Право уважается: затруднение состоит в том,
чтобы знать, кто имеет право. А-Р Жак Тюрго.
Оденьте преступление в золото –
и крепкое копье правосудия
переломится, не поранив. В.Шекспир
Правовые отношения формировались и развивались с целью установления и утверждения привилегий меньшинства, фиксирования складывающихся социально-политических отношений.
Они закрепляли механизм достижения цели управления, ибо юридическая база всегда отражает воплощение концепции управления обществом как по оглашению, так и, прежде всего, по умолчанию.
В силу этого связь права (особенности принятия правовых актов, сферы регулирования, содержание правовых норм) с характером власти, с социально-экономическими условиями всегда неразрывна, хотя не всегда отчетливо прослеживаема.
Именно правовые отношения, обеспечиваемые юридическими актами управленческих структур различных уровней власти, дают возможность отследить подлинные цели управления.
Так, принятие властными структурами нормативно-правовых документов, четко регламентирующих действия различных структур, меру ответственности, источники финансирования и т.п., свидетельствует о реальном воплощении выставленной цели - вне зависимости от того по оглашению или по умолчанию.
Издание же юридических актов, декларирующих определенные действа, но не обеспечивающих их механизмом конкретного воплощения, означает, что они обслуживают концепцию управления по оглашению, не соответствующую (а зачастую и прямо противоположную) концепции по умолчанию, то есть заявленные действия властей существенно отличаются от реально претворяемых в жизнь.
Особо значимое влияние на правовые отношения, естественно, имела доминанта системы связей. Так, «безраздельное господство кровной мести …продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла служить жизнь другого человека. Появление избыточного продукта меняло дело. На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф».
Законодательство всегда обеспечивалось идеологически; отсюда – изначальная связь права с религией.
Внутренняя нерасчлененность религиозных, нравственных и правовых предписаний создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.
В древневосточных государствах правовая норма, имея религиозное обоснование, закрепляла развитие властных отношений. А усиление властных полномочий правителей, в свою очередь, сопровождалось активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников.
Правовое обеспечение экономических отношений, определявших развитие отношений властных, напрямую зависело от специфики оператора управления – представлял он свою концептуальную власть или чужую.
В результате правовые отношения Востока и Запада при всем их очевидном различии имели серьезное сходство – в отношении к ростовщичеству (разрешение или запрет), в определении размера процентной ставки, и даже ее размера для различных категорий лиц:
Законы Хаммурапи. Проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 – для займа зерном. Согласно статьи 101 кодекса Хаммурапи, взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от её возвращения, были военные действия, как было отмечено в 103 статье кодекса.
Законы Ману. Законы Ману устанавливали максимальный размер процентов по договору займа: 2% - для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи, 5% - для шудры. Невозможность уплаты приводила к обращению в долговую кабалу и к долговому рабству несостоятельных должников. При этом «Даже (личным) трудом должник может отработать (долг) своему кредитору, если он той же самой или низшей касты. Но если (должник) высшей касты, то он должен уплатить долг постепенно».
Реформы Солона. Отмена долгового рабства.
Законы XII таблиц. Узаконенное долговое рабство отмечалось крайней суровостью, вплоть до казни (а при долге нескольким кредиторам – «пусть разрубят должника на части»).
Закон Петелия. Отменил долговое рабство, и ответственность должника стала ограничиваться только его имуществом.
Мусульманское право. Осуждение ростовщичества, запрет обращать должника в рабство.
«Русская Правда». Различался заем без процентов и заем с процентами, которые могли быть месячными, третными и годовыми; несостоятельный должник продавался на торгу.
Русский Судебник 1596 года и законы 1626 года. Они признавали нормальной ссудную ставку в 20%, которая считалась обычной и в практике крупнейшего ростовщика того времени – Кирилло-Белозерского монастыря; в Судебнике 1596 года отмечалось, что при краткосрочных ссудах взимали 48 и даже 56 процентов.
Соборное Уложение 1649 года. Запрет процентных ссуд: «А править заемные деньги по кабалам и по духовным на заимщика истцом истину, а росту на те заемные деньги не править…» не имел большого практического значения, хотя и осложнял деятельность ростовщиков; наиболее распространенной формой обхода этого запрета была выписка кабалы на сумму долга, к которой заранее приписывались проценты. Формально сохранявшее силу вплоть до издания Манифеста 1754 года об «указных процентах», и пр.
Развитие экономических отношений диктовало особенности воздействия на объект управления, что в свою очередь изменяло правоотношения. Наиболее ярким примером может служить "Кровавое законодательство" - законы, издававшиеся в Англии в конце XV-XVI вв. против крестьян. Согнанные с земли в результате огораживаний, они вынуждены были становиться вследствие этого бродягами и нищими.
Оно вводило жестокие наказания для лиц, обвинённых в бродяжничестве и в собирании без разрешения властей милостыни: их бичевали, клеймили, отдавали в рабство - на время, а в случае побега — пожизненно; при третьей поимке - казнили.
Аналогичные законы существовали и в других странах, вставших на путь капиталистического развития в XVI-XVIII вв. (Нидерланды, Франция).
Осуществление первоначального накопления капитала в различных европейских странах имело свои отличительные особенности, однако общим для всех являлась экспроприация непосредственных производителей, прежде всего обезземеливание крестьян.
Бесспорно, что "кровавые законы" не могли приостановить роста массовой нищеты и бродяжничества, но они достигали другой цели: подавляли сопротивление лишенных земли крестьян и превращали их в людей, готовых к наёмному труду на любых условиях.
Следует отметить, что жестокость этих законов по отношению к населению собственной страны смягчалась только с появлением колоний и развитием именно за их счет экономики государства-метрополии.
Таким образом, законодательная база любого государства всегда является отражением определенных политических позиций, ибо она создается на основе требований властных структур к устройству государства, т.е. на основании идеологии.
Коль скоро идеологические и правовые отношения являются компонентами одного элемента суперсистемы "государство", то очевидно, что их взаимодействие строится и на одном уровне, и на уровне вертикальной подчиненности, но в разных обстоятельствах эта подчиненность имеет различный характер.
Так, при решении задачи сохранения и целостности существующего государственного устройства правоотношения доминируют над идеологическими отношениями, ибо сформирована нормативная база.
В ситуации же изменения государственного устройства доминантную роль играют отношения идеологические, поскольку идет процесс формирования идеологической доктрины, в соответствии с которой и будут создаваться юридические основы деятельности всех элементов системы полномасштабных государственных отношений.
Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.
Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.
Всего вам доброго, как и вашим близким.