Найти тему
Upitko.ru: Быстро о кино

Создатели «Бегущего человека» со Шварценеггером украли идею у другого фильма? 9 фактов о малоизвестной фантастике из Франции

Оглавление

Популярная кинолента «Бегущий человек» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли была снята в 1987 году — через 5 лет после выхода первоисточника — одноименного романа Стивена Кинга. Оба произведения своими нетривиальными идеями восхитили огромное количество людей, ведь тот жестокий мир, который в них описан, с одной стороны поражает своими ужасами, но с другой — вовсе не выглядит до невозможности фантастическим, а поэтому вполне способен когда-нибудь, при благоприятных для этого условиях, стать реальностью. Сюжет как книги, так и ее экранизации сконцентрирован вокруг беспощадных реалити-шоу, в которых участникам предлагается в буквальном смысле либо победить, либо умереть или оказаться покалеченными. И, конечно же, это многое говорит о состоянии изображенного Кингом общества, для которого насилие давно стало нормой. «Бегущий человек» удивляет и заставляет задуматься, однако есть у него одна маленькая проблема — и роман, и фильм в идейном смысле не назовешь новаторскими, так как нечто очень похожее мы с вами можем найти в другом произведении, появившемся гораздо раньше.

Французско-югославский фантастический боевик «Цена риска» вышел в 1983 году. Да, это случилось через год после первой публикации романа «Бегущий человек», однако первоисточник фильма появился на свет еще конце 50-х — именно тогда был написан рассказ известного фантаста Роберта Шекли «Премия за риск», повествующий об опасных телевизионных шоу, в которых легко можно расстаться с жизнью. Давайте познакомимся с кинокартиной «Цена риска» поближе и узнаем о девяти любопытных фактах, ее касающихся.

Промо к фильму Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)
Промо к фильму Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)

Факт 1

Принято считать, что самые первые реалити-шоу появились на телевидении США в 40-х годах. От обычных передач их отличало то, что участникам в них предлагалось демонстрировать свое естественное (не запрограммированное авторами) поведение в условиях, приближенных к реальности. Так, в 1948 году было запущено быстро ставшее популярным шоу под названием «Скрытая камера», в котором зрителям показывали обычную реакцию людей на те или иные события. Телевизионные продюсеры быстро поняли, что открыли новое денежное направление, а поэтому в последующие годы Америку (и не только ее) ждала целая россыпь передач, в которых участники оказывались в приближенных к жизненной обстановке условиях и могли вести себя в них так, как пожелают.

Рассказ «Премия за риск» стал реакцией Роберта Шекли на все эти шоу, которые становились от выпуска к выпуска и от проекта к проекту всё более садистскими. Писатель решил показать, как именно может измениться общество, если философия таких телепередач начнет распространяться и поглощать умы людей. Фильм «Цена риска», ставший экранизацией книги, имеет ту же задачу.

Факт 2

«Цена риска» был создан совместными франко-югославскими усилиями, а поэтому все его действия происходят на территории Франции. Создатели киноленты решили показать нам мир, очень похожий на наш, но такой, в котором шоу на выживания гармонично в него вписываются и считаются нормой. Получается, что история фильма развивается не в мрачном будущем, а как бы в альтернативной реальности. Уровень прогресса в ней тот же, что у нас (на момент выхода кинокартины), а значит, дорогие декорации и реквизит — космические корабли, лазерные пистолеты и летающий транспорт — не нужны. Ну и действительно — зачем всё это, когда идея фильма в другом?

Кадр из фильма Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)
Кадр из фильма Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)

Факт 3

Главный герой киноленты, мужчина по имени Франсуа Жакмар, живет в мире, в котором градус насилия намного выше, чем в нашей с вами действительности. Именно поэтому жестокие реалити-шоу получили там большое распространение. Еще один показатель состояния показанного нам общества — убийства, совершенные по просьбе жертвы, не считаются преступлениями. Иначе говоря, любой человек может легко попросить другого помочь ему свести счеты с жизнью, если подпишет соответствующую бумагу. Да, всё верно — убийства в этом мире фактически легализованы. И именно такие законодательные условия стали отправной точкой для всех этих кровавых телешоу, в которых игроки, рискуя жизнью, стараются выиграть миллион долларов. Подписал документ — отправился на телешоу, где либо победил (чего на момент начала этой истории еще ни разу не случалось), либо проиграл и помер.

Факт 4

Жестокость в мире, показанном в «Цене риска», поддерживается на правительственном уровне, а поэтому желание немногочисленных правозащитников запретить шоу, наполненные насилием, игнорируются. То есть в этом мире публика требует кровавых зрелищ, телевидение ей их дает и зарабатывает на этом большие деньги, а власть имущие не видят в таком положении дел ничего плохого и скорее всего находятся в доле.

Факт 5

В фильме «Бегущий человек» участникам телешоу предлагалось выживать в непростых условиях — их преследуют специальные охотники, которые должны любой ценой уничтожить свою цель, а зрители на всё это с любопытством и ликованием смотрят. Примерно то же самое мы видим и в киноленте «Цена риска», хотя задания для участников в ней более разнообразны. Например, игроку могут предложить самостоятельно, без помощи пилотов, посадить самолет. Посадил — молодец. Не посадил, упал и взорвался — ничего страшного, ведь зрители такое тоже любят. Тем не менее сходств в обоих произведений действительно очень много. Еще раз по пунктам:

  • есть герой, который рискует жизнью;
  • есть те, кто за ним гоняются;
  • есть зрители, которые за этим наблюдают;
  • есть организаторы-выгодоприобретатели всего этого дела.
Коллаж создан на основе кадров из фильмов The Running Man (Braveworld Productions, Home Box Office (HBO), Keith Barish Productions, TAFT Entertainment Pictures) и Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)
Коллаж создан на основе кадров из фильмов The Running Man (Braveworld Productions, Home Box Office (HBO), Keith Barish Productions, TAFT Entertainment Pictures) и Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)

Факт 6

Роберт Шекли не был бы Робертом Шекли, если бы не добавил в свой рассказ конспирологию, которая заключается в том, что авторы телешоу оказываются не только жестокими, но и не очень честными. В определенный момент выясняется, что главному герою (в книге его зовут Джим Редер) помогают дойти до финала, «случайно» спасая его в разные моменты. Это делается, чтобы подогреть зрительский интерес и повысить рейтинги передачи. В фильме эта идея повторяется — Франсуа Жакмар тоже ближе к концу узнает, что некто позволяет ему дойти до конца проекта и не помереть раньше времени.

Факт 7

Как и положено подобным мрачным историям, системы, в них описываемые, оказываются сильнее отдельно взятого человека. Главному герою «Цены риска» удается победить в телепередаче и даже ворваться в эфир, чтобы рассказать телезрителям правду об обмане, однако его быстро объявляют невменяемым и увозят на психиатрическое лечение. А это значит, что «шоу будет продолжаться!».

Считается, что в книге «Премия за риск» финал более оптимистичный — Джим Редер в нем побеждает в проекте, однако рассудок его при этом скорее всего повреждается. Если подумать, такой себе хэппи-энд — центральный персонаж тоже оказывается в психушке, телешоу никто не закрывает, а значит, одни люди всё так же будут умирать за деньги, а другие — продолжат на это с радостью смотреть. Разницы, по сути, и нет.

Кадр из фильма Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)
Кадр из фильма Le prix du danger (Авала-фильм, Swabie Production, TF1 Films Productions, Top 1)

А вот в романе «Бегущий человек» Стивена Кинга концовка точно более жизнерадостная, по-голливудски красочная, а значит, менее реалистичная. В ней главному герою удается ценой своей жизни покончить с жестокими телешоу и даже в лучших традициях боевиков США уничтожить небоскрёб, в котором сосредоточено зло (да, всегда есть матка пришельцев, которую можно убить и остановить нашествие, бомба, которую можно обезвредить и спасти город, и небоскрёб, который можно снести и таким образом победить злодеев).

В экранизации книги дела обстоят еще более помпезно — там Шварценеггеру удается не только всех обыграть в телепередаче, но и рассказать стране правду, покончить с тоталитарным режимом и даже в последнюю минуту поцеловаться с красоткой в прямом эфире под аплодисменты публики. Если необходимо было бы спасти Вселенную, то главгерой и это бы сделал, но ей на этот раз, к несчастью, ничего не угрожало. Согласитесь, французская история как-то больше похожа на правду.

Факт 8

«Цена риска» — не единственная экранизация «Премии за риск». Существует еще два фильма, которые основываются на рассказе Роберта Шекли, причем оба они были сняты раньше, чем кинолента, которую мы с вами сегодня обсуждаем. Речь о еще одной французской картине «Geheimnisse in goldenen Nylons» (или «Dead Run» в английском варианте), появившейся на экранах в 1967 году, и немецком телевизионном фильме «Игра на миллион» (Das Millionenspiel) 1970 года выхода. Последний, кстати, имеет очень хороший рейтинг на IMDb — 7,7 при 1,2 тыс. проголосовавших.

Факт 9

Ну и главный факт, который является ответом на вопрос, наверняка возникший у вас при чтении этого текста. Что же там с авторскими правами? Неужели все эти схожести между «Бегущим человеком» и «Ценой риска» никто не заметил и нечего с этим не сделал? Как оказалось, сделал. Создателям фильма со Шварценеггером действительно пришлось поучаствовать в суде и по его итогам выплатить за плагиат некоторую сумму. А вот Стивен Кинг вышел сухим из воды. Видимо, к нему было подкопаться сложнее.

Кстати, есть одно важное отличие между обоими произведениями — в «Бегущем человеке» в смертельных играх все-таки участвовали заключенные, а вот в «Цене риска» в телешоу мог заявиться любой, кто хотел выиграть миллион.

Ищете фильм на вечер? Попробуйте сайт, который я создал специально для поиска кино — upitko.ru! На нём можно найти случайный фильм по заданным параметрам, а ещё — узнать обо всех самых свежих кинокартинах по жанрам.

Если не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью нам, авторам, ваши лайки очень помогают.

Подписывайтесь, если хотите узнавать о новых фильмах и вспоминать хорошие старые!

Еще я: ВКонтакте | Телеграм | ОК