Автор: #SPLVV
#РазборАльбома #Mnogoznaal #КлубБезТанцев
Спустя четыре дня декодинга нового альбома Макса Многознала могу с уверенностью заявить о том, что это самый интертекстуальный и сложный для восприятия альбом за этот год. Я хочу разобрать его полностью, как делал это с "Вечным поиском", так что ожидайте несколько частей. Позже, наверное, выкачу бонусом самые интересные переплетения и отсылки в текстах на альбоме. Но об этом потом...
Предлагаю начать рассматривать песни.
"Заходи".
По звучанию это мощнейшее вступление к альбому. Такое, наверное, не сделает даже Катя Драмматикс. А почему я привел в пример именно ее? Да потому что это не простое вступление, а целая народная песня! Да не простая, а семейская. Для тех, кто ничего не понял, поясняю: семейцы - это белорусы-старообрядцы, которые в 18 веке при разделе Речи Посполитой переселились на территорию Забайкалья охранять границы Российской Империи от Китая... Довольно актуально, не так ли? Именно эта песня произвела на меня первое мощное впечатление, когда я только сел за текст. Лучшего интро и не придумаешь...
"Эти Огни".
А эта песня выходила синглом и мы даже успели ее разобрать! Перед написанием статьи, которую вы сейчас читаете, я перечитал отдельную работу про "Эти Огни" и понял, что я не хило так ванганул про содержание альбома... Больше всего в точку я попал в графе изменения текстов. Вторая половина альбома (и немного первой) действительно состоит чисто из песен про рэп-игру в России, ее прокрастинацию, если позволите.
Но так же я открыл для себя немного новые детали. И это довольно странно, ведь они лежат на поверхности. Не доглядел... Но ничего. В песне Макс нам прямым текстом говорит о том, где и почему он пропадал. Вообще, этот тейк идет через весь альбом и ближе к его концу Многознал поменяет свое мнение на этот счет. Но пока он лишь настраивает себя на то, что слушатели примут его не так тепло, как хотелось бы. Видимо, это возвращение далось ему очень нехотя... Но всё же без камбека рэпер, я уверен, тоже не смог. Я процитирую:
...Значит, назад — это точно табу
Лучше стоять, чем я вновь упаду...
Однако, эту песню нельзя рассматривать отдельно от следующей...
"Под Мой Голос".
Пока я не начал углубляться в скрытые смыслы и СПГС, хочу выразить свое недовольство: ударение в слове "вера́". Вера́... Максим, какого чёрта? Я понимаю, ритмика, все дела, но это слух режет...
А теперь к восхищениям.
Как я понял, здесь описывается как раз-таки взаимопонимание между слушателем и творцом. То, на чем был построен второй трек с альбома. Но сделано это не так депрессивно и безнадежно, как в "Этих Огнях", а с каким-то сказочным чувством наивности... Макс предупреждает слушателя, что всё в рэп-игре не так просто...
В разборе предыдущего трека я намеренно упустил еще одну важную деталь: во втором куплете была конструкция, построенная на противопоставлении холода и тепла. Сложилось такое ощущение, что в первой песне Максим был олицетворением холода. Скорее даже потухшего огня, а слушатель пытался его снова разжечь... В этой же песне всё наоборот: Макс пытается разжечь ледяные сердца слушателей, но тщетно. Слушатель все равно не замечает искренности в текстах и песнях, а лишь крошится под мощное битло...
Отдельно выделю прекрасные строки:
...Знай, огоньки ведут туда, где что-то будет догорать...
Не могу не сказать про бит и его развитие на этом треке. Во вступлении мотив напоминает сказочный, о чем я писал немного выше, но потом набирает обороты и ты уже не можешь нормально воспринимать текст. Происходит как раз та проблема, которая поднимается в тексте. Если так и задумано, то я аплодирую стоя! 👏
"Северо-запад".
И вновь продолжение прошлого трека. На самом деле, я смог понять его раза с десятого. И разглядел в нем аж два смысла! Но начнем с той красной нити, которую мы проводим с самого начала. Мног, вроде, и продолжает рассказывать слушателю про индустрию, но уже не с такой наивностью, как ранее. Он жестко вдалбливает нам, слушателям, что зря мы вообще сюда полезли. Но раз полезли, то нужно как-то держаться? Макс "целует крест" после напутствий и отправляет в этот страшный мир... Кстати, отлично лицо индустрии раскрывается в последних строках первого куплета.
... Все говорят: «Этому мира пи*да»
Не знаю, мой брат купил новые треники
Нытиков шлёт на*уй, говорит: «Нытики»
Он-то собирается ещё тут блистать...
В принципе, по этой сюжетной арке ничего более сказать не могу. Но есть ведь и вторая. А может их и больше.
Я говорю про описание наркозависимости - излюбленную тему русских рэперов. Сами посмотрите на первые строки первого куплета:
... Это понапрасну так доверяет взгляд твой
Прячь сокровенное и тихо закрой...
И ведь нам предстает не простое описание, как у многих, но и причины появления, результаты зависимости... Все в черных красках. Очень мощная текстом работа, советую вам ознакомиться самим.
"Ты Куда?".
Довольно философский трек. Что делает людей убийцами? Другие убийцы. А их? Жестокие условия жизни, бедность и прочие атрибуты обитания в глубокой провинции. Многа это по сути не должно заботить, ведь он уже давно богат и вообще покинул те места... Но всё не так однозначно. По крайней мере в его голове. Это очень важный момент на альбоме. До этого герой релиза относился к своим слушателям, как к людям, в большей мере не способным понять его идеи и тд... Но именно на этой песне его начинает мучить совесть за молчание. Песни - сильнейший инструмент для изменения настроения людей, их мировоззрения... Раз у Макса есть такой, не побоюсь этого слова, дар, почему бы им не пользоваться?
Интересно прокладывается идея о том, что и Многознала, и его слушателя спасает музыка. Но по-разному. Если Мног музло пишет и тем самым выпыплескивает все свои эмоции в творчество, то слушатель - потребитель, который эмоции Макса переносит на себя. Очень сильная задумка. Вся песня - противопоставление себя обычным музыкальным фанатам. Многознал, спасибо!
"Сторона".
Так же не менее интересная по посылу песня.
И снова воспринимать ее можно по-разному. Мы рассмотрим две вариации.
Первая - видение Макса своего жизненного пути и то, к чему он пришел. С годами юношеский максимализм, вроде, и ушел, но те же загоны остались. Например, Макс до сих пор не верит, что в одиночку что-то сможет. Однако, в припеве и втором куплете идет осмысление всей своей карьеры. Максим всю жизнь гнул свою линию, оставался хладнокровным... Возможно, это из-за менталитета северянина. Такова философия дуги. "Дуга" - это песня с альбома "Круг Ветров", где Макс более подробно раскрывает эту философию. Но есть и другая интерпретация, которая мне нравится куда больше.
"Duga" - это так же творческое объединение, лейбл Многоза. И если подвязать сюда загоны про "один в поле не воин", о которых я писал выше, или последнюю строчку первого куплета:
...Они со мной тут пошли бы в огонь, хочется верить...
... То получается отличная дань уважения своим же ребятам за то, что они делают. Макс с ними чувствует себя увереннее.
Кстати, для меня бит этой песни - номер один на альбоме. Но это уже субъективщина.
"Кровь".
В какой-то момент именно эта песня помогла раскрыть мне многие темы, ранее поднимавшиеся на релизе.
И раз уж на то пошло, я раскрою еще одну тему: жестокость людей. Да, ранее я ее затрагивал, но там я скорее прошелся по касательной, а в песне "Кровь" этот лейтмотив один из главных. Здесь, скорее, даже не просто жестокость является главной темой, а ее связь с хладнокровием. Что-то из разряда "кем же я стал?". Тут даже про банальное "меня поменяли не боль, а деньги" есть.
А еще я хочу отметить переплетение с песней "Заходи". Оно здесь максимально неочевидное, но когда я его заметил, я прыгал от счастья! Предоставлю вам строки:
...Будто мы тут триста лет, стиснув ё*ла
Наблюдаем только снизу вверх
Толстый металлический колпак...
Если вы сравните тексты, то ничего не поймете. И уж тем более не заметите сходств. Но мы не выбрасываем из головы то, что "Заходи" - песня 18 века. Написана примерно 300 лет назад... Выходит, триста лет - не такой уж и художественный образ. Это, на минутку, очередная красная нить концепции - зов предков.
"Я Смотрю".
Довольно короткая песня, но от этого не менее классная. Для начала, помните второй и третий треки? Там были конструкции, связанные с огнем и холодом. И тут нате!
Я смотрю, среди вас нет тех
Кто смог остановить бы холодные дожди
Ты что творишь?! Взял и из середины альбома снова перенес нас в начало. И ведь после этих строк действительно придется переслушивать весь релиз! А всё потому что эта песня дает нам очередную красную нить - рэп игра и ее состояние на сегодня. Я напомню: в "Этих Огнях" Многознал хотел быть Прометеем ледяных сердец, а в "Я Смотрю" он сам уже не наблюдает сильных MC, подобных ему.
Ну и куда же без упоминания темы драгсов? "Куда ведут дороги, что нюхает твой босс?". Да никуда они не ведут. Максим сам это уже понял на своем опыте. На эту тему особо распинаться не буду.
Ну и отметим еще одну детальку: бэки от KASHA. "Бэки и бэки", - скажите вы. Но не все так просто. Мне кажется, что KASHA - это своего рода голос сознания Макса, его мысли... Если моя теория верна, то это очередной мощнейший ход. Макс, браво!!!
"Светофор".
Для простого обывателя, как я, довольно сложный трек из-за огромного количества неймдроппинга, который понятен малому количеству людей. Спасибо хоть за то, что на Genius написали декодинг про Рому - человека, который лежал с Максом в больнице. Этот факт и помог мне определить одну из тематик песни. Как ни странно, я о времени, проведенном Многозналом в больнице.
Но так же возможно, что описывается и обыкновенное состояние апатии. В интервью ВПИСКе Мног как раз говорил, что атмосфера вовсе не вдохновляющая, а наоборот. И вот, спустя несколько лет, он пишет про это песню.
"Большинство".
А это уже баттл-рэп. Но не простой, а многозналовский. Чем же он так примечателен? Тем, что это делается не ради унижения, а, скорее, во имя. До этого мы уже писали об авторах, "не способных остановить холодные дожди". Но здесь Макс осуждает, скорее, не автора, а слушателя (привет, второй и третий треки). Мол жизненные обстоятельства меняют людей и заставляют их искать легкие пути в легкой музыке...
Ну и про себя как же не написать? А точнее про нравы, воспитание на севере и тд... Но все это мы слышали, так что зацикливаться не будем...
"Первобытный Страх".
Еще одна песня про индустрию! Но, на самом деле, здесь снова переплетаются две, а может и три красные нити. Вторая - ненависть и ее сущность, о которой мы с вами говорили ранее. И вместе это дает очень интересный текст. Макс как бы сравнивает желание срубить бабла на музыке с первобытными инстинктами. От этого внутри него действительно просыпается злость и он уже напрямую говорит про то, что все эти MC канут в лету. Больше разбирать, к сожалению, особо нечего. Однако действительно классно, что песня вышла очень интертекстуальной - тут тебе и про злость, и про рэп-игру, и про взаимодействие творца и слушателя... Мёд!
"Противовес".
Скорее всего, эта песня является продолжением прошлой. Многознал прямо говорит слушателю, что в рэп-игре он будет противостоять MC из прошлой песни. Оно и ясно, рэпер еще с первой половины десятых годов двигает свой стилёк не смотря ни на что. Очень нравятся мысли в первом куплете. Многознал "выходит на охоту". Но всегда есть силы свыше, которые способны остановить тебя в своих делах. Идя на охоту главное не стать жертвой.
И еще одна мощнейшая деталь, которая мне нравится в куплете. Многознал просыпается не сам, его будит рассвет. Но солнце слегка изменило свой окрас. Кто-то изуродовал лучи добра. Довольно короткая мысль, но ведь ее можно подвязать к нескольким нитям концепции из тех, которые мы разбирали ранее. За это я и люблю данный альбом. Волшебство в деталях.
"Ангел Мой".
Во-первых, опять обращусь к прошлой песне. У нее с "Ангелом Моим" так же есть микроконцепция. В "Противовесе" небо было в свинцовых облаках, а в песне, которую мы разбираем сейчас облака стали обычными, белыми... Кто-то сто пудов скажет, что я словил шизофрению, пока разбирал этот релиз, но ведь через небо можно наблюдать настроение героя песен Макса. Если в нескольких предыдущих песнях пребывало агрессивное настроение, то в этой всё более умиротворенно. Погода полностью соответствует.
Теперь к более поверхностному анализу.
Это осмысление всего того, что происходило с героем ранее и подведение всех итогов релиза. Пожалуй, именно здесь прослеживается больше всего концептуальных нитей альбома, поэтому неподготовленному слушателю понять песню будет тяжелее. Да и мне тяжело ее разобрать из-за, опять же, огромного обилия тем.
Например, здесь есть строчка про каменное сердце, что отсылает нас к теме отсутствия жалости и сострадания; есть про убитых солдат, оставлю это без комментариев; есть про некое божество в виде ангела; про слушателя и творца, эта линия вообще через весь альбом проходит... В общем, вы поняли. Советую ознакомиться самим.
"Родная".
Если прошлая песня была сложным подведением итогов, то эта должна пробивать на слезу. Она со своей задачей отлично справляется. Это та самая работа, которая дает слушателю прожить заново все песни, узнать то, что на самом деле чувствует автор, в какой точке он сейчас находится...
Больше ничего не скажу, а лишь выделю самые полюбившиеся строки:
Знал бы, знал бы, поступил бы так же, а может жёстче
Знал бы, знал бы, всё равно прощал бы, мы все порочны
"Связь".
Начали народной песней, ей и закончим.
Но если первая была довольно тревожной, я напомню, от переселенцев, которым пришлось покинуть дом не по своей воле, то эта работа сделана в более спокойном ключе. Она про реку Печору. Про ее величие и непоколебимость. На протяжение всего релиза людей и их действия сравнивали с природой. Здесь же сама Печора выступает символом всего живого. Как бы мы не старались, всегда есть что-то величественнее. И я сейчас говорю не о лесах и волках, а о том, что есть в каждом из нас. Например, про животные инстинкты. Отличное подведение итогов на протяжении трех треков.
Конец.
Мы сделали это! Еще один альбом разобран полностью! Спасибо, что читали! Без вас это было бы бессмысленным.
Скорее всего, скоро выкачу общее мнение про альбом. Сейчас не буду этого делать, чтобы не смешивать декодинг конкретных песен со всем подряд.
А какая песня из альбома вам понравилась больше всего? Мне будет очень интересно почитать! Еще раз спасибо!