Здравствуйте! Пока я просматривала другие шоу и писала на них обзоры, Иван Помидоров не терял времени зря, а наслаждался своим любимым - "Большой оперой". Сегодня ему слово.
Опера - это не скучно!
Сейчас на телевидении множество развлекательных и музыкальных шоу. Часто их смешивают в одном стакане - и получается музыкально-развлекательные. Но есть одно, которое можно назвать чисто музыкальным - это "Большая опера" на телеканале "Культура". На мой взгляд, самое захватывающее.
Неправда, что опера - это скучно, это очень увлекательно! Это действительно чрезвычайно интересно, наблюдать как участники выбирают номер, ведь надо же показать всё, что умеешь, но не залезть туда, куда тебе ещё рано. А какая креативная режиссура! Каждый номер - это маленький спектакль. И что важно, профессиональное жюри высказывает аргументированное мнение по каждому выступлению.
Сегодня не будет обзора очередного тура или одного из сезонов. Я хочу рассказать о некоторых участниках, которые мне были особенно интересны, и не все они стали победителями. Впрочем, и не каждый из победителей стал суперзвездой, хотя есть и такие. Поскольку не все читатели канала хорошо знают оперу, я буду давать кратенькую справочку об исполняемых номерах.
Вероника Джиоева
Кто станет победителем первого сезона, было известно задолго до его окончания. И дело, конечно, не в подковёрной борьбе. Просто Вероника Джиоева была намного сильнее других. И победа в "Большой опере" стала для неё трамплином, с которого она прыгнула в звёзды. Уже к концу сезона в поведении Вероники появились звёздные нотки, но не признаки звёздной заносчивости. Ну что ж, имела право. Сейчас у неё в творческом багаже множество партий, исполненных во многих российских и европейских театрах. А список дирижёров, с которыми она работала, весьма внушителен. Даже такой оригинал, как Тревор Пиннок в нём есть. Это такой... Блэкморс Найт в классике.
А пришла Вероника на проект не очень-то известной широкой публике молодой певицей. И известность её росла от выступления к выступлению. Предлагаю послушать конкурсное исполнение одного из моих самых любимых оперных фрагментов – каватину Нормы из одноимённой оперы Беллини.
Норма – верховная жрица друидов возносит молитву богине Луны о мире для своего народа. Я слышал Каста Диву в десятках исполнений, и все были очень разные. О своём любимом я ещё расскажу. А пока...
Вероника Джиоева - Каватина Нормы из оперы Винченцо Беллини "Норма"
Кстати, Каста Дива звучала в конкурсе проекта ещё раз. Но там на её исполнение будущей победительницей прозвучал вопрос "Зачем???"
Дело в том, что это очень сложное для исполнения произведение, требующее хорошо поставленного и "созревшего" голоса. У Вероники такой уже был.
Дарья Терехова
Как же мне не понравилось первое выступление в проекте Дарьи Тереховой! И как я злился, когда стало видно, что победит не она, а контртенор Владимир Магомадов. Конечно он был достоин победы, но Дарья была невероятно очаровательна. От тура к туру она была всё лучше, с каждым разом раскрывалась всё больше, и всё виднее был виден её огромный талант.
Впрочем, я хорошо знал Терехову, поскольку несколько раз слышал её в театре. Там она тоже иногда начинала не слишком ярко, а ко второму действию распевалась и слушалась ну просто здОрово! К тому же она замечательная актриса. Ведь партию в опере мало спеть, её надо сыграть. А Дарья убедительна и в трагедии Лючии де Леммумер, и в комической роли Олимпии из "Сказок Гофмана" Жака Офенбаха.
Олимпия – механическая кукла, исполняющая арию "Птицы в беседке", сейчас чаще можно услышать просто "Куплеты Олимпии". Во время исполнения у неё заканчивается завод, и её заводят ключом. В номере на проекте для восстановления завода нужно было всего лишь поцеловать воздушный шарик.)
Дарья Терехова – Куплеты Олимпии из оперы Жака Офенбаха "Сказки Гофмана"
Ну прелесть же! И несмотря на кажущуюся лёгкость, номер очень непростой. И как она с ним справилась!
Салтанат Ахметова
В третьем сезоне Большой Оперы произошёл неординарный случай. Одну из участниц из бывшей советской республики родной театр решил отозвать на гастроли. Жюри во главе с Еленой Васильевной Образцовой возмутилось.
- Не пустим!!! Мы будем жаловаться королю! Мы будем жаловаться на короля! Мы письма напишем руководству театра и вашему министру культуры!!!
И написали. И Салтанат Ахметова осталась в проекте и победила! Впрочем, в её победе опять же мало кто сомневался, если вообще такие были. Замечательная школа, правда с некоей восточной ноткой, и голос как серебряный колокольчик. Салтанат стала любимицей жюри и зрителей. Можете сами убедиться, что не зря. Она во всех выпусках была первой! В арии Кунигунды из мюзикла Берстайна "Кандид" Салтанат тоже была великолепна.
Сюжет пересказывать долго. Всё начинается в Германии 18 века. Герои сначала влюбляются, расстаются, потом всех персонажей, кроме главного, многократно казнят всячески по всему миру, а они воскресают и воскресают. Кунигунда – дочь барона возникает по странам и весям в разных ипостасях. А в арии с печалью думает о том, какая она была чистая и непорочная, а сейчас... А сейчас тоже всё неплохо. Жива, не бедствует, всего с избытком. Ну и буду такой, какая есть. Хи-хи-хи, ха-ха-ха (отчаянно так ха-ха).
Салтанат Ахметова – Ария Кунигунды из оперы Леонарда Бернстайна "Кандид"
Василиса Бержанская
В 2017 году победителем стала Ксения Нестеренко из Саратова. Но самым ярким, в прямом и профессиональном смысле, была рыжая экспериментатор Василиса Бержанская. Она со своей рыжей гривой и в классических партиях была явлением ярким, а уж в опере авангардиста, для своего времени, Пуленка "Груди Терезия" тем более.
Я знал инструментальную музыку Пуленка, а вот с его оперой меня познакомила именно Василиса. В том сезоне она заняла почётное третье место. Через два года состоялся концерт памяти Елены Образцовой, и я не услышал в пении Бержанской никакого прогресса, и это меня очень огорчило. Певица она была даже не молодая, а скорей юная, и прогрессировать была просто обязана. А спустя ещё некоторое время я был приятно удивлён её огромнейшим профессиональным скачком. Видно всему своё время, и зреть голосу тоже.
Сюжет оперы весьма сюрный. Чайлдфри Тереза захотела стать мужчиной и стала. Прям сразу с бородой, ну вылитая Кончита Вурст. ))) Именно этот момент изображает ария. Генерал Терезий успешно воюет с рождаемостью, а её (его) муж наоборот, научился рожать без женщин, и нарожал более сорока тысяч гениальных отпрысков. Закончилось всё хорошо, Терезий (я) возвращается к мужу, и они обращаются к зрителям с призывом рожать детей.
И тогда мир лучше и лучше будет становиться,
Мы как тараканы будем плодиться...
У нас будут дети, самые красивые на свете,
Самые капризные и злые, самые на голову больные,
Как мы...
Сейчас Василиса успешная певица, уже не сопрано, а меццо-сопрано.
Василиса Бержанская – Ария Терезия из оперы Франсиса Пуленка "Груди Терезия"
Анна Шаповалова
Кто победит в шестом сезоне, было понятно тоже задолго до финала. Анна Шаповалова из Ростова была намного мастеровитее друзей-соперников. Хорошая физическая форма, а это важно для классических певцов, да и для певцов вообще, хорошая школа. Она всё умеет, и поэтому ей не нужно особо напрягаться и следить за тем, чтобы хватило голоса и умения на исполнение любого номера, у Анны всё получалось и так. Ну мастер! И поэтому можно было сосредоточиться на эмоциональной составляющей, на актёрстве. Ведь оперные певцы ещё и актёры. Есть ли у неё недостатки? Ну если покопаться... Знаете, я слышал мнение, что Пласидо Доминго никчёмный певец. Только в хор сгодится.
Анна Шаповалова – Ария Джудитты из оперетты Франца Легара "Джудитта"
(этот ролик здесь посмотреть не получится, можно легко его найти по названию на ютубе).
Ну вот немного о запомнившихся и понравившихся мне участниках самого крутого, по моему мнению, телевизионного музыкального шоу. Как всегда, я высказал своё, сугубо субъективное мнение, с которым совсем необязательно соглашаться. Недавно закончился седьмой сезон, но о нём потом, когда улягутся эмоции.
А вы смотрите "Большую оперу"?