Попалась на глаза новостная статья, которую не могла пройти стороной: семиклассник совершил страшное - самоубийство в новый год. Как пишут - из-за того что ему не подарили компьютер.
Статьи про эту новость вызвали всплеск - как так, ужасное событие, бедные родители, какой глупый пацан, "вырастили потребителя" и т.д. и т.п...
Прежде чем приступить к своим рассуждениям хочу отметить: все что я говорю - это мои теории, догадки, возможные развития событий. Поэтому не нужно думать о том, что я кого-то обвиняю - такой цели у меня нет. Моя цель - попробовать разобраться, как такое страшное событие могло произойти и что послужило причиной.
Я соболезную родителям мальчика. Терять своих детей - это страшно. Это ужасно. Это то, что никому не пожелаешь, даже врагу.
Первым стоит упомянуть возраст. Около 13-14 лет - это очень опасное, нежное, как я бы сказала время. У многих детей - разгар подросткового бунта. Тело растёт, голос меняется, появляется раздражительность, максимализм, катастрофизация. Мнение сверстников - становится самым важным на свете. Но это мы про "классику". Конечно каждый человек уникален и период созревания у всех проходит по-разному.
Важно отметить - это период нестабильности. Остроты характера. Андрей Евгеньевич Личко - один из моих любимых авторов, советский психиатр, создатель книг по психопатиям, акцентуациям(грубо говоря, околопатологическим "остротам" характера), упоминал что в подростковом возрасте многие "острые" части характера накаляются, ещё больше "встают в штыки", а только после его прохождения, успокаиваются, сглаживаются.
Далее, упоминается что мальчик учился в лицее. А лицей - это (чаще всего)не простая общеобразовательная школа, а очень напряженное учебное место, со строгими параметрами оценки и очень плотным графиком. Камень преткновения - компьютер - по рассказам знакомых мальчика был обещан родителями при исправлении большого количества "двоек" - плохих оценок. И двойки были исправлены. Однако по какой-то причине обещание не было исполнено.
По словам знакомых мальчика говорится о том что у него было недопонимание с родителями, а близких друзей не было.
Из всех полученных данных можно сделать такой вывод: компьютер был долгожданным тяжело заработанным подарком. Школьник был крайне стрессован и измотан. Изначально плохая успеваемость и отсутствие близких друзей в 7 классе ( я не просто так делаю на этом акцент - 7 класс - это время когда в школьном коллективе уже образовались свои связи и группки) может говорить о том что лицей был местом крайне негативным для мальчика. Неизвестно что за недопонимание имелось у него с родителями, думаю это может быть связанно с подростковым кризисом, однако это не меняет факта того что это также оказывало на него стрессирующее влияние.
Что мы имеем? Застресованного школьника в разгар подросткового кризиса, неподаренный компьютер для которого стал спусковым крючком всего накопленного напряжения.
На мой взгляд - вместо компьютера "спуском" могло бы стать все что угодно. Ссора с семьей, одноклассниками, учителем, неудачная контрольная, сломавшийся телефон...
Обвинять мальчика в том, что он дитя "поколения потребления", "неблагодарный", "лентяй" и т.п. - как минимум, неуместно. Как и ругать его родителей, проживающих данный ужас...
Мне кажется, эта ужасная история - повод задуматься о том, чем живут дети и попробовпть воспринять их проблемы как серьёзные. Никогда не знаешь, какие порой серьёзные могут быть мысли в голове у подростка. Взгляд подростка - как линза, искажает реальное положение вещей.