Многие родители, стремясь обеспечить своему ребёнку счастливое и во всех смыслах беззаботное детство, совершенно забывают о том, что " цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас" ( Э. Легуве). И это касается не только бытовых навыков или учебной деятельности. В первую очередь, самостоятельность - это про уверенность в себе, независимость от чужого мнения, твердость собственной точки зрения и готовность нести ответственность за свои поступки.
Ребёнок не рождается самостоятельным
До 1 года малыш целиком и полностью зависит от взрослых и находится в симбиотической связи с матерью. В дальнейшем по мере освоения навыка ходьбы у него уже появляется и психологическая готовность все дальше убегать от мамы, чтобы изучать новые территории и окружающий мир в целом.
В этом возрасте ведущей является предметно- манипулятивная деятельность. Ребенок исследует свойства и функции предметов не только методом проб и ошибок, но и посредством подражания взрослым. Поэтому будьте особо внимательны к своему поведению, ведь он берет с вас пример уже сейчас!
Также в этот период важно поддерживать познавательный интерес малыша ( в разумных пределах, естественно!). Хочет вскарабкаться на шведскую стенку - не нужно уводить и говорить, что это опасно и еще рано; дайте ему попробовать с вашей помощью. Хочет играть в песочнице- не нужно переживать, что испачкается или попробует на вкус песок; почти у каждого есть стиральные машины, а чтобы не ел песок, не оставляйте без присмотра и покажите, как можно с ним играть. Пусть малыш изучает мир с вашей направляющей помощью.
Затем в возрасте 2,5-3 х лет наступает ключевой момент в формировании самостоятельности у ребёнка - кризис "Я сам". В этот период малыш уже начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Он борется за самостоятельность и уважение к себе и в то же время ожидает, что взрослые будут направлять его и поддерживать.
Поэтому в этот момент родителям следует свести к минимуму свои попытки что-либо навязать ребёнку и поощрять его стремление делать все самому. Пусть неумело, медленно, неаккуратно, но он только учится быть самостоятельным и независимым от других.
Развитию самостоятельности способствуют не только навыки самообслуживания, но и домашние обязанности: собирать игрушки, раскладывать вещи, протирать пыль. Выполнение сначала этих элементарных, а затем и более сложных действий поможет сформировать у ребенка ответственное поведение. Если у него что-то не получается, подбодрите его и покажите, как следует сделать. Но ни в коем случае не отстраняйте его от работы, ему нужно научиться добиваться хорошего результата путем проб и ошибок. Когда у ребенка все получается, он чувствует воодушевление, свою значимость, у него появляется стремление к новым достижениям.
Давайте ребенку возможность выражать свое мнение. Например, выбирать себе еду, одежду, варианты досуга. В более старшем возрасте позвольте ему оформить свою комнату так, как ему хочется, и старайтесь при этом не комментировать, как ужасно, криво или некрасиво. Это отобьет у него желание ко всякому творчеству и самостоятельности.
В моей практике был случай, когда на семейном консультировании женщина пожаловалась на то, что ее дочь- подросток, стремясь создавать модную эксклюзивную одежду, просто напросто портит свои вещи. Я посоветовала не ругаться из-за этого, а, наоборот, поддержать и помочь развить хобби своего ребенка: купить отрез недорогой ткани, показать, как шить на швейной машинке, поискать вместе интернет- ресурсы по обучению швейному мастерству.
Высмеивая и ругая ребенка за его начинания, особенно при посторонних, мы провоцируем в нем замкнутость, неуверенность в своих силах и ощущение собственной беспомощности (" что бы я не делал, все равно получится плохо, поэтому лучше даже и не пытаться").
Дети оценивают себя, ориентируясь на оценки взрослых. Критика относительно самостоятельных действий ребенка должна быть конкретной (т.к. дети воспринимают информацию буквально, особенно в младшем возрасте) и в позитивном тоне: например, "давай кушать медленнее", " Говори тихо", 'Возьми одну" и. т.п.
И, конечно, не стоит забывать о похвале. Это могут быть как и небольшие подарки, сладости, так и слова: "Очень хорошо! ", "Молодец!", " Так держать! ", Горжусь тобой! ".