Найти в Дзене
Память Хабаровска

Слово хулигана: кровь на страницах старых газет

В декабре уже минувшего 2023 года общество оказалось взбудоражено выходом сериала «Слово пацана: кровь на асфальте». Как и следовало ожидать, спектр мнений оказался очень широким – от восторженных отзывов до резко негативных оценок с призывами немедленно запретить сериал к показу в России. Сторонники запрета сериала утверждают, что авторы романтизируют молодёжные банды и просмотр «Слова пацана» вызовет желание подражать поведению главных героев. Тем более, что уже появились первые случаи подражаний – соответствующие видеозаписи оказались в интернете…

Кадр из сериала "Слово пацана: кровь на асфальте"
Кадр из сериала "Слово пацана: кровь на асфальте"

Однако, сторонники запретительных мер забывают, что сериал – это отражение и попытка интерпретации определенного социального явления, которое порождается отнюдь не просмотром кино. К тому же, если всего лишь просмотр сериала способен побудить подростка вступить в молодежную банду и начать вести преступный образ жизни, то проблема явно не в сериале, а в системе воспитания – в семье, в школе и в социуме в целом. Запретами можно добиться только результата, противоположного желаемому.

Работая с дальневосточной периодической печатью, я порой сталкиваюсь с газетными статьями, которые проливают свет на проблему молодежной преступности. Пользуясь случаем, хочу познакомить читателей с тремя публикациями. Первые две рассказывают о событиях в Благовещенске в 1917 году, третья – о суде над 12 молодыми людьми в Хабаровске, в 1940 году.

Итак, Благовещенск, весна 1917 года.

Прославившиеся в свое время хулиганством забурхановские «ребята», за последнее время как будто притихли, да оно, пожалуй, и понятно: главари взяты в войска, но их лаврам позавидовали «барышни». 26 апреля в 10 часов вечера на Кузнечной улице столкнулись две партии девиц в возрасте 15-17 лет – одна из 4 девиц, судя по фамилиям, принадлежит к числу благовещенских аборигенов, а другая партия из 3 девиц, надо полагать, прислуги. В результате схватки – растрепанные косы и камнем разбитая до крови голова.
«Амурское эхо», 22 апреля (5 мая) 1917 г.

В публикации обращают на себя внимание некие «забурхановские» ребята. Речка Бурхановка – приток Зеи, к северу от неё располагались рабочие кварталы. Забурхановская слобода представляла собой городскую окраину с частной застройкой на болотистой местности, где процветали антисанитария, грязь на улицах, всеобщая неблагоустроенность, пьянство и многие другие спутники окраинной жизни областного центра… Место, «где царят непроглядная тьма и чрезмерное пьянство» - так именовался этот район Благовещенска в местной прессе. В одной из недавних статей «Амурской правды» проанализированы метрические книги Пророко-Ильинской церкви, располагавшейся в Забурхановской слободе – чтение весьма познавательное.

Конфликт же девиц произошел на Кузнечной улице – почти центр города. Откуда происходили участницы конфликта, не сказано. Но судя по информации, вторая «партия» вполне могла быть из Забурхановской слободы, а первая – из центра города. Автор намекает на определенные имущественные различия, которые разделяли участниц конфликта. Что не поделили барышни, остается только догадываться, но сам факт драки - явление весьма примечательное.

План Благовещенска 1910 года. Кругом отмечена Забурхановская слобода, эллипсом - улица Кузнечная
План Благовещенска 1910 года. Кругом отмечена Забурхановская слобода, эллипсом - улица Кузнечная

Вторая публикация описывает, на первый взгляд, комичный случай (разумеется, главному герою публикации он таковым вряд ли показался):

«В костюме Адама вынужден был находиться в течение пяти часов гражданин Лукашенко, купавшийся 9 июля в Амуре, у которого мальчуганами были похищены вещи: верхнее платье, сапоги, белье, фуражка и кошелек с деньгами. Из своего критического положения Лукашенко вышел благодаря отзывчивости солдат, снабдивших пострадавшего кто рубашкой, кто штанами, старыми ботами и пр. По счастливой случайности Лукашенко в тот же вечер встретил в фойэ «Миража» двух ребятишек, один из которых рассматривал похищенный паспорт, а другой продавал кошелек. Случаи кражи платья у купающихся не единичный».

Пять часов позора гражданина Лукашенко из-за кражи личных вещей юными хулиганами, как явствует из публикации, были далеко не единственным случаем. Возможно, «ребятишки» решили на вырученные деньги просто посмотреть очередной шедевр синематографа в кинотеатре "Мираж" и потому бесхитростно продавали кошелёк… А, может быть, эти вещи были ими найдены, поскольку обчистившие купальщика воры решили избавиться от ненужного – об этом газета умалчивает. Но, как бы то ни было, продажа ворованных вещей – явно не то занятие, которым должна заниматься молодежь.

«Амурское эхо», 11 июля (24 июля) 1917 г.
«Амурское эхо», 11 июля (24 июля) 1917 г.

Третья публикация уже из советского времени, она была обнародована в газете «Молот» - органе партбюро, завкома и дирекции Хабаровского механического завода имени Молотова (созданного в 1900 году в качестве Хабаровских окружных артиллерийских мастерских и угробленного "эффективными менеджерами" уже в 2004 году уже в качестве завода «Дальдизель»). На дворе 1940 год, завод празднует свое 40-летие. За последние годы было немало сделано для благоустройства, роста образования и культуры молодёжи, однако социальные язвы изживались далеко не сразу… Статья С. Боровенко "Получили по заслугам" гласит следующее:

Хулиганство и попойки, драки, воровство, учинялись и учиняются еще и сейчас в среде некоторой отсталой части жильцов в общежитиях нашего завода. Организуются они зачастую отдельными лицами, а подчас и вредными для общества элементами, которые на радость классовым врагам создают дезорганизацию в социалистическом общежитии.
Не так давно в клубе нашего завода на скамье подсудимых перед пролетарским судом 12-го участка Кировского района г. Хабаровска предстало двенадцать таких хулиганов. Которые в течение продолжительного времени занимались хищениями в квартирах, магазинах, столовой и по карманам. На воровские деньги устраивали попойки в общежитиях, учиняли драки, терроризировали население, делали прогулки на производстве, не давали прохода трудящимся отдыхающим в парке при клубе, избивали стахановцев завода и т.д.
Многие из них имеют уже первую судимость за эти же проделки. Неоднократные приводы в милицию и взыскания. Среди них четырнадцатилетний малый, который связал свою судьбу с этой отъявленной группой хулиганов и если впредь его оставить в таком положении, то он безусловно может дойти и до профессионалов рецидивистов. Совершенно справедливо суд вынес свое решение, дав ему два года исправительных работ в детской колонии.
Баклану – карманному вору, присуждено 3 года лишения свободы. Вербицкому – 5 лет заключения, Перевалову – 2 года, Галиутдинову – 3 года лишения свободы, Штенкину – 2 года и другим тоже дано по заслугам.
«Молот», 29 марта 1940 г. - №13 (208).

Налицо организованная молодежная преступность и суровая борьба с ней. Причем не только карательными мерами, но и другими способами - в частности, широкой культурно-просветительской и воспитательной работой государственных, партийных, комсомольских органов, школ и много еще кого, включая родительские коллективы. Дети рабочих и служащих завода учились в школе №38. Обеспокоенные судьбой своих детей родители написали обращение ко всем трудящимся Хабаровска с конкретными предложениями, которые должны помочь в решении проблемы детской безнадзорности и, как следствие, молодежной преступности. Письмо весьма поучительно и актуально сегодня, приведу его полностью. Отмечу лишь, что в 1940 году родители понимали, что перекладывать всю ответственность за воспитание детей на школу бессмысленно, безответственно и непродуктивно - нужны совместные и слаженные действия. Побольше бы такого понимания современным родителям.

"Молот", 20 марта 1940 г. - №12 (207)
"Молот", 20 марта 1940 г. - №12 (207)

Мы видим, что проблема молодежной преступности была актуальной не из-за того, что молодые люди посмотрели некоторые "неправильные" сериалы. Проблемы гораздо глубже. И наша задача - обсуждать их, осознавать их корни и способствовать изменению общества в лучшую сторону, а не замалчивать неудобные факты и не запрещать культурные явления, которые сумели нащупать болевые точки нашего социума. Бороться надо не с симптомами болезни, а с болезнью. А там, возможно, наступит и выздоровление.

Станислав Сливко, кандидат исторических наук, доцент Высшей школы педагогики и истории Педагогического института ТОГУ (Хабаровск)