Найти в Дзене
Ловушка для фотонов

Всё что нужно знать о боке на фундаментальном уровне

"нужно знать" - немного неправильная трактовка. Здесь я напишу интересную информацию о "Боке", докапываясь до самых источников. Лично мне данная информация очень интересна, поэтому поделюсь ею с вами. И так, боке - с японского переводится как "размытие", "нечёткость". В России этот термин устоялся из-за его повсеместной распространённости и краткости. Кружочки боке, или как правильнее их назвать - диски нерезкости любят очень многие. И вот что известно большинству фотографов: чем выше светосильность объектива, тем сильнее будет размытие фона за снимаемым объектом. Это правда. Но, обычно, фотографы большего не знают. Объектив обладает такими свойствами, как: фокусное расстояние, строение, светосильность, апертура, количество лепестков диафрагмы. Все эти параметры влияют на боке. Давайте разбираться, как именно. Начну с того, как вообще образуется размытие, почему оно образуется. Степень размытия на фотографии зависит от глубины резко изображаемого пространства, о чём я писал в статье

"нужно знать" - немного неправильная трактовка. Здесь я напишу интересную информацию о "Боке", докапываясь до самых источников. Лично мне данная информация очень интересна, поэтому поделюсь ею с вами.

И так, боке - с японского переводится как "размытие", "нечёткость". В России этот термин устоялся из-за его повсеместной распространённости и краткости.

Кружочки боке, или как правильнее их назвать - диски нерезкости любят очень многие. И вот что известно большинству фотографов: чем выше светосильность объектива, тем сильнее будет размытие фона за снимаемым объектом. Это правда. Но, обычно, фотографы большего не знают.

Объектив обладает такими свойствами, как: фокусное расстояние, строение, светосильность, апертура, количество лепестков диафрагмы. Все эти параметры влияют на боке. Давайте разбираться, как именно.

Начну с того, как вообще образуется размытие, почему оно образуется. Степень размытия на фотографии зависит от глубины резко изображаемого пространства, о чём я писал в статье про ГРИП. Чем меньше глубина резкости, тем сильнее размытие. И наоборот. Чем выше фокусное расстояние объектива, тем ниже глубина резкости и тем сильнее размытие; об этом тоже многие знают. Широкий угол обзора, характерный для широкоугольных объективов, обеспечивает большую глубину резкости, что означает, что большая часть сцены будет оставаться в фокусе. С другой стороны, узкий угол обзора, характерный для телеобъективов, создает меньшую глубину резкости, что означает, что только объекты находящиеся на одной плоскости с объектом фокусировки будут четко в фокусе, а все остальные будут размытыми. Так, широкоугольный объектив имеет больший угол обзора, чем телеобъектив (например: фишай до 180 градусов, телевик - 12 градусов). На рыбьем глазе или широкоугольнике 15/24 мм получить сильное размытие даже при широко открытой диафрагме гораздо сложнее, чем на стандартном/большом фокусном расстоянии. Влияет на степень размытия также расстояние до снимаемого объекта: представим, что вы фотографируете человека. Чем ближе к вам он стоит, тем сильнее будет размытие, и наоборот. В этом можно убедится, если вручную менять фокус объектива. Чем ближе к себе вы будете выставлять фокусировку, тем сильнее будет размываться всё на заднем плане, а кружки нерезкости будут увеличиваться в размере. Именно поэтому, при макро-съёмке ГРИП на столько мала. Снимаемый объект находится слишком близко к вам. Как бороться с проблемой малого ГРИП при макросъёмке - я тоже написал, в этой статье.

Почему советские Гелиосы закручивают боке и делают его таким художественно-красивым? Дело в том, что это дефект объектива, обусловленный его строением. Кружки стали более растянутыми из-за сферической аберрации объектива. То есть, линзовая система объектива недостаточно хорошо построена, по этой же причине у Гелиосов часто падает резкость изображение от центра к краям. Такая же "проблема" присуща объективам Биотар, с которых был списан Гелиос.

Само по себе размытие образуется из-за интерференции света. Это эффект перераспределения интенсивности света в результате наложения (суперпозиции) нескольких световых волн. Проще говоря, световые волны вне зоны фокуса перекрывают друг друга и делают объект шире и нечётче.

На форму диска нерезкости влияет также оптическая система. Если объектив сделан из асферических линз, кружок нерезкости может быть более ярким к краям. Эта проблема исправляется дополнительными линзами, например в флагманских объективах, созданных специально для портретной фотографии, т.к. на ней очень важен вид боке. Влияет качество линз, вариация корректирующих и обычных линз, их наличие или отсутствие. Зеркально-линзовый объектив, например Рубинар, имеет размытие в виде бубликов:

-2

Это обусловлено тем, что его центральная часть не пропускает свет.

На форму размытия влияет количество лепестков диафрагмы: чем их больше, тем круглее размытие. Например, редкий Гелиос 44м-1 имеет всего 4 лепестка диафрагмы, что делает размытие вовсе квадратным:

-3
-4

Вы также можете влиять на форму боке, сделав насадки любой формы перед объективом. Сердечки, котики, всё что угодно:

-5

Интенсивность размытия можно посчитать, поделив фокусное расстояние объектива на его минимальное f-число: 200 мм/f2.8 = 71,4. А стандартный полтинник 50 мм f1.8 имеет интенсивность 50/1.8 = 27,7. Таким образом, 200 мм 2.8 даст вам более мощное размытие, чем портретный полтинник.

Также, на интенсивность размытия влияет апертура объектива, его диаметр. Чем выше диаметр, тем, во-первых большую разрешающую способность имеет объектив, тем больше света в него попадает, и тем сильнее волны интерферируют увеличивая размытие. Но это актуально скорее для телескопов, с ЭФР 4000-5000+ мм.

Вроде всё. Если есть что добавить - пишите в комментариях!