- Я больше не приду, не жди, – сказала Анна после разговора с врачом и уже на выходе из больничной палаты через плечо бросила: – Мне нужны были твои деньги, а не ты.
- Г@дина, – процедил Сергей сквозь зубы и, превозмогая боль, поднял с пола пакет с продуктами, который принесла женщина, и со всего маху бросил ей вслед в незакрытую дверь.
- Правильно, – одобрительно загудели мужчины, лежавшие вместе с ним.
А Сергей откинулся на постель и сжал кулаки от невозможности что-нибудь сделать. По-хорошему надо было догнать Анну, с которой девять лет прожили в гражданском браке, и хотя бы заглянуть в ее бесстыжие глаза. Но даже эта малость ему была не под силу – у него больше не было обеих ног.
Они, действительно, прожили вместе долго, однако только в тот момент Сергей понял, что неслучайно не хотел ни регистрировать брак, ни рожать с Анной ребенка. Наверное, понимал интуитивно, что рядом с ним ненадежный человек. Так и оказалось.
Чтобы обеспечить свою женщину, Сергей не гнушался никакой работы. И в Россию ездил на заработки, когда ей стало не хватать денег. Тогда, зимой 2014 года, как раз вернулся, понимая, что жизнь порознь до добра не доведет, и устроился на работу недалеко от дома.
Морозы стояли лютые, а ему однажды пришлось целый день вкалывать в резиновой обуви. Вечером, вернувшись домой, снял сапоги и обнаружил, что обе ступни красные и опухли. Набрал в таз холодной воды, подержал в ней ноги и вроде все прошло.
Назавтра неладное почувствовал на работе. В бытовке разулся и с ужасом обнаружил, что ступни по самую косточку почернели. Коллега, что был рядом, аж присвистнул, потом сказал:
- Я вызываю «скорую» – тебе надо немедленно в больницу.
Врач объяснил, что отнять ноги придется выше ступни, – в противном случае будут проблемы с протезами. Советоваться было не с кем, да и времени не было, поэтому Сергей согласился.
О трагедии Анна узнала, навестив его в больнице. Приходила несколько раз, ничем себя не выдавая, а потом врач пригласил ее в кабинет и, как после узнал Сергей, предложил забирать сожителя домой. Вот тогда женщина и заявила на всю палату, что ей были нужны деньги, а не он.
Во второй раз его предал отец. Когда тому позвонили из больницы и сказали, какая беда приключилась с сыном, никак не отреагировал, даже ни разу его не навестил. Но в ответ на предложение забрать Сергея, заявил сразу:
- Мне он не нужен.
Некоторое время Сергея «держали» в областной больнице, и времени на обдумывание дальнейшей жизни у него было больше, чем достаточно. Раздрай в душе был полный, и одна из медсестер, фамилию которой запомнил навсегда – Зверева, однажды задержалась у его кровати дольше обычного.
- Я понимаю, как тебе сейчас непросто, – сказала, глядя в глаза. – И ты наверняка не знаешь, что делать и как быть дальше. Так вот, из своего опыта, профессионального и жизненного, могу посоветовать одно – начинай жизнь заново, с чистого листа.
Эти слова Сергей потом вспоминал часто, особенно в сельской участковой больнице, где провел первых два года после операции. В деревне ему нравилось. Во-первых, никто не ограничивал свободу, и он запросто мог общаться с местными жителями. Во-вторых, нашел применение рукам, а фактически овладел мастерством, которое теперь помогает выживать.
Здесь нужно сказать главное – несмотря ни на что, молодой мужчина не озлобился, не стал заливать горе алкоголем. Наоборот, в нем как будто проснулась жажда жизни. И даже интерес к ней.
Знакомая однажды подарила ему набор для вышивки, чтобы было чем занять себя. Ковырялся как-то, ничего не получалось, и тут, на счастье, мимо проходила нянечка. Заметив бесполезность усилий, подошла:
- Дай-ка помогу.
Показала, что к чему, и спустя короткое время Сергей уже мастерски владел иголкой и пяльцами. Сегодня его вышивка нарасхват, среди заказов, которые получает, – портреты, вышитые по фото. Все, увидев, только ахают - один в один с оригиналом. А помогает в этом жена, Светлана, делая схемы, по которым муж потом вышивает.
Да-да, в 43 года, будучи без ног, впервые в своей жизни Сергей женился. Познакомились со Светой раньше. Его как раз перевели в областной дом-интернат для инвалидов, а она проходила там реабилитацию – инвалид по зрению и заболеванию опорно-двигательного аппарата.
Встретились на занятиях по трудотерапии. Сергей тогда только начал осваивать вышивку икон, а Светлана их давно вышивала, получив на это благословение батюшки. Увидев его работу, указала на несколько ошибок, чему мужчина только обрадовался.
Так и повелось – стали общаться, переписываться. Но надежды на серьезные отношения у Сергея не было – Светлана всем, в том числе ему, говорила, что замужем.
- Это я специально, – смеется она, – чтобы не приставали.
Замужем она была, только давно, в молодости. Выскочила в восемнадцать лет и сполна вкусила все «прелести» жизни с человеком, который пил, бил ее и изменял. Одна отрада – от этого брака остался замечательный сын, которому сейчас 26 лет.
Ребенку было одиннадцать месяцев, когда Светлана поняла, что больше не может и не хочет терпеть издевательство над собой. Подала на развод и постаралась забыть мужа как страшный сон. Правда, интерес к сыну у него старалась поддерживать, – настаивала на его встречах с мальчиком, дарила от его имени подарки. А потом как будто током ударило – зачем все это делает, если сын отцу не нужен, кого обманывает.
Все отношения с ним прекратила, а по своей инициативе отец о ребенке не вспоминал долго. Объявился в их жизни, когда сын уже учился в гимназии. Он оказался настолько одаренным ребенком, что о его успехах в информатике писали в газетах и снимали телепередачи. Одну из них увидел горе-отец и захотел... отнять сына у матери.
- Она инвалид, – доказывал в разных кабинетах, заявляя о своих правах на ребенка. – Что может дать сыну?..
Все его уловки были прозрачными, никакого доказательства участия в жизни сына, кроме символических алиментов, у него не было, так что попытки вернуть ребенка оказались просто потугами. Правда, сейчас, когда сын, айтишник, хорошо зарабатывает, папаша периодически снова объявляется в его жизни...
Кстати, сын Светланы больше всех обрадовался, узнав, что мама собралась замуж. К тому времени он окончил университет и его ждала работа в столице. Но оставить мать не мог, поэтому терзался от раздвоенности ситуации.
После трех лет общения Сергей напросился к Светлане в гости, подозревая, что все ее слова насчет замужества не более, чем отговорки. Приехав к ней, убедился, что так оно и есть, и сделал предложение, которое молодая женщина приняла. Брак зарегистрировали аккурат в день ее рождения, и вот уже почти четыре года они вместе.
- Нашли друг друга, – смеется Светлана и ловит на себе взгляд Сергея, который смотрит на нее, как и в день свадьбы, – с любовью.
Им, конечно, не просто. У Светланы проблем со здоровьем выше крыши – первая группа инвалидности. У Сергея вторая группа, даже рабочая, однако работать он не может. Пытался. Устроился было, но все деньги, что зарабатывал, уходили на проезд до работы на такси – на протезах на общественном транспорте из их отдаленного района далеко не уедешь. А теперь и протезы носить не может, появились проблемы.
Однако они не отчаиваются. Сергей нашел себя не только в рукоделии – с нетерпением ждет весны, чтобы заниматься огородом. До прошлого апреля это было его всё. На коленках перекапывал свои три сотки, делал грядки, сеял и сажал разные овощи. Светлана, к сожалению, даже в прополке не могла помочь – сильнейшая аллергия.
А в апреле свалилась очередная напасть – у Сергея случился инсульт, левая рука до сих пор отошла не полностью. Вот почему весны и лета ждут, но с опаской, не зная, сможет ли он, как раньше, возиться с огородом и заниматься рыбалкой.
Летняя рыбалка - еще одна отдушина для Сергея. Вывозят рыбаков на озера организованно, от общества инвалидов, и там уже он получает полное удовольствие. Иногда компанию в поездках составляет жена. Правда, на рыбу у нее тоже аллергия, поэтому улов приходится замораживать, чтобы готовить, когда Светлана на реабилитации. Ну или делиться рыбкой с котами.
Коты у них удивительные. Общаются с ними, как с людьми, и те ведут себя соответственно. Правда, один из питомцев заставил Сергея практически отказаться от очередного увлечения – плетения из газетных трубочек. Стоило ему услышать шуршание газет, был тут как тут и наводил порядок по-своему – выхватывал и рвал.
Зимнее время коротают за рукоделием. Сергей вышивает, жена шьет – из-под ее рук выходят как шопперы и прихватки, так и чудные мягкие игрушки, изготавливает ангелов или вышивает иконы. Оба даже зарабатывают на этом – есть заказы. Но с особой гордостью Светлана говорит о том, что несколько ее икон приносят пользу людям, – они находятся в храмах и больницах.
Во время работы или беседуют обо всем, или молчат, сосредоточившись. Так обычно бывает с людьми, души которых близки и которым для общения не обязательно нужны слова. Рядом с ними тоже комфортно. И уютно. По крайней мере, я при встрече это чувствовала.
Работы супругов меня поразили, но особенно - ангелы Светланы, они у нее бесподобные. Даже возникло ощущение, что это неслучайное увлечение, – и она сама, и Сергей как будто ангелы на земле. Ни на что не жалуются, ничего не требуют, хотя обделены здоровьем и живут более, чем скромно, никого ни в чем не винят, наоборот, радуются каждому дню и благодарят Бога за счастье быть.
***
Бывшая сожительница Сергея как-то попыталась объявиться в его жизни. Сначала позвонила, чтобы выяснить что-то насчет дров. В следующий раз «вспомнила», что девять лет назад он забыл у нее зарядное устройство. Мужчина не отреагировал, а потом трубку взяла Светлана:
- Оставьте все себе. И забудьте этот номер телефона. Навсегда.
Ангелы, они такие, своих не предают и не бросают.
Спасибо, что были со мной и моими героями.