Невзирая на дождь, непогоду…
Несмотря на понос и простуду…
Все равно приползу на работу…
Приползу, но работать не буду…
(с) Вроде народное, но могу и ошибаться.
Наверное, практически у каждого на работе есть такие коллеги, которые стараются делать как можно меньше на работе, и измеряют свою зарплату проведёнными на работе часами, а не выполнением плана.
Всем привет. С вами канал «Парадоксы нашей жизни». И сегодня я хочу заострить внимание на таком моменте, как «ставка против сделки».
Работаю на производстве, долгое время находящемся в статусе убыточного. Ославило оно себя, пожалуй, на всю область настолько, что даже грузчиками работать последние пропойцы идти не хотят. Бывшее руководство постаралось.
И вот, руководство сменилось, и новый директор принялся выяснять причину столь высокой текучки кадров. Точнее, это даже не текучка, а скорее бегство с корабля.
90% сотрудников заявили, что не устраивает именно зарплата. Ну, конечно условия достаточно тяжёлые, масса неудобств в рабочих процессах и т.д., но корнем зла являлась именно зарплата. Обещают одно, на деле другое.
- Поймите, - говорит новый директор. – Зарплату вам плачу не я, и даже не хозяин предприятия. Ваша зарплата напрямую зависит от того, сколько продукции выпущено, и сколько продано. Насчёт того, как продать готовую продукцию, всё решим в короткое время. Ваше же дело произвести её и заработать.
Такие слова многие приняли в штыки. Как же так, мы же работаем. Но, возмущения были больше между своими.
И вот, начались реформы. Первым делом было объявлено, что сотрудников переводят на сдельную оплату труда с прогрессивными выплатами. То есть, будут определённые дневные нормы. И когда ты превышаешь порог первой нормы, всё сделанное тобой за день идёт по одной расценке. Если же ты превысил порог второй нормы, то всё сделанное за день уже идёт по другой расценке. И т.д.
Пример: Сделал 1000 деталей и каждая из них стоит по 3,7р. Но, сделал 1001 деталь, и все они уже по 3,9р. Сделал 1201 деталь, уже по 4,1р.
Часть сотрудников сразу же написала заявление на увольнение. Почему? Ответ прост. Раньше достаточно было провести на работе 11 часов и получить за это почасовую ставку. И пусть всего 500 деталей настругал, а зарплата стабильная. Теперь же, все эти 11 часов нужно работать, потеть, стараться.
Первые месяцы реформы, вопреки ожиданиям, показали себя не плохо. Те, чья зарплата с трудом превышала 30-35 тысяч, получили 60+. Появился какой-то стимул, интерес. К тому же теперь можно было заранее рассчитать свою зарплату, и при необходимости, выйти в дополнительную смену и добить до желаемой суммы. Но, стимулом это было лишь для тех, кто и до этого предпочитал работать, а не скрываться по углам от редкого взора начальства.
Другая половина сотрудников начала устраивать некое подобие забастовок. Их зарплата упала. Те, кто получал 30 тыс, получили по 25 тыс. Многим не понравился возникший стресс. Ведь теперь на каждой линии производства (они у нас поэтапны, одна за другой) бригадир не просто говорил, что делать. Теперь он гонял сотрудников заставляя выполнять процессы быстрее, вылавливал и гонял из курилки в рабочее время, проставлял в табеле опоздания и отсутствия на рабочем месте, на что раньше просто не смотрели. А это ой как не нравилось. Лишний раз чаю не попить, не подремать на рабочем месте, киношку не посмотреть. К тому же, любой производственный простой теперь сказывался на зарплате. Недовольные требовали вернуть ставку, и повысить зарплату
На удивление, директор пошёл им на встречу, и заявил, что будет проведён эксперимент. Нужно было взять и просто указать, желаешь ты остаться на сделке, или хочешь вернуть себе почасовую ставку.
Разделение было примерно 60/40. На сделке пожелали остаться больше сотрудников. Остальные радостно перешли на ставку и уже подготовив мягонькие подушечки, готовы были окунуться в привычный мир дрёмы.
Дело дошло до зарплаты.
Хоть и не принято, негласно, разглашать заработную плату, но всё равно все знают у кого сколько. Как минимум, расписываясь в ведомости можно подсмотреть. И, опа.
У сдельщиков зарплата и к соточке подошла, а у ставочников как-то в разы меньше оказалось. И пусть это меньше соответствовало договору, ставочникам такой результат не понравился.
«А чего у них больше? Мы столько же работаем!»
Естественно, на очередном собрании этот вопрос был поднят, и директор объяснил, что у тех, кто работает по сделке, зарплата выше по причине того, что за 11 часовую смену они делают куда больше, чем те, кто на ставке. И чтоб не быть голословным, привёл в пример двух станочников.
По функционалу и скорости выработки станки одинаковые, часов простоя из-за отсутствия обеспечения или поломок оборудования примерно равно. Но, у сдельщика выработка в четыре раза больше, чем у ставочника. Кроме того, ставочник вовсе не сделал месячный план, тем самым подставив следующую линию производства, но получил обещанную почасовую зарплату. Вроде, всё честно.
И далее директор заявляет, что эксперемент показал несостоятельность почасовой оплаты в том варианте, в каком она существует. У тех, кто работает по сделке, появился стимул работать и зарабатывать, даже в ущерб просмотру очередной серии сериала на рабочем месте, даже (вы только вдумайтесь) в ущерб зависанию в социальных сетях. А у тех, кто по ставке, такого стимула нет. А посему, тем, кто работает по ставке, решили изменить, совсем чуть-чуть, процесс начисления зарплаты. Разделить её на оплату за выход и оплату за план. Иными словами, если у тебя зарплата 35 000, при 14 рабочих днях в месяц, то получить её ты сможешь в том случае, если все 14 дней присутствовал на работе, и выполнил определённый месячный план. 15 000 за то, что ты просто отбывал по 11 часов, остальные 20 000 за то, что ты работал и выполнил минимальный план. Перевыполнил план на определённый показатель, получай премию. Недовыполнил план, ну увы, зарплата падает.
- Пусть сами работают! – заявили некоторые и гордо хлопнули дверью. И, знаете, ничего не поменялось. Как работали, так и работаем. Даже как-то спокойнее стало. И может ушедшие сотрудники немного повлияли на объём выхода готовой продукции в минус, не надолго и весьма незначительно. А вот на повышение зарплаты тех, кто остался на сделке, их уход сказался положительно.
Откровенно говоря, при введении сделки я тоже сильно опасался. Ранее всегда работал с почасовой оплатой, и это было как-то спокойнее. Ты знаешь, что даже если предприятие остановится по какой-то причине, часики тикают, зарплата капает. Теперь же, каждый рубль нужно отрабатывать. С другой стороны, разница в 40-50 тысяч, когда эта сумма в плюс, весьма ощутимы. Для провинции, так уж точно. И иногда вовсе ненапряжно задержаться на пятнадцать минут на работе, чтоб побить очередную норму, а не бросаться очертя голову в раздевалку за пол часа до конца рабочего дня.
Кстати, за пол года предприятие вышло из убыточного. За пол года по выходу продукции был перевыполнен годовой план. Пол года назад, на момент смены руководства, годовой план был выполнен на 27%. Ну, по крайней мере со слов руководства. Ранее, нам только рассказывали, как всё плохо.
А вы работаете на ставке, или сдельно? Поделитесь.
PS. Всё вышеописанное, это исключительно мнение автора и оно ни коим образом не претендует на истину. Если вам показалось, что автор попытался кого-то обидеть, вам просто показалось.