Ох уж эти праздники! В допандемийное время я несколько лет подряд проводила очные предновогодние интенсивы по сольфеджио для чайников на материале новогодних песен, и успевала напитаться праздничной музыкой на целый год вперед🥳. В какой-то момент я поняла, что и без специализированных мероприятий стОит на правах музыканта дарить больше новогоднего настроения: за последние две недели я использовала "Джингл Беллз" на 15 уроках по сольфеджио/гармонии/фортепиано и на 6 концертах с комедийной импровизацией. Но все эти "Колокольчики" юзались в разных вариантах и форматах.
Припев песни невероятно удобен для почти любых музтеоретических и не только изысканий - пять нот, пять ступеней, пять пальцев, мажорный лад, да и мелодия у всех на слуху.
1. Первый небанальный вариант работы с песней на уроках сольфеджио - транспозиция мелодии в разные тональности, как в письменном варианте, так и в устном "сольфеджировании":
2. Второй вариант - повеселее - секвенцирование. Здесь за "звено секвенции" я приняла первые четыре такта припева, шаг секвенции - б. 2 (можно взять любой), идем вверх (направление тоже можно поменять):
3. Третий вариант - мой любимый: ладовая трансформация. Поем припев во всех возможных ладах. Песня написана в мажоре, соответственно, первым ходом поем в мажоре нотками. Также выписала варианты в лидийском, в натуральном миноре, в дважды-гармоническом мажоре, в дважды-гармоническом миноре, в целотоновом ладу, а также во фригийском и локрийском ладах. Пожалуй, лучшее задание на развитие "ладовой чуйки" - перенос знакомой мелодии в разные лады. Догадаетесь, почему здесь не представлены гармонический и мелодический виды мажора/минора и мои любимые - дорийский и миксолидийский лады?😀🙈
4. Остальные банальные штуки напишу буквами: на этом примере классно работать с ключами (переписываем "Колокольчики" в разных ключах), классно подбирать аккорды (T-S-D в стандартном варианте и безумное количество вариантов перегармонизации), работать с аккомпанементом в разных стилях (от простых арпеджированных вариантов до страйда и даже рок-н-ролла). Классно, что припев включает в себя всего пять ступеней подряд (I-V) и у пианистов лежит прямо под пальцами. Я с новичками (вне зависимости от возраста) начинаю заниматься именно с таких "пятиклавишных пьес". И тут (на правах саморекламы) отмечу, что большая глава с пятиклавишными пьесами содержится в моем сборнике "Учим музыку с радостью", который уже почти полностью распродан. https://www.ozon.ru/product/uchim-muzyku-s-radostyu-uchebnoe-posobie-dlya-nachinayushchih-muzykantov-342308740/😇
С наступившим 2024 годом вас! ❤️😘🎄🥂! Пусть теория музыки учится, задачки гармонизуются, контрапункт контрапунктирует, а интонация будет всегда девственно чистой!
Драйва и творчества вам!🥂🎄❄️🎶🎵🎺🎧
Больше нот и материалов по сольфеджио в моем ТГ: https://t.me/solfavkarmane