В богатых домах XIX века иногда бытовали настолько курьезные вещи, что жители современной России могут только гадать об их предназначении.
Например, как вы думаете, что это такое?:
На первый взгляд похоже то ли на декоративное скульптурное украшение, то ли (если присмотреться внимательно) на какую-то очень странную вазу с крышкой внизу.
На самом деле это плевательница! Если надавить ладонью на верхний пучок из акантовых листьев, откроется нижняя крышка, и в образовавшийся резервуар можно было плюнуть.
Плевательницы, как правило, ставили только в специальных курительных комнатах или мужских гостиных. Для женского же помещения они были почти не приличны.
Однако вы будете удивлены, когда узнаете, в какой комнате Зимнего дворца находился этот предмет:
Будуар издавна считался самым интимным (наряду со спальней и туалетной комнатой) помещением на женской половине дворца.
И действительно, Мария Александровна принимала в этой комнате только самых близких подруг и лишь изредка пила по утрам чай с супругом Александром Николаевичем.
Если же императрице нужно было принять мужчин, то их приглашали в Малиновую или Золотую гостиные Зимнего дворца.
Но зачем же Марии Александровне нужен был такой грубый, по сути, мужской предмет, как плевательница?
Ведь кроме нескольких подруг и супруга (который, в присутствии дам никогда бы не стал плеваться) в этой комнате никто больше не бывал?
Разгадка на самом деле проста и трагична одновременно:
Дело в том, что Мария Александровна была больна чахоткой, и (простите за физиологические подробности), периодически ей нужно было выкашлять мокроту.
Очевидно, что в этой ситуации наличие плевательницы в женской личной комнате было полностью оправданным:
К сожалению, в современном Эрмитаже, несмотря на то, что Будуар императрицы Марии Александровны полностью сохранился, плевательницу долгие годы прячут в запасниках.
Как будто в этом есть что-то постыдное!
Разве виновата была бедная женщина в том, что она была больна чахоткой?
Все это наша история, иногда трагическая, но, тем не менее, очень интересная.