Всем Привет!
Кировский завод одно из старейших предприятий Петербурга, откуда взяла начало революция 1905 года. А обычные работники этого производства считались настоящей «элитой» общества! Сегодня вы узнаете об одном из самых старых заводов России и как как из уничтоженного предприятия сделать самое передовое производство. И это история Кировского завода. Приятного просмотра!
Начало истории Кировского Завода
В Санкт-Петербурге на проспекте Стачек находится один из самых известных в стране заводов, а именно Кировский машиностроительный и металлургический завод. У производства огромная история, которая длится еще со времен Российской Империи. Сейчас это одно из старейших действующих производств на территории современной России.
Днем рождения Кировского завода можно считать 3 апреля 1801 года, когда на нем отлили первое пушечное ядро. Но на самом деле, создали его намного раньше. Еще в 1789 году был построен Кронштадтский чугунолитейный завод, который указом Павла первого перенесли в Санкт-Петербург в 1801 году.
Стоит отметить и место, где располагается производство. Завод имеет свой отдельный выход в Финский залив, что в свое время сыграло с ним злую шутку. В 1824 году из-за сильнейшего наводнения погибло более ста пятидесяти человек, а вся инфраструктура производства была просто смыта. Последующие десятки лет можно назвать попытками выжить, так как восстанавливать завод никто не торопился, а заказов, со времен разрушения, стало намного меньше, да и выполнять их можно было с трудом.
Кстати, прямо сейчас на территории Кировского завода располагаются различные предприятия. Одним из них стала компания ПО СИСТЕМА.
Спасение завода и переименование
Казалось, что после наводнения Кировский завод никогда не оправится. Постоянно происходила смена руководства, завод переквалифицировался из одного производства в другое, и так продолжалось десятки лет. Только в 1868 году во главе производственных мощностей встал настоящий лидер Николай Иванович Путилов, который и спас завод от возможного закрытия из-за катастрофы 1824 года.
Отдельно интересно узнать, как же все это происходило. История успеха Путилова началась задолго до его появления на заводе. Во время Крымской войны гениальный инженер и предприниматель организовывал корабельное строительство в условиях франко-английской блокады. В кратчайшие сроки на личные деньги императорской семьи была построена настоящая флотилия, которая должна была охранять Кронштадт. Отдельно стоит отметить, что все это происходило, как говорится «на честном слове», ведь не было никаких контрактов на выполнение работ, не было предоплат, и какого либо контроля со стороны правительства Но Николай Иванович не только выполнил все договоренности в срок, он еще и сэкономил много денег! Это и помогло в будущем занять пост главы производства, так как в правительстве его очень сильно уважали.
В 1868 году, предыдущее товарищество не справилось с выполнением утвержденного устава на Кировском заводе. Тогда, Путилову позволили взять огромный кредит, и выкупить производство. В марте этого же года Сенат документально зафиксировал продажу. Но как простому ученому инженеру одобрили просто колоссальный кредит и передали под управление целый завод, который на то время, несмотря на проблемы в работе, считался важным инфраструктурным объектом? Все как раз таки из-за того случая, когда Путилов помог стране спастись от английского флота, а также сейчас он обещал за месяц наладить производство рельс для Николаевской железной дороги. Свое слово он сдержал и на этот раз, а качество изделий было на голову выше зарубежных аналогов. Тогда же завод был переименован в Путиловский, и гордо носил это название вплоть до 1922 года.
Дальнейшее развитие при Путилове
Во времена управления производством Николаем Ивановичем, предприятие было самым прогрессивным и инновационным на то время. При Путилове завод производил и поставлял не только рельсы высокого качества для железных дорог, но и другие качественные стальные изделия. Создавалось все что только может потребоваться государству, а именно различные боеприпасы для всех видов вооружения, производство вагонов для тех самых железных дорог, для которых и изготавливались рельсы, пушки, ружья, и орудия для броневиков.
В общем, завод начал выполнять одни из самых важных для государства заказов, а также поставлял их в самые короткие сроки. Так происходит и сейчас, только уже с нашими современными производствами.
Развитие при Путилове
На Кировском заводе во времена Путилова создавался фундамент для обучения персонала. Руководство производства четко понимало потребность в высококвалифицированных сотрудниках, и по этой причине вкладывало очень много сил и средств в развитие социальной сферы производства. Была организована специальная система профессионального обучения, при заводе построили библиотеку, столовую, больницу, и что самое удивительно, был возведен даже собственный театр!
Именно в этом и заключалась инновационность завода. Можно сказать, что он начал представлять из себя отдельный город, в котором могли спокойно проживать рабочие производства. В нем появилось все необходимое для развития, что начало подкупать людей. Появилось все больше и больше желающих работать именно на этом Путиловском заводе именно за счет подхода к организации социальной составляющей производства. И главное, все это не только не мешало производить качественную продукцию, но и наоборот помогало!
Основным заказчиком продукции завода было именно государство, которое было представлено разными городами и отдельными областями. То есть производство работало на всю страну, так как получило большую известность за счет высокого качества производимой продукции.
В наше время работа на Кировском заводе, конечно же отличается, но во многих компаниях производство разделено на разные цеха, прямо как в девятнадцатом веке при Путилове. А заказы поступают не только от государства, но и от частных лиц и крупных компаний.
Первая мировая, забастовки, дальнейшая работа
К началу двадцатого века и, по совместительству, первой мировой войны, Путиловский завод стал одним из самых значимых производств в стране. Он занимал ведущие позиции в Европе, например, в паровозостроение, или производстве артиллерийского оружия. А сами работники завода, благодаря политике на производстве, были грамотными, имели высокую заработную плату, а также оказались достаточно сплоченными. Их называли настоящей «элитой» среди всех работников других заводов страны.
Именно большая сплоченность рабочих привела к не самым лучшим последствиям. После увольнения четырех рабочих за пьянство и частые прогулы, на территории завода случилась забастовка. Именно она привела к «кровавому воскресенью». Это печально известное происшествие, которое случилось во время шествия петербургских рабочих. Во время разгона забастовки погибло более ста человек, из-за чего это событие и прозвали столь мрачно. События на Путиловском Заводе послужили началом и первой русской революции 1905 года.
Революция 1917 года, переименование завода
В 1917 году произошла Октябрьская революция, когда к власти пришли большевики. Важную роль и тут играли Путиловские сотрудники, которые стали передовым отрядом движения рабочих. Все таки сам Ленин часто посещал производство, и выступал со своими агитационными заявлениями.
После революции было принято решение переименовать Путиловский завод в Красный Путиловец. Стоит отметить, что в новом названии не убрали фамилию гениального предпринимателя, а просто добавили приписку, которая показывала принадлежность предприятия к Союзу Советских Социалистических Республик. Правда, носить такое название завод смог не долго. Спустя примерно 17 лет, завод переименовали в Кировский. Это название прижилось уже куда лучше, и сохранилось и по сей день. А произошло это из-за следующих событий.
В декабре 1934 года был убит Киров Сергей Миронович, один из лидеров Ленинградской партийной организации. Депутат имел непосредственное отношение к заводу. Он лично курировал развитие тракторостроения на «Красном Путиловце». По его указу были построены специальные цеха, а также началось изучение специальных технологий, которые помогали в производстве тракторов. Также по инициативе Кирова на улице прилегающей к территории завода началось строительство специального железнодорожного виадука, который уменьшил «пробки» на железной дороге. Возникали они как раз из-за высокой загрузке самого предприятия и частых поставок сырья и готовой продукции на его территорию.
Смерть столь значимого человека привела к смене названия завода с Красного Путиловца на Кировский завод. Это дань рабочих к погибшему депутату за его участие в жизни и развитии предприятия.
Вторая мировая война
Во времена Великой Отечественной Войны и блокады Ленинграда завод продолжал функционировать. Происходило это даже не смотря на расположение в непосредственной близости к фронту. Руководство предприятия всячески пыталось спасти завод от бомбардировок и нападений, и распространяло информацию о том, что на нем трудятся только военнопленные немцы. К сожалению, такой ход не позволил обезопасить производство и его рабочих.
Завод регулярно бомбили. По различным оценкам на его территории взорвалось более пяти тысяч снарядов и бомб разного калибра. Результатом всего стала гибель около двух с половиной тысяч работников завода. Стоит отметить, что во времена второй мировой войны на предприятиях трудились не молодые и сильные мужчины, а старики, женщины и дети. В основном именно они и погибли при бомбардировках. А происходило это потому что трудоспособное население уходило на войну. Естественно, рук не хватало, поэтому, чтобы помочь родине, даже самые маленькие дети шли работать на заводы.
Помимо бомбежек, еще одной трагедией стала блокада. Как и в город, на завод почти не поступала провизия. Огромное количество жителей и работников погибло именно из-за голода. Но даже все эти ужасы войны не остановили работу предприятия, и он каждый день исправно выпускал свою продукцию.
Кировский завод стал одним из символов героизма жителей и работников ленинграда. Уже после войны он вернулся в нормальный рабочий темп, и стал выпускать привычную всем продукцию, так как во времена войны вместо тракторов с конвейера выезжали танки и орудия.
В наше время завод, также как и раньше, выпускает самую разную продукцию. На его территории трудится несколько компаний, и одна из них - ПО СИСТЕМА, которая занимается быстровозводимыми зданиями.
Выводы
Сегодня вы узнали историю одного из самых старых и известных заводов России, а также немного больше узнали о компании ПО СИСТЕМА. Спасибо за просмотр!