оказался. Только через месяц я его стала. Свекровь со свекром и впрямь хорошими людьми оказались. Кроме как Лизонька да доченька, никак меня не называли.
Петр у них один был. Они ему счастья хотели. Дом построили неподалеку. Там наш первенец Федор и народился уж. Да болезный был. Только годик и пожил. Раньше много детишек не выживало. То болезнь какая-нибудь, то слабенькие родятся.
Я плакала. Года три больше не получалось мне дитя завести. А потом счастье ко мне и повернулось. Сразу двух девок родила. Горластые были. Я со свекровью день и ночь их качала, успокаивала. Если бы не она, я и не справилась бы. Девчонки здоровые, крепкие. Маша и Дашутка мы их назвали. Больше у нас деток с Петром и не было.
А потом беда к нам пришла. Утонул муж мой. На тракторе ехал, тот под лед и провалился. Не выбрался он. Похоронила, хотела к матери уехать, да свекровь не пустила:
-Не бросай нас. Мы без вас уж и сможем. Перебирайся в нашу избу, будем вместе жить. А если и встретишь мужчину, ты же молодая, я противиться не буду.
К ним я не пошла, маму к себе забрала. Она уж в то время болеть сильно стала. Вместе и жили. Дружно, помогали друг другу.
Мама моя тихо умерла. Я и не ожидала. За ужином и говорит:
-Ты уж меня в свою деревню увези , если что...
Спать легла и не проснулась больше...
Осталась я одна с дочками. Девчонки в школе учатся. Умницы, все в отца. Трудолюбивые, аккуратные, послушные. Тут ко мне один свататься стал. Вдовец. Я ни в какую. Он через свекровь ко мне стал подбираться. Уговорили. Вышла я замуж, сын у нас появился. Если мои-то послушные, а тот сорванец. Натерпелась я с ним! Но справились вместе. Школу закончил, в институт поступил. Сейчас в Москве живет, большой начальник. Меня не обижает. Каждое лето приезжает на несколько дней, гостинцев навезет, а я и не знаю, что с ними делать-то.
Дочки тоже выучились. Семьи у всех. Правда детей много не заводят, видно не модно сейчас. Всего по одному родили и все. Редко приезжают. Когда маленькие были внуки, то целыми летами здесь гостили. Дом как улей гудел. А сейчас выросли, свои семьи завели. Зовут меня к себе, а я не еду. Где родился, там и сгодился. Не люб мне город. Что там? Шум, дым и суета одна. Не то что у нас. Тишина, покой, красота...
Баба Лиза налила чай на блюдечко и стала дуть. Уж никто так чай сейчас не пьет, а она только так и любит.
Вот такие воспоминания о совсем обычной деревенской женщине, прожившей долгую жизнь.