Как только в Сети возникает обсуждение сотрудничества Нжде с фашистами, армянская сторона тут же пытается притянуть к нему Расулзаде. Выдумывая всякие небылицы о человеке, который не смотря на сильное давление отказался от контактов с третьим рейхом.
Последнюю неделю эта тема особенно сильно зазвучала, так как совпало два информационного повода:
1. 30 декабря, Президент Азербайджана распорядился о проведении в 2024 году мероприятий, посвященных 140-летию основателя Азербайджанской Демократической Республики.
2. 1 января, армянская общественность праздновала 138 лет со дня рождения основателя националистической идеологии цехакронизма.
Историческое вранье, как часть менталитета
Первыми как всегда начали армяне.
Стоило появиться информации о распоряжении Президента Азербайджана, как армнет наполнился гноем лживых измышлений о Расулзаде. Причем это было не просто преувеличение, а откровенное вранье.
Вот например:
Или вот например от Мины Хачтрян:
Думаю пора поставить точки над "и", сравнив обоих этих деятелей.
А чтобы никто не заподозрил меня в предвзятости, я буду использовать один источник (с армянами в администрации) Армянопедию Википедию.
Нжде и Расулзаде
Они почти ровесники, Нжде (1886) всего на два года младше Расулзаде (1884).
Начало
- Гарегин Нжде родился в семье священника в селе Гюзнют Эриванской губернии (на нахичеванском диалекте азербайджанского языка слово «güznüt» означает «осенний посев»). Наречен был Аракелом.
Учился в русской школе в Нахчыване, потом в гимназии в Тифлисе. В1902 году вступил в партию "Дашнакцутюн" («Единение»). - Мамед Эмин Расулзаде, также из религиозной семьи, его отец был муллой.
Родился в бакинском пригороде Новханы. Учился в светской русско-мусульманской школе. Продолжил учёбу в Бакинском техническом училище. В 1902 году создал среди учащихся молодёжную организацию «Мусават» («Равенство»).
Молодые годы
В 1906 году, Нжде уезжает в Болгарию, где становится профессиональным боевиком.
В 1906 году Нжде перебрался в Болгарию. Там он поступает в нелегальное военное училище, которое было создано в 1907 году по предложению одного из лидеров партии Дашнакцутюн Ростома Зорьяна. В нём более 400 армян и болгар прошли обучение военному делу и подготовку к повстанческой деятельности на территории Турецкой Армении и Македонии.
-----------------------------
Расулзаде в свои 20 лет (1904) создает мусульманскую социал-демократическую организацию «Гуммет», ставшую частью РСДРП.
Во время революции 1905 года Расулзаде активно сотрудничал с кавказскими большевиками — Сталиным, Наримановым, Азизбековым. Находился под наблюдением полиции в связи со своей революционной деятельностью.
В 1904 году он также встретился со Сталиным. Первым, кто познакомил их, был его двоюродный брат Мамед-Али Расулзаде. Встреча, состоявшаяся в одной из комнат, принадлежавшей сотрудникам фабрики в бакинском поселке Балаханы, стала началом их крепкой дружбы. 5 января 1906 года Расулзаде начинает сотрудничать с газетой «Иршад» («Путеводитель»), публикует статью «Беда в деревне». В этой статье он рассказывает об армяно-азербайджанской резне, о том, как люди убивают друг друга, грабят имущество и завершает ее словами: «Граждане! Хватит трагедий! Достаточно невежества!».
Война и мир
Последующие годы для Нжде это цепочка конфликтов, где он участвует исходя из своих националистических убеждений.
Участие в персидской революции против Каджаров (1907), участие в Балканской войне против турок (1912). Воюет он не долго, в обоих случаях меньше года, зато успевает отсидеть 3 года в тюрьме (арестовывается в 1908 году, после возвращения в в родное село из Персии).
----------------------------
Расулзаде в это время занимается просветительской деятельностью.
8 марта 1906 года организовывает в Баку культурно-просветительское общество «Ниджат».
Общество периодически организовывало бенефисы, иногда гулянья в городском саду, а собранные средства использовало на благотворительные цели. На средства в размере 200 рублей, вырученные от одного из этих мероприятий под руководством Мамед Эмина Расулзаде, удалось устроить побег Иосифа Сталина из тюрьмы.
Первая мировая
Первая мировая война дала возможность Нжде наконец послужить Отечеству, ведь Российская Империя воевала с Турцией. Нжде становится заместителем командира 2-ой армянской добровольческой дружины под командованием будущего Дро (еще одного пособника фашизму).
Не буду вдаваться в подробности того, как и какими способами армянские национальные части воевали на территории Османской империи, но именно за это Нжде получает свои три царские награды.
--------------------------
Расулзаде в 1913 году возглавляет партию "Мусават". С началом Первой мировой становится главным редактором газет «Açıq söz» («Открытое слово») и «Yeni iqbal» («Новая судьба»).
В ходе Первой мировой войны руководители партии «Мусават» со страниц газеты «Açıq söz» призывали мусульман довести войну с Османской империей «до победного конца». При этом, Расулзаде отстаивал тюркскую идентичность («Мы — тюрки по языку, тюрки по национальности»), однако пантюркизм этот имел российскую основу и коренился в исламском модернизме Гаспринского и означал поворот тюрок «от Мекки к Алтаю».
Распад Империи
После февральской революции дела на кавказском фронте стали постепенно ухудшаться. Что привело в конце концов к Эрзинджанскому перемирию (уже при Советской власти). Началось отступление из Восточной Турции.
Нжде, вместе с частью армянских добровольческих формирований и несколькими тысячам беженцев двинулся в Зангезур, где жило преимущественно мусульманское население.
Регион в то время входил в состав АДР.
После распада Закавказской Демократической Федеративной Республики оказался под управлением Азербайджанской Демократической Республики.
На этих новостях о приходе армянских частей загорелся Зангезур и Карабах.
Правительство самой Армении при этом было неспособно оказывать им сколько-нибудь существенную помощь. Местным армянским ополчением руководили ветераны Первой мировой войны — генерал Андраник, Дро, Гарегин Нжде и другие.
Начались тотальные этнические чистки, которые сделали армянскими героями всех вышеперечисленных - они ведь таким образом присоединили Зангезур к Армении.
После вывода турецких войск из Закавказья в конце 1918 года армянские вооружённые отряды под командованием Андраника на территории Зангезура продолжили этнические чистки и уничтожение мусульманских селений. Так, поздним летом 1918 года в Зангезурском уезде действовали партизанские отряды Андраника и Шахназаряна . Как отмечает немецкий историк, профессор Берлинского университета им. Гумбольдта Йорг Баберовски, «в начале сентября партизаны Андраника разграбили и разорили 18 мусульманских деревень и убили 500 женщин». По этому поводу в отчёте уездного полицмейстера значилось замечание, согласно которому эта расправа была учинена «по просьбе армянских крестьян, желавших завладеть имуществом изгнанных и убитых». Осенью 1918 года в связи с атакой превосходящих военных сил на мусульманские деревни из своих деревень в Зангезурском уезде было изгнано около 50 000 мусульман. Все они бежали в соседние Джебраильский и Джеванширский уезды. Как результат этих нападений, было полностью уничтожено более 100 деревень и убито около 10 000 человек.
-----------------------------
Расулзаде в это время активно занимался политической деятельностью.
В мае 1917 года на Первом Всероссийском мусульманском съезде в Москве предложил инициировать федеративное устройство России. Его предложение было принято съездом.
После распада Империи, 6 января 1918 года переехал в Тифлис и стал членом Закавказского Сейма, провозгласившего независимость Закавказья.
Шаумян о Расулзаде:
Председатель Бакинского Совета Народных Комиссаров Степан Шаумян 14 мая 1918 года сообщал Совету Народных Комиссаров РСФСР о личности Расулзаде следующее: «Сидящий в штабе Расул-заде известный товарищу Сталину. Это бывший большевик (1905—1906 гг.). В последние годы он вождь мусаватистов, член Сейма, главный их литератор»
Через две недели после этого (27 мая 1918 года) Мамед Эмин возглавляет Азербайджанский национальный совет, который под его руководством, 28 мая, объявляет о Независимости и принимает декларацию Независимости Азербайджана из шести пунктов:
Приход Советской власти на Южный Кавказ
После того, как 11 Красная армия зашла в Баку, и Азербайджан стал советским, между Арменией и РСФСР было заключено соглашение, что вопрос Зангезура откладывается на потом, а туда вводятся советские войска.
После подписания соглашения командовавший армянскими войсками в Зангезуре Драстамат Канаян (Дро) покинул Зангезур, но его помощники — командующий Кафанским районом Гарегин Нжде и командующий Сисианским районом Погос Тер-Давтян — отказались признавать соглашение.
25 августа Нжде провозгласил себя спарапетом (исторический титул главнокомандующего).
Не имея возможности вести открытые бои с Красной Армией ввиду значительного численного превосходства последней, Нжде прибегал к ночным нападениям.
Однако провокации и пропаганда среди местного населения привели к тому, что 10 октября поднялось армянское восстание. Диспозиция поменялась. Красная Армия отступила из Зангезура.
Нжде взял под свой контроль Зангезур, изгнав оттуда остатки азербайджанского населения и добившись, по выражению Клода Мутафяна, «реарменизации» региона.
Однако вырезались не только азербайджанские деревни, попавшие в плен солдаты Красной Армии расстреливались без суда и следствия.
Согласно материалам уголовного дела Нжде, которое велось в 1947 году, около четырёхсот пленных турецких красноармейцев вместе с русскими красноармейцами и армянами, поддерживавшими советскую власть, были казнены недалеко от села Татев.
-------------------------------
В это время, Расулзаде, отказавшись подписать ультиматум большевиков, скрывается в селе Лагич. Его предает один из местных жителей, после чего Мамед Эмин попадает в тюрьму.
Все ждут его расстрела, но вмешивается Сталин.
В один ноябрьский вечер Расулзаде уводят от своих товарищей. Все думали, что его будут казнить. Но оказывается, Мамед Эмина освобождает Сталин и заявляет, что он не достоин такой участи. Сталин также предлагает ему уехать в Москву, так как местные коммунисты не оставят Расулзаде в покое.
Последующие два года, Расулзаде работает в столице.
В Москве Мамед Эмину Расулзаде предлагают должность руководителя «Общества изучения народов Востока», но он отказывается. Он также отказывается от должности профессора в университете коммунизма. В это время Расулзаде преподаёт русский и персидские языки в Институте восточных стран. Он также печатается в журнале «Жизнь национальностей».
Эмиграция
Нжде, который 1 мая 1921 года становится президентом и министром иностранных дел самопровозглашенной «Горной Армении», почует на лаврах не долго.
После того как Ленин подверг критике первый Ревком Армении, для подавления восстания в Зангезуре были направлены опытные кадры во главе с Александром Мясниковым.
На этот раз уже армянские национальные части преданные большевикам входят в Зангезур.
Нжде бежит в Персию, где обосновывается в Тебризе.
Дашнаки возбуждают против него дело за предательство.
19 июля 1921 года Высшей судебной инстанцией АРФД против Гарегина Нжде было возбуждено судебное дело. Ему было предъявлено обвинение в «споспешествовании падению Республики Горная Армения». Нжде дал суду и Центральному комитету АРФД Атрпатакана свою версию относительно причин падения Республики Горная Армения. 4 сентября 1921 года Нжде был допрошен в ходе судебного заседания; 29 сентября партийный суд постановил: «Исключить Нжде из рядов партии Дашнакцутюн и вынести его дело на рассмотрение предстоящего 10-го съезда партии»
Через несколько лет правда Нжде был восстановлен в членах партии. В то время он уже перебрался в Болгарию.
------------------------
Осенью 1922 года, Расулзаде едет с командировкой в Петроград, откуда перебирается в Финляндию. Начинается и его жизнь в эмиграции.
В январе 1923 г. написал открытое письмо Сталину, в котором благодарил последнего за своё освобождение, но в то же время критиковал политику большевиков, обвиняя их в том, что «волею судеб очутившаяся у власти партия коммунистов, отступая на всех фронтах своей идеологии, приходит к идее восстановления старой Российской империи»
(Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 558. Оп. 11. Д. 801. Л. 14 об.).
После проверок и месяца в татарской колонии в Хельсинке, переезжает в Берлин.
Основывает газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ») и журнал «Одлу юрд» («Страна огней»).
В 1926 году кавказскими эмигрантскими организациями был учреждён Комитет независимости Кавказа, где Расулзаде был одним из организаторов и представителем от Азербайджана. Позже он вошёл и в Совет конфедерации Кавказа.
Нжде и Расулзаде в период эмиграции
Нжде развивает кипучую деятельность. Призывает армянское эмигрантское сообщество к борьбе со своими врагами.
Он внёс несколько предложений для организации армян в эмиграции с целью борьбы против Турции и большевиков. Основной задачей он считал организацию армянской молодёжи и с этой целью летом 1933 года поехал в США.
В это время он разрабатывает свою идеологию цехакронизма, объявляя нацию высшим приоритетом.
В рамках Дашнакцутюна Гарегином Нжде в 1933 году была создана молодёжная организация — группа «Цегакрон», характеризуемая политологом Волкером Якоби как «прото-фашистская», позже переименованная в «Армянскую молодёжную организацию».
При создании Цегакрона Нжде был в основном вдохновлён преобладающими в 1930-х годах расистскими теориями и идеологиями.
По мнению Томаса де Ваала, Нжде имел подлинно фашистский уклон, создавая эту организацию.
Нжде много ездит по странам организовывая там Клятвенные Союзы (Цегакрон Ухтер). В Болгарии, Германии, Румынии, Греции и во Франции открываются такие филиалы.
---------------------------------
Расулзаде после 30-го года вообще выпадает из вида. Живет жизнью политэмигранта высокого статуса. Продолжает руководить партией "Мусават", которая практически заморозила свою деятельность, входит в состав руководителей различных эмигрантских структур, но не более.
В 1931 году уехал из Турции. Жил в Польше, где женился на Ванде, которая впоследствии приняла имя Лейла.
(Это единственная информация об этом периоде в Википедии, впрочем и в других источниках ничего нет.)
Вторая Мировая война
С самого начала Второй Мировой войны, воспитанники Нжде из Цегакрона активно сотрудничают с фашистами.
В начале Второй мировой войны началось формирование полувоенных разведывательно-диверсионных групп из членов Цегакрона и «Таронаканутюна», предварительно прошедших военно-психологическую подготовку. Позже их обучали в лагерях Абвера под руководством Нжде с целью переброски в дальнейшем на территорию Кавказа и Турции.
Через некоторое время и сам Нжде налаживает связи с нацистами. Это не удивительно, так как идеологии очень схожи.
Возвратившись в Болгарию, Нжде наладил связи с Берлином, имея целью убедить нацистов напасть на Турцию, а в начале 1940-х годов участвовал в создании армянских военизированных частей в составе Вермахта, прошедших обучение под руководством инструкторов СС.
Пока это не касается Советского Союза (СССР сам сотрудничал с Германией в экономике), поэтому больших претензий к нему не возникает.
В декабре 1942 Нжде стал одним из семи членов созданного фашистами Армянского национального совета и заместителем редактора газеты Национального совета «Азат Айастан».
Армянский национальный совет, в который входили дашнакские лидеры — председатель Арташес Абегян, заместитель Абрам Фулханданян, Арутюн Багдасарян, Давид Давидханян, Гарегин Нжде, Ваган Папазян, Дро Канаян и Дертовмасян, — в своё время обращался к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу с предложением о создании германской колонии на территории советской Армении. Нжде также упоминается среди прочих в рассекреченном документе о сотрудничестве СД и Абвера с армянской национальной партией.
Нжде агитировал военнопленных-армян с целью набора добровольцев в так называемый Армянский легион вермахта, подразделения которого были задействованы в боях на Северном Кавказе.
По данным энциклопедии «Великая Отечественная война 1941—1945 годов», на территории Болгарии в период войны Нжде завербовал более 30 агентов армянского происхождения. Он участвовал в их диверсионной подготовке, а также в переброске в тыл Советской армии с целью ведения подрывной деятельности.
-----------------------------------------
Фашисты пытались привлечь национальную эмиграцию к сотрудничеству, особенно лидеров партий, а Расулзаде возглавлял "Мусават", который являясь национал-демократической партией подходил национал-социалистам.
Поэтому нет ничего удивительного, что Расулзаде зазывают в Берлин:
В конце апреля-начале мая 1942 года в числе других видных представителей эмиграции из СССР был приглашен для политических переговоров и консультаций в Берлин.
Однако при непосредственных контактах выяснилось явное расхождение в идеологии и задачах.
Расулзаде во главу угла ставил независимость Азербайджана, наличие собственной армии, парламента и руководства, а фашисты хотели, чтобы он помог победить СССР.
Однако в ходе контактов с представителями МИД и Восточного министерства Германии ему было однозначно заявлено, что идея независимости Азербайджана не соответствует целям немецкой политики, после чего он принял окончательное решение покинуть пределы Германии.
Таким образом, взаимоотношения Расулзаде с нацистской верхушкой так и не наладились. Немцам были нужны сугубо прагматичные исполнители и проводники их политики среди азербайджанских военнопленных и старых эмигрантов. По этой причине они наладили сотрудничество с членами правого крыла азербайджанской политэмиграции — оппонентами М.Э. Расулзаде — Аббас-беком Атамалибековым, Фуадом Эмирджаном и Або Фаталибейли-Дудангинским.
Думаю достаточно
А теперь давайте отбросим все и посмотрим на эти две биографии холодным взглядом незаинтересованного человек. Подчеркиваю "на биографии", а не на сотрудничество с фашистами, где и так все ясно.
Разве можно сравнивать двух этих людей?
А армянские паблики продолжают изрыгать ложь. Вот из появившегося только что:
Что творится в голове у этих людей? Насколько их зомбировали ложью.
Или вот, обсуждают нациков у памятника Нжде, а вспоминают Расулзаде:
И еще:
Даже организации пятой колонны подключились:
И всего этого море за последние дни, я бы мог скринить до бесконечности.
Самое печальное, что на фоне падающей общей образованности молодого поколения, и нежелания его перепроверять информацию, в эту ложь будут верить.
А азербайджанские СМИ и паблики сидят, бьют баклуши, как всегда успокаивая себя тем, что правда все равно восторжествует.