Найти тему
Максим Федоров

Оптимизация крест-фактора или почему никто не понял войну громкостей

Оглавление

Введение

Музыкальная индустрия - это вечное поле битвы, где борьба за громкость не утихает ни на минуту. Каждый звукорежиссер стремится сделать свой трек чуточку громче конкурентов, в надежде привлечь больше слушателей. Однако в эпоху стриминга правила игры изменились. Теперь ключевым фактором становится не сырая громкость, а оптимальный крест-фактор - показатель динамического диапазона трека. Именно крест-фактор определяет, насколько органично трек будет звучать в плейлисте наряду с другими композициями. Слишком высокий крест-фактор придаст ему чересчур акустическое звучание, а слишком низкий - превратит в безжизненный набор звуковых волн. Грамотный баланс между громкостью и динамикой - вот что отличает профессионала от любителя в современном мире звукозаписи.

Одним из инструментов, который поможет проработать динамический диапазон трека, является клиппер Flatline. Мы рассмотрим, как с помощью Flatline можно добиться необходимого крест-фактора в рамках жанра композиции, а также, как увеличивать громкость трека, сохраняя при этом ясность и чистоту звука.

Фундаментальные основы

Прежде чем погрузиться в глубины нашего обсуждения, давайте освежим в памяти некоторые ключевые концепции.

📜 Крест-фактор (Crest Factor) в звукорежиссуре - это разница между пиковым уровнем и уровнем RMS (среднеквадратичным уровнем громкости). По своей сути он является отображением динамического диапазона трека и напрямую влияет на восприятие музыки.

📜 Пик (Peak) - мгновенный абсолютный уровень звукового сигнала, измеряется много тысяч раз в секунду (а именно столько, на сколько настроена частота дискретизации, обычно это 44000 Гц или 96000 Гц) и представлен в виде отрицательного числа.

📜 RMS (Root Mean Square) - среднеквадратичное значение громкости, взятое за промежуток времени 0.3 секунды. RMS-уровень долгое время использовался в качестве стандарта, однако, сегодня он уступает свое место более "человеко-ориентированному" показателю LUFS. LUFS представляет собой новый, более интуитивно понятный способ измерения громкости звука, когда речь идет о мастеринге.

Ключевая мысль

Звукоинженер стоит перед важной миссией - довести трек до нужного крест-фактора. Это не просто техническая необходимость, диктуемая требованиями стриминговых сервисов, но и художественный императив, определяемый жанровыми стандартами музыки. Это искусство и наука одновременно, где каждый нюанс имеет значение, и где мастерство звукоинженера может раскрыться в полной мере.

С большими крест-факторами (от 12 децибел и больше) обычно не возникает трудностей. Так сложилось, что музыка с большим крест-фактором более “акустичная”, “интимная” и “камерная”. Она требует от слушателя внимания к деталям, ведь в них скрыто множество тонких оттенков, выраженных через артикуляцию, интонирование, изысканные штрихи и продуманную фразировку. Однако это не значит, что такая музыка исключительно тихая. Напротив, классические оркестровые произведения могут поражать своим диапазоном, варьируя громкость исполнения от тихого шепота до мощного фортиссимо (итал. 🇮🇹 fortissimo - очень громко). Такая музыка - это искусство контрастов, поэтому для неё и нужен большой динамический размах.

Но как только дело доходит до более энергичного, танцевального и рокового / метального звучания, то здесь крест-фактор уже будет намного меньше, в районе 6-7 децибел. Эмпирическим путём инженеры по мастерингу пришли именно к таким цифрам, именно при крест-факторе в 6 децибел трек приобретает завершенный, коммерчески привлекательный звук.

Когда происходит настройка лимитера при мастеринге песни, обычно устанавливается значение пиковой громкости на 0 дБ (или на -0.3 дБ, чтобы избежать межсэмпловых искажений). Таким образом, чтобы успешно отмастерить песню, необходимо стремиться к громкости -6 LUFS. Но, как в любой сложной задаче, на пути к заветной цели могут возникнуть трудности. Лимитер начинает неистово искажать звук, беспощадно расплющивая вашу песню. Решением данной ситуации будет:

  1. Повесить 10 компрессоров подряд, чтобы как-то постепенно ужать динамический диапазон до нужного нам;
  2. Сделать радикальный тональный баланс эквалайзером, при этом исказив транзиентную и низкочастотную информацию;
  3. Написать “письмо счастья” микс-инженеру с вежливой просьбой пересвести данный микс.

Справедливости ради стоит отметить, что обычно такие трудности происходят из-за некорректной тональной настройки в области низких частот и нижней середины (а именно избыточная энергия в этом диапазоне, которая и вызывает срабатывание лимитера), а также в целом из за неправильного баланса громкостей (например бочка и малый излишне доминируют над мелодией).

Впрочем, есть и 4 вариант, по которому вы можете действовать. Лимитер срабатывает в основном на пиковые значения громкостей, которые в большинстве своём исходят от ударных инструментов. Если это стандартный рок-микс, то самыми громкими элементами в ударной установке у вас будут бочка и снеер, и лимитер будет плющить ваш микс именно в моменты их игры. А значит, нам необходимо проработать эти пики, чтобы облегчить работу лимитеру и наконец избавить трек от чудовищного перегруза. И в этом нам поможет клиппер Flatline.

Как работает Flatline

Представьте себе идеальную синусоиду, как на рисунке 1. В данный момент нас не занимают её технические характеристики, такие как частота или амплитуда. Наш интерес касается исключительно формы волны, которая является ключевым элементом в понимании процесса обработки звука.

Рисунок 1 - Обычная волна синусоидальной формы
Рисунок 1 - Обычная волна синусоидальной формы

Теперь обработаем сигнал нашим VST-плагином Flatline, а именно срежем пики громкости у волны синуса. Для этого настроим параметр THRESHOLD таким образом, чтобы клиппер начал воздействовать на сигнал. Индикатор GR (Gain Reduction) будет показывать, сколько децибел было отрезано от исходного сигнала. На Рисунке 2 видно, что от синуса мы отрезали 5.5 децибел, а сама волна приобрела более плоские формы, что свидетельствует о сжатии динамического диапазона сигнала. Сам сигнал на слух становится более искаженным. Клиппер, как инструмент, по своей природе поход на компрессор или лимитер, вот только степень сжатия сигнала у него крайне бескомпромиссная. В отличие от своих более умеренных собратьев, клиппер применяет к сигналу абсолютное ограничение, не оставляя места для динамических всплесков.

Рисунок 2 - Изменение формы волны
Рисунок 2 - Изменение формы волны

На рисунке 3 продемонстировано “сглаживание” формы волны с помощью параметра SHAPE.

Рисунок 3 - Изменение формы волны
Рисунок 3 - Изменение формы волны

Чтобы наглядно увидеть и услышать, какую именно часть звукового сигнала вырезает Flatline, можно перейти в режим “дельта”. Данный режим как раз позволяет слушать только ту часть сигнала, которая была изменена в результате обработки, то есть разницу между исходным и обработанным сигналами. Для этого необходимо нажать на значок дельта Δ, как это показано на рисунке 4.

Рисунок 4 - Вырезанная часть сигнала
Рисунок 4 - Вырезанная часть сигнала

Рецепт хорошего звука

-6

Рецепт обработки трека с помощью клиппера прост, как блюдо из двух ингредиентов: Flatline позволяет снизить уровень звука без потери вкуса и аромата звука. Это достигается за счет изящного отсечения транзиентов малого барабана и излишне громких или перегруженных ударов в бочку. Когда мы говорим об отсечении, вспоминаем графики со звуковыми волнами после их обработки клиппером. Сам удар в барабан остается неизменным, его звучание почти не меняется на слух, потому что тело волны почти не изменилось. Однако после этих манипуляций с отсечением транзиента, лимитеру становится намного проще справляться с песней. Это как готовить блюдо, когда все ингредиенты уже нарезаны и подготовлены - процесс становится намного проще и приятнее.

С помощью опции "дельта" в Flatline, вы можете проверить отсеченный материал, как шеф-повар проверяет готовность блюда, контролируя процесс и минимизируя потери в чистоте звука. Применение этой техники позволяет привести ваш трек к необходимому крест-фактору. Например, если из трека максимум можно было выжать -9 LUFS, с использованием данной техники это значение с легкостью можно превратить в -6 LUFS. Это уже по сути является стандартом для современной рок/метал музыки.

Почему война громкостей имеет смысл

-7

В мире звукозаписи вопрос громкости песни стал предметом бесконечных дебатов, в которых стрелка мнений неоднократно меняла свое направление. Вначале, инженеры, стремясь к максимальной громкости, сжимали треки до невероятных пределов. Это было своеобразным трендом, который доминировал в индустрии. Однако, с появлением стриминговых сервисов, таких как YouTube и Spotify, ситуация кардинально изменилась. Теперь все песни уравняются по громкости до -14 LUFS (или -16 на некоторых площадках), что стало новым стандартом в мире музыки. Этот переход вызвал появление нового поколения звукорежиссеров, которые утверждают, что мастеринг треков должен производиться именно в -14 LUFS (и речь идёт о поп/рок треках), однако они ничего не говорят про крест-фактор и про пиковые уровни. Хотя в этом и кроется суть происходящего.

Наглядный пример

Допустим, был сделан мастер рок-трека с пиком (Peak) -0.3 дБ и LUFS -6. Крест-фактор (CF) будет равняться:

CF = Peak - LUFS

CF = -0.3 дБ - (-6)дБ = 5.7 дБ

Крест-фактор в 5.7 дБ вполне соответствует жанру рок музыки на момент 2024 года.

Но вот наш заказчик ставит перед нами задачу - мастеринг трека должен быть выполнен на уровне -14 LUFS. Возможно, мы не до конца понимаем его желания, и наш первый инстинктивный шаг - просто опустить ручку усиления на лимитере. Таким образом, мы снижаем среднюю громкость до требуемых -14 LUFS, но при этом пиковое значение остается неизменным. И что мы видим? Крест-фактор нашей рок-композиции взлетает до 13.7 дБ, что явно выходит за рамки любого признанного жанра в музыкальной индустрии.

Мы слушаем результат и на полном серьёзе складывается такое ощущение, что трек не сведён. Наш современный шумный рок звучит наподобие песен 70-х годов, с отрывистыми ударами по тарелкам и отсутствием ощущения пампинга, свойственного для тяжелой музыки. Следовательно, необходимо также скорректировать уровень пика, пока крест-фактор не вернется к своему первоначальному значению (5.7 дБ), то есть понизить его до -8.3.

В конечном счёте, мы сделали мастеринг трека, при этом умело сохранив правильный, жанрово-оправданный крест-фактор.

📜 Если вы погрузитесь в мир поп-музыки 80-х, то обнаружите удивительную особенность - её взрывную энергию и динамичность. Атаки и транзиентные составляющие звучат ярко, насыщенно и плотно. Крест-фактор этой эпохи достигал 9 дБ.

Современная музыка, в свою очередь, представляет собой более сглаженное и скомпрессированное звучание. Она может не обладать такой же взрывной энергией, но зато прекрасно воспринимается на низкой громкости. Крест-фактор современной музыки составляет 6 дБ, и, несмотря на все усилия, увеличить его больше просто невозможно. В противном случае, поп-музыка перестаёт быть таковой.

Что касается современного метала, то здесь также существуют свои нормы. Крест-фактор не должен быть больше 7 дБ, что обеспечивает оптимальное звучание этого жанра.

Таким образом

В мире стриминговых сервисов, где музыкальные композиции разных эпох сосуществуют в одном пространстве, возникла необходимость в нормализации громкости. Это не просто каприз разработчиков или попытка положить конец бесконечной войне за громкость, заставляющей звукоинженеров сжимать музыку. Это решение было обусловлено чисто техническими причинами.

Представьте себе: в одном и том же плейлисте могут встречаться треки, отмастеренные в 70-х годах на уровне -10 LUFS, и современные композиции, громкость которых достигает -6 LUFS. Чтобы обеспечить гармоничное сосуществование этих треков и не увеличивать среднюю громкость тихих композиций (что могло бы исказить их крест-фактор), было принято решение о нормализации громкости на уровне -14 (-16) LUFS. В общем, все треки стали звучать на одной громкости в рамках одного плейлиста.

Важно подчеркнуть, что не все платформы предлагают функцию нормализации громкости. Таким образом, даже если вы тщательно отрегулировали и загрузили трек с громкостью в -16 LUFS, на некоторых площадках он может звучать заметно тише остальных. Это, безусловно, не добавляет ему привлекательности.

Таким образом в современной индустрии звукозаписи концепция "войны за громкость" не утратила своей значимости, но трансформировалась, обретя новые контуры. Сегодня она предстает перед нами как борьба за достижение идеального баланса между громкостью и жанровой аутентичностью, которую можно охарактеризовать как "война за жанровый крест-фактор". Именно крест-фактор является ключевым элементом в звучании трека и позволяет передать художественную составляющую музыки.

Заключение

В заключение, важно подчеркнуть, что в современной музыкальной индустрии громкость трека уже не является ключевым фактором привлечения слушателей. В эпоху стриминга на первый план выходит крест-фактор, отражающий динамический диапазон композиции. Грамотный баланс между громкостью и динамикой - вот что отличает профессионала от любителя. Инструменты, такие как клиппер Flatline, помогают звукорежиссерам достичь необходимого крест-фактора, сохраняя при этом ясность и чистоту звука. Это искусство и наука одновременно, где каждый нюанс имеет значение. В конечном итоге, успешная оптимизация крест-фактора позволяет создать трек, который звучит органично и гармонично в любом плейлисте.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ