Торжество Объективности это рубрика, в которой я на свой страх и риск вкус делаю списки по альбомам, песням или же артистам.
Вторая Десятка Лучших Альбомов Всех Времён И Народов! Или же не вторая? Или же и не десятка вовсе? Будем посмотреть!
20 - Love - “Forever Changes” (1967)
Кто?
Драчуны и забияки.
Почему?
Продюсер Брюс Ботник и его помощник Джек Хольцман во время записи этой пластинки выжимали из участников Love не сто, а все двести процентов. Брюс и Джек заставляли ребят играть одни и те же партии до тех пор, пока не получалось идеально.
Это была вынужденная мера – без жесткой дисциплины Love не могли, ибо зачастую предпочитали работе в студии бурное выяснение отношений – в том числе и при помощи кулаков. Странно, не правда ли? У группы такое миролюбивое название – а они мордасы друг другу разбивают. Но если вы наркоман и вам надо срочно чем-то закинуться – то иначе никак. Вот Love и дубасили друг дружку от души. В какой-то момент Ботника их дрязги и нежелание серьёзно заняться делом заколебали, и он без обиняков заявил, что если они не прекратят страдать фигней, то он просто наймёт сессионных музыкантов и они все запишут вместо самих Love. Артуру Ли, лидеру группы, и его коллегам такой расклад был не в масть – поэтому они решили разногласия по поводу наркоты отложить в сторону и больше из-за этого не драться.
Это таки возымело эффект, ибо «Forever Changes» в итоге получился не просто блестящим, а гениальным! Нежные аранжировки Брайана МакКлиана и дрожащий от переизбытка чувств голос Артура Ли сделали своё дело - запись получилась просто блестящая. Но...
Но культовым сей альбом стал далеко не сразу. В год выхода «Forever Changes» просто не заметили – он застрял в самом низу чартов, а потом и вовсе из них выпал. Выпал из жизни и Артур Ли – через некоторое время он стал записывать какие-то странные альбомы, а еще через время вообще пропал из виду. Что же до остальных участников группы, то они просто разбежались кто куда и сгинули без вести.
Если обратиться к аналогиям, то «Forever Changes» - это «Маленький Принц» психоделического рока шестидесятых. Миролюбивый, грустный, нежный, трогательный – всеми этими эпитетами можно наделить как пластинку Love, так и произведение Экзюпери. Пусть это единственный раз, когда Love удалось создать что-то действительно стоящее – впоследствии они, увы, так ничего толкового и не записали.
Но за «Forever Changes» им (и Ботнику) памятник поставить надо! Уникальная работа!
Лучшие Песни?
“Alone Again Or”, “Maybe The People Would Be The Times Or Between Clark And Hilldale”, “Old Man”, “A House Is Not A Motel”, “The Red Telephone”, “Andmoreagain”, “The Daily Planet”.
19 - Nazareth - “2XS” (1982)
Кто?
Несколько обманувшие ожидания преданных фанатов иконы хард-рока.
Почему?
«2XS» - не те Nazareth, к которым привыкли слушатели в семидесятых. Здесь есть вылазки в сторону синти-попа, новой волны – но это отнюдь не идёт этому великолепному альбому в минус. К тому же какой Nazareth без баллад? Правильно, никакой! Но и с этим тут полный порядок – здесь есть и «Games», и «Dream On», и даже гипнотическая «You Love Another». Хард-роковые боевики также имеют место быть – тут вам и взрывная «Gatecrash», и «Back To The Trenches», и «Take The Rap».
Мой личный фаворит – задумчивая и одновременно стремительная «Preservation», в которой танцевальные ритмы вступают в схватку с яростной гитарой Мэнни Чарлтона.
Что я могу еще сказать? Для меня это лучшая работа группы и никакие «Rampant» с «Hair Of The Dog» меня не переубедят.
Лучшие Песни?
“Preservation”, “You Love Another”, “Love Leads To Madness”, “Dream On”, “Lonely In The Night”, “Gatecrash”.
18 - Queen - “Made In Heaven” (1995)
Кто?
Осиротевшие члены королевской семьи.
Почему?
Без помощи сил небесных при записи этого альбома не обошлось – ушло почти два года на то, чтобы собрать его по кусочкам в одно целое. Далеко не все песни тут новые – кое-что выходило на сольниках, что-то появлялось на би-сайдах, что-то вообще было вытащено из небытия. В итоге получилась очень сильная и мощная запись, которая без всяких проблем вставала в один ряд с классикой наподобие «Queen II» и «A Night At The Opera». Да, Мэй, Тейлор и Дикон проделали очень большую работу – но все их старания были щедро вознаграждены, ибо после выхода «Made In Heaven» в карьере группы начался очередной взлёт популярности и переоценки наследия.
Немного о грустном: «Made In Heaven» хоть и великолепен, однако же именно после его выхода и начались бесконечные коллаборации со всеми подряд и спекуляции на теме славного боевого прошлого. Мэй, конечно, защищался от претензий и утверждал, что сам Фредди, покинувший телесную оболочку в 1991-ом, одобрил бы его действия.
Задумайтесь: вот уже более тридцати лет прошло с того момента, как Меркьюри ушёл в мир иной. А Мэй всё никак пышные поминки великого вокалиста не закончит и раз от раза говорит одно и то же - «Фредди бы это одобрил».
Одобрил бы Фредди «Made In Heaven»? Думаю да. Одобрил бы он всё остальное, все эти свистопляски со всякими там ламбертами? Думаю, что нет.
Лучшие Песни?
“You Don’t Fool Me”, “A Winter’s Tale”, “Too Much Love Will Kill You”, “Let Me Live”, “Mother Love”, “My Life Has Been Saved”.
17 - Peter Gabriel - “So” (1986)
Кто?
Эксцентричный мужчина средних лет.
Почему?
После ухода из Genesis сей любитель странных нарядов целый год сидел дома и занимался воспитанием дочери. А потом вернулся на сцену - не триумфально, конечно, но с определенным успехом. Во всяком случае эстеты всегда высоко ценили сольники Гэбриэла - за страсть к экспериментам с формой и содержанием.
Ближе к середине восьмидесятых Питеру новатором быть надоело - захотелось ему вкусить массового успеха. Ну и чтобы молодежь считала модным дядькой, а не пережитком прошлого. Зачем? Ну а почему Филу Коллинзу можно покорять сердца домохозяек, а Гэбриелу нельзя? Вот Питер тоже так думал и получился у него на первый взгляд типичный такой поп-альбом.
Но это только на первый взгляд – на самом деле здесь всё очень и очень непросто, ибо Питер доказал себе самому, что с поп-музыкой у него никаких проблем не было и быть не может. А революционные клипы к песням из «So» лишь подтверждали это. На радость молодняку и домохозяйкам.
Лучшие Песни?
“Red Rain”, “Sledgehammer”, “Don’t Give Up”, “In Your Eyes”, “Big Time”, “Mercy Street”.
16 - Tears For Fears - “Songs From Big Chair” (1985)
Кто?
Двое. Но отнюдь не из ларца, а из кресла психоаналитика.
Почему?
Посмотрите на обложку этого альбома - какие самодовольные рожи! Ну, оно и немудрено – если вы записали «Songs From Big Chair», то грех себя не похвалить и не посмотреть с презрением на всех остальных.
А ведь ничто не предвещало такого поворота событий. Ну выпустили Tears For Fears дебютный «The Hurting», ну было на нём несколько интересных вещей – но не более того. И тут вдруг в 1985-ом выходит нечто такое, что все сидят с раскрытыми ртами и не знают что сказать. А Роланд и Курт, лидеры группы, смотрят себе с обложки и ухмыляются как ни в чём не бывало. Так что же такого в этом «Songs From Big Chair»?
А в нём череда великолепных песен, записанных с таким размахом и пафосом, что сам Фредди Меркьюри удивленно поднимает брови и растерянно аплодирует. Звук – вот чем эта пластинка отличалась от всех записей тех лет!
Ни у одной группы новой волны не было такого плотного и глубокого звука как у Tears The Fears!
И никто до Tears For Fears в восьмидесятых не рисковал соединять поп-мелодии и умные тексты на психологическую тематику. Уже в самом названии есть намёк на учение дедушки Фрейда – это отсылка к фильму «Сибил», главной героиней которого была мучимая комплексами девушка, чувствующая себя защищённой только в кресле своего психолога.
Лучшие Песни?
“Head Over Heels”, “Shout”, “Everybody Wants To Rule The World”, “Mother’s Talk”, “I Believe”, “Working Hour”.
15 - King Crimson - “Beat” (1982)
Кто?
Битники-ботаники.
Почему?
Если «Discipline», первый альбом возрожденных King Crimson, был местами несколько механичен и слишком уж выхолощен, то «Beat» являет собой беспорядочный сентиментально-романтический привет поколению битников и конкретно таким людям как Уильям Берроуз и Джек Керуак. Здесь гораздо больше нежных мелодий – Роберт Фрипп уже не жалит своей гитарой, а Эдриан Белью, вокалист, зачастую поёт вкрадчивым и несколько утомленным голосом, отчего композиции звучат еще более непривычно - и в то же время несколько интимно и даже загадочно.
«Beat» пронизан несколькими чувствами, среди которых особенно сильно выделяется разочарование и неуверенность. Альбом очень и очень красив, даже несмотря на нервно-припадочные «Neurotica» и «The Howler».
Лучшие Песни?
“Neal And Jack And Me”, “Two Hands”, “Heartbeat”, “Requiem”, ‘Sartori In Tangier”.
14 - John Lennon - “Walls And Bridges” (1974)
Кто?
Бывший битл, переживающий болезненный разрыв с супругой.
Почему?
После расставания с Йоко Оно в 1973-ем, Леннон пошел во все тяжкие. В его многочисленных биографиях этот период называют Потерянным Уикендом – из-за плачевного состояния самого Джона, его пристрастия к алкоголю и длительным загулам в компании с Гарри Нильсоном, Ринго Старром и Китом Муном. Каким-то неведомым образом Леннону удалось записать восхитительный «Walls And Bridges», который я бы с уверенностью назвал лучшим альбомом о горестях любви. Джон не пытается вызвать к себе жалость, он просто поёт о том, что всего в его жизни плохо и никакого просвета не предвидится.
Вам кажется, что это обычное нытьё зажравшейся рок-звезды? Вы ошибаетесь: в этом альбоме запечатлена вся боль Леннона, искренняя и отчаянная. Здесь, впрочем, не только жалобы на жизнь: порой Джон отдается во власть сентиментальной эйфории и красочно описывает свои сны. Не погрешу против истины, если скажу что «Walls And Bridges» - творческий пик Леннона.
И не слушайте глупости о том, что «Imagine» его лучшая сольная работа – «Walls And Bridges» в разы интереснее. И пронзительнее.
Лучшие Песни?
«Nobody Loves You (When You're Down And Out)», «Steel And Glass», «#9 Dream», «Going Down On Love», «Bless You», «Whatever Gets You Thru The Night», «Old Dirt Road».
13 - Fleetwood Mac - “Tango In The Night” (1987)
Кто?
Участники мыльной рок-оперы .
Почему?
Хаос царил в группе Fleetwood Mac во время записи «Tango In The Night»: Стиви Никс, вокалистка, постоянно выясняла отношения с Линдси Бакингемом, своим бывшим мужем и гитаристом сего прославленного коллектива. Клавишница и вокалистка Кристин МакКви тоже была на взводе - ей не давал спокойно вздохнуть Джон МакВи, её бывший супруг и по совместительству бас-гитарист Fleetwood Mac. Вся надежда была только на Мика Флитвуда, ударника - но он, к сожалению, отдавал предпочтение кокаину и алкогольным марафонам, а не работе в студии.
Знаете, что самое удивительное? Самое удивительное заключается в том, что несмотря на разборки Fleetwood Mac записали шедевральный альбом, на котором каждая песня сама по себе являлась хитом. «Tango In The Night» идеально подходит для тех, чьё сердце разбито и чьи ночи полны бессонницы и размышлений о том, как жить дальше. Это поп-рок высшей пробы с текстами, в которых каждое слово выстрадано и прочувствовано на своей шкуре. Неудивительно, что Линдси Бакингем после выхода пластинки ушёл - превзойти «Tango In The Night» невозможно, и он, один из главных авторов песен в группе, это хорошо понимал.
И никогда не слушайте белиберду о том, что «Rumours», мол, является лучшим альбомом Fleetwood Mac. Продавался он, конечно, лучше - но кто судит музыканта по продажам? Правильно, только олухи. Поэтому прошу любить и жаловать - «Tango In The Night», зенит Fleetwood Mac и музыки восьмидесятых в частности.
Лучшие Песни?
“Little Lies”, “Everywhere”, “Big Love”, “Family Man”, “Isn’t It Midnight”, “Seven Wonders”, “Tango In The Night”, “When I See You Again”.
12 - Andrew Lloyd Webber & Tim Rice - “Jesus Christ Superstar” (1970)
Кто?
Практически небожители.
Почему?
В мире есть лишь одна настоящая рок-опера - это «Jesus Christ Superstar».
Всё остальное - мимо кассы. И «Tommy» The Who, и «Arthur» The Kinks, и «S.F. Sorrow» The Pretty Things - это всё не то, согласитесь. А вот творение Эндрю Ллойд Уэббэра и Тима Райса есть нечто особенное, неповторимое и уникальное.
Каждая ария здесь впечатляет своим размахом и слабые места отсутствуют по определению. Ян Гиллан здесь в роли сына божьего и исполняет лучшие, пожалуй, партии в своей жизни - и никакие «Child In Time» меня в этом не переубедят. При всём уважении к «In Rock» и «Fireball».
Мюррей Хэд в качестве Иуды просто незаменим, ну а лёгкая (но отнюдь не легкомысленная!) Ивонн Элиманн блестяще справляется с образом Марии Магдалены.
Надо бы сказать пару слов и о тех, кому всегда уделяли мало внимания – это, конечно же, гитаристы Нил Хаббэрд и Генри МакКалох (первый в дальнейшем работал с Брайаном Ферри, второй сотрудничал с МакКартни), басист Аллан Спеннер и ударник Брюс Роулэнд, работа которого на этом альбоме, как мне кажется, очень сильно недооценена.
Пару слов о концепции? А не будет ли это расценено как оскорбление чувств верующих? Всё же Тим Райс поступил довольно таки смело, выставив Иуду наиболее здравомыслящим человеком во всей этой христианской тусовке.
Ход, конечно же, провокационный, но весьма и весьма запоминающийся. Читайте либретто, короче говоря.
Лучшие Песни?
“Overture”, “Superstar”, “The Last Supper”, “Gethsemane (I Only Want To Say)”, “Trial Before Pilate (Including The 39 Lashes)”.
11 - Paul McCartney - “Ram” (1971)
Кто?
Разве этот человек нуждается в представлении?
Почему?
На плечи Пола в начале семидесятых легла тяжелая ноша – теперь он был один на один с конкурентами, которые облизывались на оставленными битлами трон королей рока. Задача была непосильная - но Пол справился. Причем сделал он это настолько элегантно, что оставалось только рукоплескать ему и задаваться вопросом, откуда он черпает вдохновение.
Нет, ну в самом деле! Все шестидесятые Пол провел за сочинением шедевров и еще в начале следующей декады он по всем расчётам должен был выдохнуться и скатиться куда-то вниз! А он не только не скатился - он своим «Ram» покорил новые вершины!
Вот как такое возможно вообще, а? Если задумчивый «McCartney» посеял определенного рода сомнения, то «Ram» их развеял, причём окончательно и надолго (если не навсегда). Не всё, впрочем, на «Ram» так радужно - здесь присутствуют выпады в адрес бывшего коллеги и друга, но вот лично я считаю, что Пол зря полез в словесную перепалку с острым на язык Ленноном. МакКартни битву слов проиграл, ибо Джон своим цинизмом в «How Do You Sleep?» его просто пригвоздил.
А вот музыкальную битву Пол таки выиграл, ибо «Ram» без всяких усилий укладывает блеклый «Imagine» на лопатки и одной только «Uncle Albert/Admiral Halsey» выбивает ему все зубы.
Лучшие Песни?
“Uncle Albert/Admiral Halsey”, “Too Many People”, “Monkberry Moon Delight”, “Ram On”, “Dear Boy”.