Жизнь любого значимого исторического персонажа наряду с каноническими столбовыми жизнеописаниями окутана множеством легенд, слухов. Порой противоречащих официальным версиям или выворачивающим действительность на изнанку. Далеко за примерами ходить не надо - Моцарт и Сальери! А как было на самом деле, чем глубже обращать взор в гущ веков, тем сложнее установить истину. Да и вообще, возникает вопрос, для чего нужно копаться выясняя те или иные обстоятельства? В надежде, что история чему-то научит? Это спорно… жизнь не шаблонна. Преследуя какие либо цели, в попытке переиначить народную память и развенчать какие либо идеалы или наоборот установить новые? Как показывает практика, для этого история уже, вообще, не нужна. А если не верите, то пойдите спросите на улицах Бруклина кто воевал и победил во второй мировой войне…
Ну это так прелюдия, речь у нас тут о Жанне Д’Арк.
Все знают публично узаконенные события её жизни. В период, когда Франция была раздираема междоусобными и прочими войнами и почти потеряла свою идентичность явилась дева из глубинки. Вдохновила деморализованную армию на несколько знаковых побед и сподвигла наследника престола короноваться, таким образом, дав стране короля, который объединил нацию. На этом её успехи закончились. Дальше, поучаствовав в нескольких провальных сражениях, она оказалась в плену у герцога Люксембурского. Прожив в его замках несколько месяцев была продана им сподвижникам англичан, которые учинили над ней суд по обвинению в ереси и сожгли. Почти сразу после смерти она стала народной легендой и олицетворением национального духа. Как сейчас бы сказали - скрепа.
Если отбросить всякую поэтизацию, то получается довольно банальная картина. Стремительно выйдя на историческую сцену и поразив воображение соотечественников своей личностью дала толчок к консолидации французов. Но подвигов её хватило только на год, а потом она стала обыкновенным участником междоусобной драчки князей мира сего. Существует десятки трактовок её судьбы. И почему герцог долго не хотел её продавать, и почему ставки как на аукционе росли, и почему король, который был ей обязан всем за неё не торговался, и что казнить её никто не хотел, и сожжена была не она и т. д. и т. п.
Но какой имеют смысл ответы на все эти вопросы? Она дала веру людям, вокруг которой они смогли укрепиться и объединиться! А дальше ей надо было либо выдерживать эту миссионерскую марку либо уйти со сцены, предоставив домыслам рисовать её образ. Что и произошло. И уход её был ещё более ярок чем прижизненные триумфы. А уж было это кем-то срежиссировано или это провидение так её свело со сцены, по большому счёту, одно и то же.