Ровно 10 лет назад, 3 января 2014 года, в самый разгар вакханалии на Киевском майдане (символично, не правда ли?) перестало биться сердце одного из самых выдающихся сыновей неньки-Украины – Григория Романовича Кохана, режиссёра-постановщика знаменитого телесериала «Рождённая революцией» и многих других замечательных фильмов: «Ярослав Мудрый», «Хлеб и соль», «Живая вода», «Война на западном направлении», «Кармелюк», «Цыганка Аза», «Тайник у Красных Камней»...
Настоящий украинец
автор материала – сценарист Иван ШУЛЬГИН
Вспоминая своего великого учителя, хочу сперва познакомить читателей с одной из последних его статей «О времени и о себе». Опубликована она была в 2007 году в 3-ем номере художественного журнала «Кино-Театр», основанного студентами национального университета «Киево-Могилянская Академия».
Итак…
Спасла юность
– Родился я в 1931 году на Львовщине, в селе Бортков Золочевского района в обычной крестьянской семье. Отец был крепким хозяином и хорошим, добродушным человеком. Именно он привил мне любовь к искусству, пению, музыке… Папа мечтал, чтобы я стал священником, а меня уже тогда манил театр… Мы даже организовали в классе детскую студию. Посмотреть некоторые наши «спектакли» собиралось немало народа.
В 1945-ом отец пропал без вести. Сгинул – и всё. До сих пор не знаю, где его могила. А ведь у нас была большая дружная семья. Сестра и трое братьев. Один из них, - Иван, – правда, к тому времени уже расстался с жизнью – не дошёл домой из райцентра, где учился в школе.
Что случилось? Не знаю. Но деятели УПА ("Украинская повстанческая армия" – вооружённое ответвление "Организации украинских националистов" (ОУН), В.Ч.) не раз его предупреждали: ходить в райцентр нельзя, даже в школу! Я в то время учился в соседнем селе. Вступил в комсомол, стал комсоргом школы, что, конечно же, было небезопасно. Однажды, когда мы гурьбой возвращались по домам, из кустов наперерез нам выскочили несколько человек с автоматами.
- Вот этот щенок! – указал на меня один из них.
Всех отпустили, а меня повели к дереву, на котором уже болталась верёвка с петлёй. Я даже не успел испугаться, только удивлённо водил по сторонам исполненными удивления глазами, «за что»?
И тут старший говорит:
- Что же мы делаем, а? Он же совсем ребёнок! Пусть живёт! Может, человеком станет…
В общем, судьба миловала.
С тех пор мне назначили «охрану» из нескольких милиционеров, один из которых на время стал моим самым близким другом. По вечерам мы вели длительные душещипательные беседы. О новой жизни, о работе органов, о подвигах его сослуживцев. (Именно этому человеку Григорий Романович посвятит в будущем свой главный фильм – И.Ш.)
Глаз художника
Закончив школу, собрался поступать в столичный театральный институт, но общежития там тогда не предоставляли, и я передумал - поехал в соседний Львов. Меня сразу же приняли на художественный факультет полиграфического института имени Фёдорова. В годы учёбы часто посещал театр имени Заньковецкой и даже успел подружиться с известным актёром и режиссёром Борисом Васильевичем Романицким (уроженец Черкасской области приехал во Львов сразу после освобождения, и быстро стал любимцем публики. С 1944-го -народный артист СССР, а с 1950 – и вовсе - лауреат Сталинской премии! Вот так коммуняки «гнобили» украинскую интеллигенцию! – И.Ш.)
Здесь меня научили рисовать. Искусство видеть цвета, ощущать их невидимую силу до сих пор сидит во мне. И время от времени прорастает на новых полотнах…
По направлению поехал в Ереван – главным художественным редактором «Армяниздата». Оформлял книги классиков национальной литературы Туманяна и Зоряна. Получил звание «Заслуженный работник культуры Армянской ССР» и… двухкомнатную квартиру.
Но сердце оставалось на Украине.
Отработав три года, в 1958-ом поехал домой в отпуск. Через Киев. А там как раз организовывали работу издательства АН Украины. Вот мне и предложили поработать в нём на всё той же должности – художественного редактора. Отказываться, естественно не стал. Горжусь тем, что, как художник-график оформлял книги Шолохова «Судьба человека», полное собрание сочинений Васыля Стефаника, Вадима Собко и другие…
Так рождалась "Рождённая революцией"
Но в 1964-ом (после знакомства с легендарным Тимофеем Левчуком и женитьбы на его дочери – И.Ш.) моя жизнь совершила резкий поворот, и я поехал в Москву – поступать во ВГИК. Попал в мастерскую Л. Кулешова и О. Хохловой. С тех пор верой и правдой служу его величеству КИНО.
Сначала работал на Киевской студии научно-популярных фильмов, где снял более 10 картин: «Ищу стронций-90», «Каменная живопись», «Сотвори своё солнце» и другие.
А первой художественной лентой стала «Хлеб и соль» - по роману Михаила Стельмаха. И пошло-поехало…
В начале 1970-х меня пригласили в Москву, где была поставлена задача: снять фильм о деятельности Советской милиции. Идея мне понравилась. Да и со сценаристами (Рябовым-Нагорным) я был уже знаком – мы вместе работали над картиной «Тайник у Красных Камней».
Предлагали снять 12 серий и закончить действия в 1958 году, а я настоял продолжить их до 50-летия милиции и ограничиться 10-ю сериями.
После премьеры фильма меня носили на руках. Бесконечные выступления перед сотрудниками органов, трудящимися и даже детьми… А как же… Ведь я первый после Довженко из украинских кинорежиссёров получил «Государственную премию СССР».
А сейчас, к сожалению, не снимаю ничего… За годы независимости украинское кино, к сожалению, не сделало ни одного шага вперёд...
12 фактов
А в довесок к статье предлагаю читателям несколько малоизвестных фактов из жизни МАСТЕРА:
- За любовь к армянской культуре, армяне сознательно перекручивали фамилию Григория Романовича. Выходило оригинально – Кохьян.
- Григорий Романович разговаривал исключительно на родном языке (даже экзамен во ВГИКе сдавал на украинском – и никто не возражал). Но однажды во время интервью на телевидении в Москве вдруг стал общаться по-русски… Правда, недолго… Быстро перешёл на привычную «мову» и теперь виновато поглядывал на ведущих. Но те лишь улыбнулись в ответ: «Ничего страшного… Говори, как умеешь».
- Фильм «Ярослав Мудрый» во всём мире посмотрели свыше 35 млн. человек (в СССР – 17, 5 млн.). И однажды, во время командировки в США, режиссёру предложили стать невозвращенцем. Предложив снять фильм с бюджетом $20 млн (по тем временам совершенно сумасшедшая сумма, бюджет фильма «Терминатор» (1984) от режиссера Джеймса Кэмерона составил $6,4 млн)! В ответ он чуть не разнёс студию!
- Кохан любил, когда его называют Грыцьком. Даже супруга к нему так обращалась. Кстати, Лариса Тимофеевна тоже имеет отношение к кино. Она снялась в эпизодических ролях в двух фильмах своего отца – Тимофея Васильевича - «Киевляночка» и «Закон Антарктиды». А позже – ушла в науку, став доктором философских наук, одним из самых авторитетных в мире специалистов по психологии творчества. «Все знают, что моя Лариса родила Фрейда» – так о ней говорил супруг.
- Инициатор создания телесериала «Рождённая революцией», министр внутренних дел СССР Николай Щёлоков тоже причислял себя к украинцам (родом с Днепропетровщины). По вечерам они с Коханом могли запереться в кабинете министра и, приняв по 100 граммов, петь до ночи любимые украинские песни.
- «Рождённая революцией» - первый в Советском Союзе сериал, во время трансляции которого преступность снижалась на 50 %. Такой статистикой часто хвалился сам Николай Анисимович.
- Григорий Романович утверждал, что именно у него Татьяна Лиознова позаимствовала художественный приём, при котором голос за кадром сообщал характеристики какого-то персонажа… Помните, в «Семнадцати мгновеньях весны»? «Истинный ариец, замечен не был». И правда, нечто похожее Кохан использовал в фильме «Война на западном направлении»…
- Григорий Романович вспоминал, что ему предлагали сделать шесть серий фильма о послевоенной деятельности Жукова в Одессе (уж не «Ликвидацию» ли?), однако режиссёр отказался… Кроме того, вдова Юлиана Семёнова настаивала, чтобы именно он занялся экранизацией романа «Отчаяние Штирлица» (я лично и не знал, что такое произведение имеется в багаже выдающегося мастера приключенческого жанра); Кохану даже заплатили деньги, однако процесс, по какой-то не ясной до сих пор причине, вдруг застопорился…
- Чтобы иметь хоть какое-то представление о жизни за решёткой, Кохан упросил Щёлокова поместить его в общую тюремную камеру. Тот, после долгих уговоров, согласился… А там к Григорию Романовичу в ноги бросился какой-то сиделец: «Помогите невиновному… Я никаких преступлений не совершал!» Позже Кохан сообщил об этом случае Николаю Анисимовичу. Тот дал указание провести обстоятельную проверку, после которой человека полностью оправдали. Он писал Григорию Романовичу благодарственные письма до самой своей смерти.
- Больше остальных наград Кохан ценил нагрудный знак «Заслуженный работник МВД»… Хотя поначалу его не воспринимал серьёзно…
- И зачем мне эта железка, Николай Анисимович? Дай лучше мундир да наградной пистоль…
- Зря ты так… Очень это нужная штука!
- Например…
- Например, примешь лишнего на грудь – и попадёшь в лапы правоохранителей. Так тебя повезут прямиком домой, а не в вытрезвитель.
- Ну да?
- Честно!
Прошло время, и Кохан решил проверить на деле, как действует такое звание. Перешёл в неположенном месте улицу, а тут – бац: милиционер при исполнении. Взглянул на знак – и выписал штраф!
–Ни хрена эта штука не работает, - при встрече пожаловался министру Григорий Романович.
– Значит, есть ещё в милиции порядочные люди! – рассмеялся тот.
После чего парня нашли и… отправили на учёбу в Академию МВД. В 2004 он стал подполковником. Больше о его судьбе мне ничего не известно.
Долгие годы Кохан возглавлял жюри Международного конкурса-фестиваля телевизионных программ и фильмов на правоохранительную тематику «Золотой Георгий» (сопредседателем от России был Борис Галкин), ежегодно проходившего в Киеве. В лучшее время в этом проекте принимали участие представители пресс-служб различных силовых структур из более чем 10 стран. И награды из его рук получили многие известные российские (и не только) журналисты…
- В последние годы Кохан мечтал снять фильм «Рождённая независимостью» и даже собственноручно написал 10-серийный сценарий, для чего пришлось «переселить» Николая Фомича Кондратьева (главного героя "Рождённой революцией") из Москвы в Киев и устроить на преподавательскую работу в тамошнюю Академию… Но после того, как главный вдохновитель проекта Юрий Фёдорович Кравченко (в то время министр внутренних дел Украины) пустил себе в голову две пули – дело заглохло.
Ну, не может эта не в меру незалежная страна родить что-то достойное – и всё тут!
Иван ШУЛЬГИН
Фото: из архива автора
© "Белорус и Я", 2024
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!