В декабре уже минувшего 2023 года общество оказалось взбудоражено выходом сериала «Слово пацана: кровь на асфальте». Как и следовало ожидать, спектр мнений оказался очень широким – от восторженных отзывов до резко негативных оценок с призывами немедленно запретить сериал к показу в России. Сторонники запрета сериала утверждают, что авторы романтизируют молодёжные банды и просмотр «Слова пацана» вызовет желание подражать поведению главных героев. Тем более, что уже появились первые случаи подражаний – соответствующие видеозаписи оказались в интернете…
Однако, сторонники запретительных мер забывают, что сериал – это отражение и попытка интерпретации определенного социального явления, которое порождается отнюдь не просмотром кино. К тому же, если всего лишь просмотр сериала способен побудить подростка вступить в молодежную банду и начать вести преступный образ жизни, то проблема явно не в сериале, а в системе воспитания – в семье, в школе и в социуме в целом. Запретами можно добиться только результата, противоположного желаемому.
Работая с дальневосточной периодической печатью, я порой сталкиваюсь с газетными статьями, которые проливают свет на проблему молодежной преступности. Пользуясь случаем, хочу познакомить читателей с тремя публикациями. Первые две рассказывают о событиях в Благовещенске в 1917 году, третья – о суде над 12 молодыми людьми в Хабаровске, в 1940 году.
Итак, Благовещенск, весна 1917 года.
Прославившиеся в свое время хулиганством забурхановские «ребята», за последнее время как будто притихли, да оно, пожалуй, и понятно: главари взяты в войска, но их лаврам позавидовали «барышни». 26 апреля в 10 часов вечера на Кузнечной улице столкнулись две партии девиц в возрасте 15-17 лет – одна из 4 девиц, судя по фамилиям, принадлежит к числу благовещенских аборигенов, а другая партия из 3 девиц, надо полагать, прислуги. В результате схватки – растрепанные косы и камнем разбитая до крови голова.
«Амурское эхо», 22 апреля (5 мая) 1917 г.
В публикации обращают на себя внимание некие «забурхановские» ребята. Речка Бурхановка – приток Зеи, к северу от неё располагались рабочие кварталы. Забурхановская слобода представляла собой городскую окраину с частной застройкой на болотистой местности, где процветали антисанитария, грязь на улицах, всеобщая неблагоустроенность, пьянство и многие другие спутники окраинной жизни областного центра… Место, «где царят непроглядная тьма и чрезмерное пьянство» - так именовался этот район Благовещенска в местной прессе. В одной из недавних статей «Амурской правды» проанализированы метрические книги Пророко-Ильинской церкви, располагавшейся в Забурхановской слободе – чтение весьма познавательное.
Конфликт же девиц произошел на Кузнечной улице – почти центр города. Откуда происходили участницы конфликта, не сказано. Но судя по информации, вторая «партия» вполне могла быть из Забурхановской слободы, а первая – из центра города. Автор намекает на определенные имущественные различия, которые разделяли участниц конфликта. Что не поделили барышни, остается только догадываться, но сам факт драки - явление весьма примечательное.
Вторая публикация описывает, на первый взгляд, комичный случай (разумеется, главному герою публикации он таковым вряд ли показался):
«В костюме Адама вынужден был находиться в течение пяти часов гражданин Лукашенко, купавшийся 9 июля в Амуре, у которого мальчуганами были похищены вещи: верхнее платье, сапоги, белье, фуражка и кошелек с деньгами. Из своего критического положения Лукашенко вышел благодаря отзывчивости солдат, снабдивших пострадавшего кто рубашкой, кто штанами, старыми ботами и пр. По счастливой случайности Лукашенко в тот же вечер встретил в фойэ «Миража» двух ребятишек, один из которых рассматривал похищенный паспорт, а другой продавал кошелек. Случаи кражи платья у купающихся не единичный».
Пять часов позора гражданина Лукашенко из-за кражи личных вещей юными хулиганами, как явствует из публикации, были далеко не единственным случаем. Возможно, «ребятишки» решили на вырученные деньги просто посмотреть очередной шедевр синематографа в кинотеатре "Мираж" и потому бесхитростно продавали кошелёк… А, может быть, эти вещи были ими найдены, поскольку обчистившие купальщика воры решили избавиться от ненужного – об этом газета умалчивает. Но, как бы то ни было, продажа ворованных вещей – явно не то занятие, которым должна заниматься молодежь.
Третья публикация уже из советского времени, она была обнародована в газете «Молот» - органе партбюро, завкома и дирекции Хабаровского механического завода имени Молотова (созданного в 1900 году в качестве Хабаровских окружных артиллерийских мастерских и угробленного "эффективными менеджерами" уже в 2004 году уже в качестве завода «Дальдизель»). На дворе 1940 год, завод празднует свое 40-летие. За последние годы было немало сделано для благоустройства, роста образования и культуры молодёжи, однако социальные язвы изживались далеко не сразу… Статья С. Боровенко "Получили по заслугам" гласит следующее:
Хулиганство и попойки, драки, воровство, учинялись и учиняются еще и сейчас в среде некоторой отсталой части жильцов в общежитиях нашего завода. Организуются они зачастую отдельными лицами, а подчас и вредными для общества элементами, которые на радость классовым врагам создают дезорганизацию в социалистическом общежитии.
Не так давно в клубе нашего завода на скамье подсудимых перед пролетарским судом 12-го участка Кировского района г. Хабаровска предстало двенадцать таких хулиганов. Которые в течение продолжительного времени занимались хищениями в квартирах, магазинах, столовой и по карманам. На воровские деньги устраивали попойки в общежитиях, учиняли драки, терроризировали население, делали прогулки на производстве, не давали прохода трудящимся отдыхающим в парке при клубе, избивали стахановцев завода и т.д.
Многие из них имеют уже первую судимость за эти же проделки. Неоднократные приводы в милицию и взыскания. Среди них четырнадцатилетний малый, который связал свою судьбу с этой отъявленной группой хулиганов и если впредь его оставить в таком положении, то он безусловно может дойти и до профессионалов рецидивистов. Совершенно справедливо суд вынес свое решение, дав ему два года исправительных работ в детской колонии.
Баклану – карманному вору, присуждено 3 года лишения свободы. Вербицкому – 5 лет заключения, Перевалову – 2 года, Галиутдинову – 3 года лишения свободы, Штенкину – 2 года и другим тоже дано по заслугам.
«Молот», 29 марта 1940 г. - №13 (208).
Налицо организованная молодежная преступность и суровая борьба с ней. Причем не только карательными мерами, но и другими способами - в частности, широкой культурно-просветительской и воспитательной работой государственных, партийных, комсомольских органов, школ и много еще кого, включая родительские коллективы. Дети рабочих и служащих завода учились в школе №38. Обеспокоенные судьбой своих детей родители написали обращение ко всем трудящимся Хабаровска с конкретными предложениями, которые должны помочь в решении проблемы детской безнадзорности и, как следствие, молодежной преступности. Письмо весьма поучительно и актуально сегодня, приведу его полностью. Отмечу лишь, что в 1940 году родители понимали, что перекладывать всю ответственность за воспитание детей на школу бессмысленно, безответственно и непродуктивно - нужны совместные и слаженные действия. Побольше бы такого понимания современным родителям.
Мы видим, что проблема молодежной преступности была актуальной не из-за того, что молодые люди посмотрели некоторые "неправильные" сериалы. Проблемы гораздо глубже. И наша задача - обсуждать их, осознавать их корни и способствовать изменению общества в лучшую сторону, а не замалчивать неудобные факты и не запрещать культурные явления, которые сумели нащупать болевые точки нашего социума. Бороться надо не с симптомами болезни, а с болезнью. А там, возможно, наступит и выздоровление.
Станислав Сливко, кандидат исторических наук, доцент Высшей школы педагогики и истории Педагогического института ТОГУ (Хабаровск)