Найти тему
ТаранКино

Как драконы кинематограф покоряли

Оглавление

Событие, минувшее пару дней назад, свергло с поста «людского боготворения» Чёрного Водяного Кролика. Его место занял Зелёный Деревянный Дракон. Поэтому когда, если не сегодня, стоит вспомнить, как киношники разного времени показывали мифический и грозный образ символа 2024 года в своих фильмах.

Чёрно-белый дракон с десятком операторов внутри

Впервые рептилия дебютировала на большом экране ещё в немом кино, ровно 100 лет назад, в 1924 году. Дракон появился в пятичасовой дилогии Фрица Ланга «Нибелунги», которую считают блокбастером своего времени. По сюжету огнедышащий погиб от меча принца Зигфрида. После убийства главный герой приобрёл неуязвимость, выпив драконьей крови.

Работа, проделанная художниками спецэффектов в «Нибелунгах», удивляет и по сей день. Художник-постановщик картины Эрих Кеттельхут сконструировал огромный 18-метровый механизм, к которому требовались десять операторов. Четыре человека отвечали за движение каждой из лап, остальные постановщики часами щелкали пастью, вращали глазами и языком чудища.

-2

Немецкий режиссёр Фриц Ланг хотел лично контролировать все действия гигантской конструкции, поэтому он установил внутри неё телефонную связь. Она позволяла Лангу направлять операторов и корректировать их действия.

Отечественный кинодракон в экранизации Пушкина и Змей Горыныч

Спустя почти два десятилетия, после работы Фрица Ланга, образом дракона в кино заинтересовались и советские кинематографисты. Первое отечественное чешуйчатое чудовище появилось в экранизации «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина в 1939 году. Интересно, что дракон, снабжённый насекомоподобными лапами, — это придумка сценаристов, ведь, как известно, в произведении Пушкина ничего подобного не было.

-3

Следующим «покорителем» драконов в советском кинематографе стал Александр Роу со своей вольной адаптацией «Царевны-лягушки» — картиной «Василиса Прекрасная» 1940 года. Режиссёр показал необычного Трёхглавого Змея — триединого символа стихий. Каждая его голова изрыгала своё: одна — огонь, другая — воду, третья — ветер.

Змей Горыныч в картине Александра Птушко «Илья Муромец» 1956 воплощал не зло, а лишь инструмент в руках захватчиков Руси — «тугар». Для реалистичности рептилии в каждой её голове сидел солдат с онемётом, закреплёнными в ноздрях животного. После этого фильма технический уровень съёмки сказок СССР снизился, поэтому драконы в советском кино оказались на грани «вымирания».

Добрый мультипликационный дракон

Одновременно с постановщиками кино над образом дракона трудились ещё и художники-мультипликаторы. Студия Disney впервые сделала крылатого полноценным персонажем, развенчав сложившийся за сотни лет образ фольклорного существа.

В четвёртом полнометражном мультфильме студии «Неохотный дракон», вышедшем в 1941 году, показали большого и доброго дракона голубого цвета. Он играет на флейте, устраивает чаепитие и дружит с человеческим мальчиком.

-4

В дальнейшем Disney усложнит и очеловечит рептилию в своих мультфильмах лишь в 1960-х годах. Обличье монстра примут люди или те, кто выглядит, как человек. В 1959 это была колдунья Малефисента, а в «Мече в камне», который вышел в 1963-м, — ведьма Мадам Мим.

«Оскар» за наложение мультяшных драконов на «живые» сцены

Впервые совместил мультипликацию и «живую» картинку легендарный мастер спецэффектов Рэй Харрихаузен в 1958 году. В фильме «Седьмое путешествие Синдбада» мультяшные фигуры наложили поверх «живых» сцен. Кроме того, дракона сделали техникой покадровой анимации, что на те времена было новаторским приемом для большого игрового кино.

-5

За «Седьмое путешествие Синдбада» Харрихаузен получил «Оскар» в категории лучших визуальных эффектов. Через некоторое время картина стала хитом в советском прокате, куда американские фильмы проникали крайне редко.

Такую же технику Disney использует в 1977 году в «Пит и его дракон». Спустя 35 лет сценаристы вновь показали дружбу мифической ящерицы и ребёнка. Герои постоянно рискуют из-за приёмной семьи Пита. Она жестоко относится к мальчику и желает убить дракона, пустив его на производство волшебного лекарства.

Гигантский белый щенок и дань Францу Лангу

Немец Вольфган Петерсон в «Бесконечной истории» 1984 года изобразил фольклорного ящера похожим на гигантского белого щенка. Его даже лишили крыльев, но, к удивлению, летать он умел.

-6

Петерсон создал дракона примерно по той же схеме, которую использовал его великий соотечественник Фриц Ланг в начале XX века. Художники полностью обклеили козьей шерстью корпус 15-метровой куклы со скелетом из авиационной стали. В отличие от Ланга, 16-ю конечностями собакообразного чудища Петерсона управляли сразу три десятка операторов. Помимо этого, ради съёмок сцен с полётами авторы сделали точную 40-сантиметровую копию фольклорного героя.

Дракон с самым сложным характером в истории кино

Уже в 90-х годах ни один фэнтези фильм не обходился без больших и огнедышащих драконов, но они всё ещё играли роль компаньона или становились для него преградой. Впервые сделать ящера главным героем решился режиссёр Роб Коэн в картине «Сердце дракона». Актёр Шон Коннери озвучил Драко, наделив его всевозможными человеческим чертами. Рептилия отличалась мудростью и нахальностью, серьёзностью и ироничностью. Драко мог спокойно рассуждать о рыцарях и так же спокойно охотиться на овец.

-7

К тому же «Сердце дракона» стал первым проектом, в котором актёр полноценно сыграл существо. Для воплощения этой затеи художники и специалисты по графике вручную обработали больше двух сотен фотографий Коннери и столько же нарезок из его предыдущих фильмов. Так, шотландские кинематографисты предвосхитили тренд на технологию захвата движения.

Киношные драконы сегодня

На протяжении сотни лет эволюции драконы в кино брали на себя всевозможные роли: от злобных огнедышащих тварей до добрых друзей. Сегодня практически для каждого человека главная ассоциация с фэнтези — драконы. Продюсеры и режиссёры тратят миллионы долларов на их создание, чего стоит только троица Дейенерис из «Игры престолов» или Смауг из «Хоббита». Чуть ли не каждая рептилия в кино наделена особым характером. Например, Дракониха из «Шрека», которая влюбилась в осла. Крылатые слишком сильно укрепились в современном кинематографе, поэтому в будущем нам стоит ждать ещё сотни фильмов и мультфильмов с ними.

Владимир Гильнич