Те, кто живут в Сочи или часто там бывают, знают: сегодня от Адлера в горы к Красной Поляне идёт аж две приличные дороги хорошего качества. Одна более медленная, проходит через разные селения по пути. Другая — скоростная, построенная к Олимпиаде-2014 для быстрого доступа к "горному кластеру" мимо посёлков, на ней на многих участках даже разрешена скорость 110 км/ч.
Но до 2013 года шоссе до Красной Поляны было одно, и некоторые его участки местные водители называли "Господи, пронеси!", поскольку разъехаться на них было сложно, а сверху периодически могли падать камни и сходить сели.
Это шоссе берёт своё начало ещё с конца 19 века. Строили его в очень опасных горных условиях на месте прежней узкой конной тропы. Для того времени это было поистине потрясающее инженерное сооружение!
В 2005 году его трассу серьёзно обновили и переложили, построив ряд двухполосных тоннелей, а старые участки были закрыты, но продолжали использоваться для технических целей (вентиляция тоннелей, эвакуация людей из тоннелей в случай аварий). После постройки Нового Краснополянского шоссе в 2013 старое шоссе стали называть Старым Краснополянским.
На прежней трассе было меньше тоннелей, зато были очень красивые галереи, построенные для защиты от камнепадов и селей. Внизу под старыми участками шоссе протекает горная река Мзымта, сверху возвышаются горы, и виды вокруг вдоль участков этого шоссе, что называется, "на миллион".
Участки этого шоссе сохранились и сейчас, но находятся они в аварийном состоянии, однако до 2023 года туда можно было иногда пройти, местами даже оставались открытыми проходы на те участки.
В 2023 году доступ к этим участкам окончательно перекрыли, выставив охрану, которая ссылается на то, что якобы землю выкупила в частную собственность некая московская фирма, причём они даже не могут сообщить ИНН этой фирмы. Но это полная ерунда: это федеральная собственность, и истинных причин закрытия, скорее всего, две — там стало очень много осыпаться камней, а также с этой дороги есть сбойки с новыми тоннелями, и для безопасности доступ к ним в нынешних обстоятельствах следовало перекрыть.
Самый живописный старый участок шоссе находится между посёлками Монастырь (выше посёлка действительно находится мужской монастырь) и Кепша. А Кепша — это тоже река, приток Мзымты, по ней и назвали посёлок.
Она небольшая, но мост через неё изначально был построен ещё в 1906 году!
Мне удалось там прогуляться ещё до того, как всё окончательно перекрыли. Давайте же прогуляемся там виртуально ещё раз вместе с вами, тем более, что неизвестно, когда теперь представится возможность прогуляться там на месте!
Входы на старые участки трассы раньше в основном были перекрыты только шлагбаумами:
Но предупреждения об опасности дальнейшей прогулки стояли на всех входах:
Над объявлением виден участок Нового Краснополянского шоссе и портал одного из его тоннелей.
Рядом с этим участком старой трассы находится ещё и старое кладбище:
Я думаю, сегодня самый реальный легальный способ попасть на трассу — это сказать охране, что вам нужно пройти на кладбище. Но теоретически вас могут спросить, чьё захоронение вам нужно посетить..
Когда я там ходил, не только проход был свободным, там даже люди ездили на квадроциклах и велосипедах, хотя предупреждение о состоянии трассы написано было уже тогда не зря:
Вид на вантовый мост со стороны дороги:
Внизу течёт к морю река Мзымта:
Дальше по дороге можно увидеть заросшие порталы старых тоннелей, которые так и не смогли достроить в советское время (прохода через них никуда нет):
Ещё в районе этой дороги во время Гражданской войны шли бои красноармейцев с белогвардейцами в 1920 году.
Красноармейцы тогда проиграли, и их сбросили прямо с дороги в пропасть.
У дороги об этом теперь напоминает памятник:
Эта дорога была двухполосной, когда действовала:
Возможно, местами было реверсивное движение, но по ней ездили даже автобусы ("ПАЗ"ики). Местные мне рассказывали, что иногда было видно, что задние колёса автобуса частично находятся уже над пропастью при попытке разъехаться. Ограждение было далеко не везде, да и оно вряд ли удержит автобус в случае падения! Вот здесь слева в кадре видно, какая высота на некоторых участках от дороги вниз:
Падения с этого шоссе тоже были, особенно в тёмное время суток или в туман.
Один местный таксист мне рассказал, что его тесть на "жигулёнке" падал с этой трассы, но чудом уцелел, когда машина повисла на каком-то уступе. Причём потом они достали оттуда каким-то образом и этот "жигулёнок", но больше на нём не ездили: он стоял у них на участке как талисман.
На этом участке трассы есть небольшой тоннель, с потолка там капает вода:
А в конце тоннеля в специальной нише стоит икона Богородицы:
А дальше вдоль трассы начинаются те самые крытые галереи, которые так живописно вписываются в местность:
Проходим через арку в скале:
Листайте дальше галерею галерей (вот такой каламбур ;).
Местами видно, что угроза камнепада на этой дороге — не шутка:
В этом смысле идея взять каску на прогулку по этой дороге не такая уж и плохая.
Дальше на этом участке можно увидеть памятную доску "первому строителю Краснополянского шоссе" горному инженеру Василию Константиновичу Константинову, который руководил строительством этой дороги с 1897 года:
В 19 веке единственной дорогой между горными посёлками и побережьем Чёрного моря здесь служила конная тропа. Причём пользоваться ей можно было примерно полгода. В остальное же время эту тропу либо размывало, либо заносило снегом. Поэтому жителям горных посёлков приходилось в те годы либо запасаться провизией впрок на всю зиму, либо иметь свои подсобные хозяйства. Чаще всего жители это совмещали. Строительство полноценной дороги в горы началось здесь только в конце 19 века, в 1897 году. Строителям тогда в прямом смысле приходилось прорубать дорогу через горы и скалы.
Памятную доску установили уже в этом веке при обновлении шоссе в 2005 году.
Где всякие "заброшки", там есть место и народному творчеству на стенах:
С этой дороги есть проходы в новый тоннель. Они хорошо заблокированы (и это правильно), но могут быть использованы для эвакуации из тоннеля в случае серьёзных аварий или задымления:
А ближе к посёлку Монастырь на этом участке встречаются наиболее живописные крытые галереи, которые изгибаются вместе с дорогой. Выглядят они, будто скелеты каких-то древних животных (листайте фотогалерею ниже):
Иногда внутри у них уже растёт дикая растительность:
А изнутри они выглядят примерно так:
Там, где когда-то погибли люди, упав с шоссе, иногда тоже стоят самодельные памятники:
Виды вокруг, конечно, впечатляют!
Фото, конечно, не передают всего ощущения простора, но всё же:
Иногда на скалах можно увидеть даже лицо:
Видите лицо на скале слева в кадре?
Но всё же есть ещё один небольшой кусок старой трассы, который, по-моему, до сих пор открыт для доступа. Он расположен ближе к селу Монастырь и обходит вот этот небольшой тоннель (дорогу слева видите?):
Зато на этом небольшом участке обхода можно увидеть, как деревья прямо вросли в скалы. Очень красиво:
Вот такая прогулка! Ну как, понравилось вам? А может, сами были там когда-то?
Некоторые местные также говорили мне, что были планы сделать из этой старой трассы экскурсионный объект — а значит, надо сделать её более безопасной и привести в порядок.
Хорошо, если так, конечно.. но вскоре мы это узнаем, думаю.
Больше актуальной информации, ежедневных новостей и аналитики в моём телеграм-канале: https://t.me/dr_moskauer
#природа #горы #краскиосени #краснаяполяна #заброшенныеместа #заброшки #urbex #highway #шоссевникуда #сочи #осень #abandoned #abandonedplaces
======================================================