Найти тему
Metal Head

CATHEDRAL: ОТЗВУК ОТ КУПОЛА

/Окончание. Начало обзора дискографии Cathedral читайте здесь/

После «The Carnival Bizarre» (1995) практически каждый, кто имел в той или иной степени отношение к тяжелому року знал, кто такие эти Catherdal. Группа находилась на вершине своей славы, но, увы, вершина эта не была столовой горой, а оказалась лишь острой синусоидой. После этого последовало быстрое движение вниз.

Следующий диск, "Supernatural Birth Machine" («Сверхъестественная машина рождения», 1996), был не таким качественным, поскольку сессии проходили практически без репетиций, а тексты Дорриан накропал буквально за несколько минут до начала записи.

Всё начинается с шумового интро и плавно перетекает в 1-й задорный трек - все фирменные ингредиенты группы здесь присутствуют, но сама дорожка абсолютно не впечатляет, как и последующие композиции, исполненные, в принципе, в одном ключе. Основная причина в том, что соло-гитара выдает довольно избитые риффы. И до обидного мало интересных звуковых решений.

Очевидно, что у ребят уже не хватает интересных идей, таких, которые присутствовали еще на релизах 93-95-х гг. Звучание на этом релизе "живое", особенно выделяется разнообразная игра басиста Лео Сми. Но на сей раз думовой составляющей очень мало, играет практически чистый стоунер-метал.

Ни один трек на «Машине рождения» меня не зацепил, даже вокал Дорриана не понравился – какой-то он тут надсадный, словно слова местами даются Ли с большим трудом. Не знаю, в каком состоянии лидер команды записывал альбом, но одной из причин вполне могла быть та, о которой я подумал.

Вобщем, не понравилось ничего, кроме, пожалуй, басов и обложки.

В добавок ко всему, во время последующего тура не обошлось без злоключений. Сначала Ли и Лео побывали в колумбийской тюрьме, а затем от группы смылся промоутер, прихватив всю наличность. Пришлось группе гастроли сворачивать и возобновлять их лишь по возвращении домой.

Вышедший пару лет спустя «Caravan Beyond Redemption» («Караван за гранью искупления», 1998) смог поправить дела коллектива и вернуть слушателям веру в его будущее. В целом, альбом получился неплохим, но не без огрехов. Главным минусом можно считать то, что его нельзя назвать цельным, песни сильно разнятся между собой, эдакая сборная солянка. Такое ощущение, что группа так до конца и не определилась, в каком же стиле будет записывать альбом, в стоунере, думе или вообще хард-роке. Ну и второй минус - альбом катастрофически быстро надоел, в свое время буквально за пару прогонов, и переслушивать его желания не возникает.

К сожалению, нет здесь песен уровня «Fountain Of Innocence» или «Vampire Sun» хотя есть вполне достойные номера, например «The Unnatural World» или «Earth Messiah». Вроде бы и грамотно всё сделано, но чего-то не хватает.

Затем в деятельности Cathedral наступил период затишья, и многие поговаривали о распаде команды. Четыре последующих года Lee Dorrian, лидер и вокалист Cathedral, обещал выпустить новый альбом. Также он обмолвился, что хочет возвратиться к корням – то бишь угрюмому doom, который Cathedral играли в начале 90-х.

И он не соврал, но я не ожидал, что возвращение будет настолько убедительным не в самом хорошем смысле слова. На альбоме «The VIIth Coming» («Седьмое пришествие», 2002) нарулили весьма суровый звук – грязные гитары, плавающее железо и вокал, звучащий будто бы сквозь подушку. Эффект получился обратный - сразу вспоминаются китайские магнитолы, зажеванные кассеты и джинсовые куртки с логотипами, нанесенными шариковой ручкой.

Короче говоря, слушая данный альбом, вспоминал вымученный «In Memorium». Только тут все немного по-другому: неторопливый стоунер-метал, временами скатывающийся в апокалиптический doom.

Выделяется самый лучший, на мой взгляд, трек альбома "Resisting The Ghost" - удачное вступление, мощный куплет, бьющий припев. Также можно отметить вещь "Aphrodite's Winter". Всё это пахнет нездоровым (в хорошем смысле слова) авангардизмом в духе Mr.Bungle. Среди остальных песен мне трудно выделить какую-либо выдающуюся.

Затем последовал период компиляций и переизданий своей же классики. Позже в сентябре 2005 года на Nuclear Blast выходит "The Garden of Unearthly" («Сад неземных наслаждений»), продюсер альбома Warren Ryker по поводу его выхода заявил следующее:

"The Garden of Unearthly Delights" - наиболее разнообразный альбом группы. Такая вещь, как "North Berwick Witch Trials" воскресит в памяти бессмертные риффы из "Hopkins", "Ride" или "Tree of Life And Death".

И, наконец, огромный, 27-ми минутный эпос "The Garden", почти лопающийся от такого количества идей и переходов в атмосфере, что ни одна другая группа, вероятно, не соберет в целом альбоме. Использование стилистических приемов, от скрипки и до женского вокала, являются фирменными приемами Cathedral. "The Garden of Unearthly Delights" - будет большим удовольствием как для старых фэнов, так и для новых поклонников группы."

Да-да…Появление "The Garden" окончательно убедил каждого, что лучшие годы команды остались позади. Ли Дорриан в рамках этого кругляша не выпустил ничего интересного. В этом – целиком его вина, ибо песни у него получились пресными и бездушными. Уж не знаю, что тому причиной – то ли избитые риффы, которые он упорно не хочет менять из альбома в альбом, то ли упорное нежелание двигаться вперед в творчестве. После первой же песни даже уже не интересно, что Дорриан придумал на этот раз. Ибо возникает уверенность – если придумал, то совсем немного.

Из музыкантов по-прежнему игра бас-гитариста самая лучшая. Он не следует за лидер-гитарой, а четко ведет свою линию.

Лично по-моему мнению, внимания стоит, несмотря на длину, только один трек: «Oro The Manslayer», ибо исполнен в нетрадиционном для Catherdal ключе. Тут можно идеально прослушать работу всех инструментов.

За содержимое "The Garden" сказали его продажи, вследствие чего Дорриан ограничивался лишь концертами и выпусками разных видео и песен в различных сборниках. В ноябре 2010 года группа отправляется в известную студию Chapel, где писались The Darkness, Napalm Death, Uriah Heep, расположенную в Lincolnshire, для записи своего девятого полноформатного альбома. Несмотря на слабые продажи "The Garden" Дорриану удалось убедить бонзов Nuclear Blast сохранить контракт.

Диск получил название "The Guessing Game" («Игра в догадки»), его продюсером снова выступил Riker, над обложкой работал Dave Patchett. Здесь мы получили движение от простого к сложному и еще более сложному.

На нем музыканты дистиллировали дум, сублимировали джаз, намешали психоделию, наперчили стоунером и в избытке перемешали с тем, что сейчас называют echo rock. Получилась непонятная смесь King Crimson, Black Sabbath, The Cardigans и еще черт-те-знает-что на полтора часа звучания.

Помню, что лично моим ощущением после прослушивания данного релиза было то, что Дорриан, видно, объелся веществ или совершенно выжил из ума. Ибо музыка, явно, на очень, повторяю, очень требовательного и терпеливого слушателя. Единственным разом, когда я испытал нечто близкое к удовлетворению, была дорожка «Casket Chasers», которая хоть как-то напоминала старые вещи. А в остальном жалко было потраченного времени.

О последствиях вы можете догадаться сами. Lee Dorian, Garry Jennings, Brian Dixon и Leo Smee заговорили о уходе. Согласно словами вокалиста команды Lee Dorrian'a:

"Просто для нас пришло время уйти. Двадцать один год - очень долгий период времени, и настоящее чудо, что нам удалось продержаться так долго! Период существования Cathedral был отличным временем, и это буквально была наша собственная жизнь. Пришла пора двигаться дальше и оставить записанное нами наследство позади".

Упорные факты в цифрах не убеждали упрямого англичанина. "Наш последний альбом, "The Guessing Game" - это то, к чему мы стремились все это время. Стоять на одном месте, повторятся или быть предсказуемыми - вот чего мы категорически хотели избежать", продолжает Lee Dorrian.

Группа дала несколько крупных концертов (в частности, появилась на Maryland Deathfest), съездила в тур, посетив Японию. И дали прощальный концерт в Лондоне, на котором прозвучали следующие слова:

"Мы хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить нашу искреннюю благодарность тем особенным людям, что поддерживали Cathedral все эти годы. Это прозвучит как очередное клише, но это действительно правда - нас просто бы не существовало без вас, спасибо Вам!"

И, казалось бы, история Catherdal тут подходит к концу. Но…нет!

Мы еще услышали «The Last Spire» («Последняя веха», 2013). И, господи, зачем мы это услышали? Это произведение – наглядное подтверждение тому, что всегда нужно заканчивать вовремя.

Не хотелось бы оканчивать на подобной ноте, но ничего не поделаешь. «Бог ты мой, какое же это г…о», была первая реакция на данное творение британцев. Одна только вещь "The Last Laugh" состоящая из 20-секундного смеха, и бредовое интро "Entrance to Hell" говорят о многом.

Но не ждите от других песен подобной лаконичности. Они будут тянуться, словно жвачка по шесть и более минут. Конечно, дум - жанр специфический, но не настолько же...

Короче, как вы поняли, альбом мне показался полнейшей ерундой. Грех говорить, но, возможно, это и к лучшему, что "Собор" наконец-то развалился. Более десяти лет группа уже не выпускала ничего приличного, всё более и более скатываясь в УГ.

Так что покойся с миром. Аминь.

Видео по теме: