Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Можно ли молиться о здоровье и долголетии кота, крестить его и дать ему православное имя?

Вопросы о домашних питомцах и отношении к ним православного человека возникают и сегодня. На вопросы прихожан по этой теме отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Катунки Нижегородской области протоиерей Владимир Гофман.

Можно ли молиться о здоровье и долголетии кота, крестить его и дать ему православное имя? Мне спокойнее, когда животное оберегаю не только я, но и Господь.

– Молиться можно обо всем, что сотворено Господом. Тем не менее, преподобный Силуан Афонский говорил: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным не до́лжно иметь пристрастия, но до́лжно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Это подтверждается и словами Священного Писания: «Блажен, иже и скоты милует, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12:10).

Конечно, Господь имеет попечение о всякой твари, в том числе и о животных. Попросить у Него долгой жизни кошке, разумеется, можно, если у вас такое чувствительное сердце. В Церкви нет специального молитвенного чина об исцелении животных. Но если любимец заболел, никто не мешает нам своими словами попросить Бога об облегчении его страданий.

Можно также использовать составленные давным-давно молитвословия. Например, молитву на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. В 2015 году Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божия», он совершается ежегодно в первое воскресенье сентября.

А вот об упокоении животных не молятся. И уж никак нельзя совершать над животным таинство Крещения. Это бессмысленно и даже кощунственно. Креститься может только человек разумный – чтобы по своему желанию или по обещанию за него родителей и восприемников (крестных) принадлежать к Церкви Христовой.

Есть ли душа у собаки? У меня умерла собака, которая была мне другом долгие годы. Переживаю о ней. Куда попадают души умерших домашних животных после смерти?

– В христианской Церкви существует единое мнение, что душа у животных есть. А вот что касается ее бессмертия, представления об этом различны. Наиболее распространенным является понятие, что души животных смертны и умирают вместе с телом. Так, Василий Великий, ссылаясь на книгу Левит, пишет: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев. 17.11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». А если так, то вопрос о месте пребывания души животного после смерти отпадает. Для бессловесных тварей нет рая, но, как утешение, нет и ада.

Представители другого взгляда полагают у животных бессмертную душу и, значит, возможность наследования вечной жизни. Его высказывали и некоторые святые. Например, священномученик Ириней Лионский или преподобный Симеон Новый Богослов, который говорил, что в будущем произойдет обновление всего мира, а не только человеческой популяции. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 6-9).

Как по-христиански поступить с котятами, которых дикая кошка родила у меня во дворе? У нас уже есть кошка, которую я подобрала, но я не в состоянии ухаживать за всеми. Брошенные животные никому не нужны, приютов в моем селе нет – что с ними делать? Душа болит от того, что их нужно куда-то выкидывать.

– Заповедь «Не убий» распространяется и на животных как на творение Божие, имеющее душу. Человек призван заботиться о «братьях меньших». Так что убивать котят, которых не ждали, будет грехом. Самое разумное, на мой взгляд, оставить животных на волю Божию.

Подскажите, пожалуйста, как Церковь смотрит на усыпление больных животных, если известно, что никак помочь точно уже нельзя? С одной стороны, не нам решать, когда и кому умирать, а с другой – очень больно осознавать, что существо страдает.

– Человеческие страдания имеют смысл в вечности, потому что душа человека бессмертна. Душа животного смертна, поэтому его страдания спасительного смысла не несут. Тем не менее, если есть хоть малейшая надежда на выздоровление больного животного, надо с терпением ухаживать за ним. Если же такой надежды нет, то, как бы ни хотелось, чтобы смерть наступила естественным путем, гуманнее будет избавить питомца от страданий и усыпить.

Записала беременную кошку на срочную стерилизацию. Очень тяжелый выбор, плачу. Когда-то сама сделала аборт, в котором покаялась. Теперь сильно переживаю.

– Мое мнение, стерилизация животных – жизненная необходимость. Вмешиваемся ли мы таким образом в дела Господни? Скорее всего, да. Но вмешиваемся по милосердию, из двух зол выбирая меньшее. Во всяком случае, стерилизовать животное гуманнее, чем выбросить его потомство на улицу, обрекая на бездомную жизнь, а то и на смерть. Решение всегда остается за тем, кто несет за животное ответственность, за тем, кто его приютил, — за хозяином.

Можно ли назвать кошку или собаку человеческим именем? Человеческие имена красивы, а клички животных у всех уже оскомину набили.

– Православное имя животному лучше не давать, хотя это и делается повсеместно, к сожалению. Не нужно этим оскорблять Бога и Его святых угодников, имена которых прославлены духовными подвигами. Нарекая имя новорожденному, мы надеемся, что он будет возрастать и брать пример со своего небесного покровителя. В этом заключен глубокий духовный смысл. Кличка животного такого смысла не несет. Так зачем давать ему человеческое имя? У животных должны быть свои имена, и дело хозяина – поломать голову, чтобы найти оригинальное, не набившее оскомину имя своему питомцу.

Я охотник. Но с некоторых пор стал задумываться, не грех ли убивать животных на охоте.

– Вопрос в том, для чего человек убивает животных и птиц. Христианская этика рассматривает не только поступки, но и мотивы. А мотивы и цели охоты могут быть разными. Охотник из интереса отличается от охотника, который убивает животных с целью пропитания. В прежние времена последние допускались к причащению Святых Таин. А вот убийство из спортивного интереса, думаю, будет грехом.

Можно ли давать святую воду животным? Болеет домашняя скотина, а так бы хотелось помощи Божией в ее исцелении.

– Зачем? Что за прихоть? Во-первых, святая вода – не лекарство, и употребление ее верующим человеком имеет совсем другое значение, хотя и целительные свойства у нее есть, но никак не для бессловесной твари. Во-вторых, святая вода — это святыня (агиасма), человек относится к ней с благоговением. Ориентируемся на Евангелие: «Не давайте святыни псам» (Мф 7. 6).

Моих любимых овчарок отравил один человек. Могу ли я молиться о погибших и как? Второй вопрос, как мне поступить с этим человеком. В тюрьме за него сидеть не хочу. Но как самому вернуться к миру в душе?

– Об упокоении животных, как уже говорилось, не молятся. А за того, кто совершил убийство, молитесь, как бы тяжело это ни было, чтобы Господь вразумил его, смягчил сердце, научил милосердию, чтобы он уже никогда подобного не совершил. Так нам заповедал Господь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5. 44).

Такая молитва полезна и тому, за кого молятся, и тому, кто молится.

Подготовила Мария ГЕРМАН