Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Лидеры итальянского кинопроката (1945-2023)

Лидеры итальянского кинопроката 1945-1955 годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката первого послевоенного десятилетия (1945-1955), нельзя не отметить высокий уровень посещаемости итальянских фильмов (здесь, правда, следует отметить, что в это время в Италии еще не было экспансии американского развлекательного кино). Фильмы, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в этот период собирали в Италии аудиторию от 1,7 млн. зрителей до 15,7 млн. зрителей. В первой половине 1950-х посещаемость итальянских фильмов стала еще выше, и фильмы, находящиеся по итогам кинопроката на десятом месте собирали уже не менее 4 млн. зрителей. С учетом того, что население Италии в первое послевоенное десятилетие было примерно в четыре раза меньше населения СССР, то 15,7 млн. итальянских зрителей соответствовали примерно 62 млн. советских зрителей, а 4 млн. итальянских зрителей были аналогом 16 млн. зрителей в СССР.

Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1945-1955 годах были в целом стабильно ориентированы на развлекательные жанры кинематографа (комедии, мелодрамы, пеплумы), хотя время от времени в первые десятки лидеров кинопроката попадали и неореалистические драмы Р. Росселлини, В. Де Сика и Дж. Де Сантиса.

Очень высокие показатели посещаемости были и у фильмов Ф. Феллини «Маменькины сынки» (4,9 млн. зрителей) и «Дорога» (4,0 млн. зрителей).

Стабильной популярностью у итальянцев пользовались экранизации литературной классики («Война и мир», «Отверженные», «Капитанская дочка», «Дама с камелиями» и др.). При этом самым популярным фильмом в Италии 1940-х – 1950-х годов стала совместная итало-американская экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» (15,7 млн. зрителей и первое место по кассовым сборам итальянских фильмов за всю историю кинопроката в Италии).

Советский кинопрокат второй половины 1940-х – первой половины 1950-х был довольно плотно заполнен так называемыми «трофейными» зарубежными (в основном – американскими и немецкими) фильмами, поэтому новые западные фильмы закупались в весьма ограниченном количестве. Отсюда понятно, почему лидеры итальянского кинопроката 1945-1955 годов в СССР, как правило, не демонстрировались. Среди редких исключений были флагманы неореализма «Рим – открытый город» Р. Росселлини «Похитители велосипедов» и «Умберто Д.» В. Де Сика, «Горький рис» Дж. Де Сантиса, шедевр Ф. Феллини «Дорога», некоторые из нашумевших экранизаций классики («Война и мир» и др.) и несколько развлекательных лент («Хлеб, любовь и фантазия», «Улисс», «Полицейские и воры» и др.). При этом, как правило, большинство из этих фильмов выходило на советские экраны с большим опозданием, в основном – в 1960-е годы.

Лидеры итальянского кинопроката 1956-1960 годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката второй половины 1950-х (с 1956 по 1960 год), мы снова отмечаем высокий уровень посещаемости итальянского кинематографа. Фильмы, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в этот период собирали аудиторию от 3,6 млн. зрителей до 13,6 млн. зрителей.

Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1956-1960 годах были в целом также стабильно ориентированы на развлекательные жанры кинематографа (комедии, мелодрамы, пеплумы), хотя в первые десятки лидеров кинопроката попадали и шедевры Ф. Феллини, Р. Росселлини и Л. Висконти.

Стабильной популярностью по-прежнему пользовались экранизации литературной классики (очередная экранизация «Отверженных», «Собор Парижской Богоматери» и др.).

При этом лидером итальянского кинопроката этого периода (во многом из-за сенсационной смелости сюжета) стала самая кассовая картина Федерико Феллини – «Сладкая жизнь», собравшая аудиторию 13,6 млн. зрителей.

В советский кинопрокат эта картина, увы, не попала (скорее всего, из-за слишком откровенного по тем временам показа этой самой dolce vita). Не дошла до советских экранов и весьма популярная в Италии картина на русскую тему – «Михаил Строгов»…

В целом итальянских фильмов в советском кинопрокате во второй половине 1950-х появлялось всё больше. Это было связано с тем, что «эпоха трофейного кино» ушла в прошлое, и западные картины в СССР стали закупаться легально.

Таким образом, советские зрители (с бОльшим или меньшим опозданием) смогли увидеть не только экранизации (франко-итальянские «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери», но и шедевры Р. Росселлини («Генерал Делла Ровере»), Ф. Феллини («Ночи Кабирии»), Лукино Висконти («Рокко и его братья»), М. Антониони («Крик»). Плюс, разумеется, несколько итальянских развлекательных фильмов, которые нередко собирали в СССР аудиторию от 20 до 30 млн. зрителей.

Здесь надо подчеркнуть, что в целом (даже с учетом коэффициента, учитывающего существенную разницу числа жителей в СССР и Италии), итальянские фильмы в советском кинопрокате имели, как правило, больший успех, чем в самой Италии. Причина тому была довольно проста: спектр развлечений в СССР был гораздо меньше, чем в Италии, и кинематограф для многих советских жителей был практически доминирующей рекреацией…

Лидеры итальянского кинопроката 1960-х годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката 1960-х, отметим, что в это десятилетие высокий уровень посещаемости итальянского кинематографа по-прежнему сохранялся. Фильмы, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в данный период собирали аудиторию от 3,0 млн. зрителей до 14,8 млн. зрителей.

Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1960-х были в целом также стабильно ориентированы на развлекательные жанры (к комедиям, мелодрамам и пеплумам добавились еще спагетти-вестерны), хотя в первые десятки лидеров кинопроката попадали и шедевры Л. Висконти, Ф. Феллини, П. Джерми, Б. Бертолуччи и других мастеров.

Наряду с Пьетро Джерми и Витторио Де Сика лидером зрительского успеха в 1960-х неожиданно стал ранее находившийся в «тени гигантов» Серджо Леоне. Его вестерн «За пригоршню долларов» стал самой кассовой итальянской картиной 1960-х, собрав 14,8 млн. зрителей (третье место по кассовым сборам за всю историю итальянского проката). Впечатляющую аудиторию собрали и другие его вестерны этого периода: «На несколько долларов больше» (14,5 млн. зрителей), «Хороший, плохой, злой» (11,4 млн. зрителей) и «Однажды на Диком Западе» (8,9 млн. зрителей).

Увы, в СССР эти фильмы были объявлены пропагандистами насилия и жестокости, поэтому массовая советская аудитория смогла их увидеть только во второй половине 1980-х, да и то на пиратском видео… Не попали в советский кинопрокат и итальянские спагетти-вестерны, снятые в 1960-х другими режиссерами (единственным исключением стала «Золотая пуля» Д. Дамиани).

Если самым кассовой картиной Федерико Феллини в итальянском кинопрокате была «Сладкая жизнь» (13,6 млн. зрителей, шестое место по кассовым сборам за всю историю итальянского проката), но самой кассовым фильмом Лукино Висконти стал «Леопард» (увы, в советский кинопрокат эта историческая драма тоже не попала), собравший в Италии 12,8 млн. зрителей (девятое место по кассовым сборам за всю историю итальянского проката)…

На «оттепельной» волне 1960-х в советский кинопрокат попадало немало итальянских и франко-итальянских фильмов, в том числе из первых десяток лидеров.

При этом советская закупочная кинокомиссия наиболее благосклонно относилась к фильмам Витторио Де Сика («Вчера, сегодня и завтра», «Брак по-итальянски», «Бум» и др.) и Пьетро Джерми («Развод по-итальянски», «Соблазненная и покинутая», «Дамы и господа», «Серафино»), чьи фильмы собирали в СССР аудиторию от 15 млн. до 41,6 млн. зрителей.

Попали в советский кинопрокат и такие значительные итальянские картины, как «Трудная жизнь» (1961), «Вакантное место» (1961), «Четыре дня Неаполя» (1962), «Невеста Бубе» (1963) и др.

Причудливо сложилась в СССР кинопрокатная судьба знаменитых фильмов «8 ½» Федерико Феллини и «Конформист» Бернардо Бертолуччи.

Во время Московского международного кинофестиваля 1963 года советское начальство пыталась оказать давление на жюри, чтобы заурядная производственная драма «Знакомьтесь, Балуев!» получила главный приз. Но председатель жюри Григорий Чухрай, рискуя многим, воспротивился этому, и победителем фестиваля стал в итоге шедевр Ф. Феллини «8 ½», который в советский прокат 1960-х, увы, так и не выпустили… С тех пор Григория Чухрая уже ни разу не приглашали возглавить жюри МКФ (его на долгие годы сменил на этом посту куда более покладистый Станислав Ростоцкий), а вместо одного главного приза на МКФ стали вручать сразу три (чтобы одна из трех наград была стабильно «зарезервирована» за советской картиной)…

В итоге «8 ½» вышел в советский кинопрокат только в «перестроечную» эпоху – в 1988 году…

На первый взгляд, «Конформисту» Б. Бертолуччи повезло больше: эту психологическую драму выпустили на экраны СССР с относительно небольшой задержкой.

Экранизация повести Альберто Моравиа «Конформист», как мне кажется, стала для Бертолуччи своего рода ступенькой нового отношения к массовому успеху. Бесспорно, по своим философским размышлениям о природе и истоках предательства и конформизма, о фашизме и антифашизме, об эротизме в различных его проявлениях (гомосексуальная и лесбийская линии фильма были, как известно, купированы в российских прокатных копиях) «Конформист» был ярким итальянского искусства рубежа 1960-х-1970-х. Сыграв здесь одну из лучших своих ролей, Жан-Луи Трентиньян сумел передать на экране нравственную раздвоенность своего персонажа: интеллектуал Клеричи после мучительных сомнений соглашается служить режиму Муссолини. При этом Клеричи полон болезненных, неотступных маний, его двойственность, разорванность, наслаждение властью и одновременный страх, отвращение были блестяще переданы актером – в пластике, мимике, жестах…

Но, увы, изысканный по своему цветовому решению «Конформист» вышел на советские экраны в черно-белых копиях, и был подвергнут безжалостным сокращениям и перемонтажу. В итоге это не могло не сказаться на результатах проката этой драмы в СССР. И в Италии, и в СССР фильм Б. Бертолуччи посмотрело примерно по 8,6 млн. зрителей. Однако здесь нужно учесть, что население СССР было вчетверо больше населения Италии…

В конце 1960-х в Италии стал набирать силу социально-критический, политический кинематограф, который безжалостно критиковал многие общественные язвы. Критика буржуазного общества в СССР, разумеется, приветствовалась, поэтому в советский кинопрокат были выпущены (с относительно небольшим опозданием) такие яркие представители этого кинематографического течения, как «День совы», «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», «Признание комиссара полиции прокурору республики», «Сакко и Ванцетти» и др. Эти жесткие по материалу, но (вроде бы) далекие от советских реалий картины зрители в СССР смотрели, конечно, с меньшим энтузиазмом, чем в Италии, но эти картины всё равно собирали немалую аудиторию: в среднем от 10 до 20 млн. зрителей…

Зато большим успехом в СССР 1960-х традиционно пользовались развлекательные итальянские ленты, в том числе франко-итальянского производства («Операция «Святой Януарий», киносериалы об Анжелики и Фантомасе и т.д.).

Отдельно хочется выделить прокатную историю фильмов совместного итало-советского и советско-итальянского производства.

Самой успешной из них в кинопрокате, как Италии, так и СССР была мелодрама Витторио Де Сика «Подсолнухи» с дуэтом Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Если в СССР этот фильм посмотрело 17,0% населения (41,6 млн. зрителей), то в Италии – 13,6% населения (7,3 млн. зрителей).

Примерно одинаковое в процентном отношении к населению стран посмотрело драмы «Красная палатка», собравшую целый букет звезд мирового класса (3,2 млн. зрителей в Италии и 11,8 млн. зрителей в СССР), и «Итальянцы – хорошие люди» («Они шли на Восток»). А вот масштабная эпопея «Ватерлоо», несмотря на весьма профессиональную постановку Сергея Бондарчука и участие западных кинозвезд, в итальянском кинопрокате провалилась (0,13 млн. зрителей), да и в СССР прошла в кинозалах далеко не лучшим образом (5,3 млн. зрителей за первый год демонстрации).

Лидеры итальянского кинопроката 1970-х годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката первой половины 1970-х, подчеркнем, что до 1976 года в Италии все еще сохранялся высокий уровень посещаемости итальянских фильмов. Итальянские картины, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в этот период собирали аудиторию от 4,3 млн. зрителей до 15,6 млн. зрителей.

При этом лидером итальянского кинопроката 1970-х стал сенсационный фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (15,6 млн. зрителей и второе место по кассовым сборам за всю историю итальянского кинопроката; всего сто тысяч зрителей не хватило этой картине, чтобы догнать по посещаемости итало-американскую «Войну и мир»).

Однако во второй половине 1970-х ситуация в итальянском кинопрокате резко изменилась: начиная с 1976 года основная масса итальянских фильмов из первой десятки лидеров посещаемости набирала от 0,4 млн. до миллиона зрителей, а картины, замыкавшие первую десятку, как правило, не могли преодолеть порог посещаемости в полмиллиона зрителей.

И это при том, что даже после смерти Витторио Де Сика (1901-1974), Лукино Висконти (1906-1976), Пьетро Джерми (1914-1974) и Пьера-Паоло Пазолини (1922-1975) в Италии оставалась еще немало талантливых режиссеров потенциально имевших возможность привлечь в кинозалы миллионы зрителей.

Одна из причин падения посещаемости итальянских фильмов во второй половине 1970-х была в том, что именно в это время Голливуд сделал ставку на зрелищные фантастические блокбастеры («Звездные войны», «Контакты третьего уровня», «Кинг Конг», «Супермен» и др.), которые, оказавшись в итальянском кинопрокате, существенно потеснили итальянскую кинопродукцию…

Добавим сюда еще и экспансию телевидения (с его многочисленными развлекательными программами), ставшего в Италии еще более массовым.

Еще одной причиной снижения посещаемости итальянских кинотеатров во второй половине 1970-х стала деятельность террористических групп: многие люди стали просто опасаться идти в кинотеатры…

Впрочем, это не помешало пробиться в первые десятки лидеров итальянского кинопроката и работам крупных мастеров: «Декамерону» (11,2 млн. зрителей) и «Кентерберийским рассказам» (4,6 млн. зрителей) Пьера-Паоло Пазолини, «Амаркорду» (6,1 млн. зрителей), «Казанове» (0,4 млн. зрителей) и «Городу женщин» (0,4 млн. зрителей) Федерико Феллини, фильмам «Мы так любили друг друга» (5,4 млн. зрителей) Этторе Скола, «Двадцатый век» (0,9 млн. зрителей) Бернардо Бертолуччи, «Невинный» Лукино Висконти (0,6 млн. зрителей) и др.

Социально-политическая тематика в итальянском кино 1970-х по-прежнему сохранилась («Задержанный в ожидании суда», «Следствие закончено: забудьте», «Дело Матеи», «Дайте чудовище на первую полосу», «Убийство Маттеотти», «Коррупция в дворце правосудия», «Сиятельные трупы», «Уважаемые люди» и др.), однако во второй половине этого десятилетия все активнее стала вытесняться тематикой эротической.

Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1970-х были, как и ранее, ориентированы на развлекательные жанры (к комедиям и мелодрамам взамен спагетти-вестернов добавились многочисленные фривольные ленты, снятые на пике так называемой «сексуальной революции», а также кровавые «джалло», в которых эротическая тема также занимала далеко не последнее место).

Разумеется, в советский кинопрокат ни эротические ленты, ни джалло не попадали. Зато итальянские картины социально-политической направленности были представлены довольно широко. Плюс к этому с тем или иным опозданием были показаны выдающихся мастеров киноискусства: «Амаркорд» Федерико Феллини, «Мы так любили друг друга» Этторе Скола, «Невинный» Лукино Висконти и «Процессия: репортер» Микеланджело Антониони.

А вот нашумевшие фильмы 1970-х «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи и «Ночной портье» Лилианы Кавани попали в советский кинопрокат только на излете «перестройки»: в 1990-1991 годах.

Впрочем, наибольший интерес советской массовой аудитории вызывали, как и ранее, итальянские комедии: «Укрощение строптивого» (56,0 млн. зрителей за первый год демонстрации в СССР), «Блеф» (44,3 млн. зрителей за первый год демонстрации в СССР) и «Синьор-робинзон» (52,1 млн. зрителей за первый год демонстрации в СССР).

Лидеры итальянского кинопроката 1980-х годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката 1980-х, подчеркнем, что основная масса итальянских фильмов из первой десятки лидеров посещаемости набирала от 0,4 до миллиона зрителей, а картины, замыкавшие первую десятку, как правило, привлекали от ста до трехсот тысяч зрителей. Причинами стала не только активная доминанта голливудской продукции, но гораздо в большей степени распространение домашнего видео.

Снижение посещаемости кинотеатров неизбежно привело к спаду кинопроизводства в Италии: к середине 1980-х ежегодное количество новых итальянских фильмов уже не дотягивало даже до сотни… В итоге в 1980-х окупалось в кинопрокате лишь 14 % итальянских фильмов… Еще в середине 1970-х доля рынка итальянских фильмов составляла в Италии 60 %, но к концу 1980-х она снизилась до 15 %.

При этом лидерами итальянского кинопроката 1980-х были комедии (часто с участием Адриано Челентано): «Безумно влюбленный», «Гранд отель Эксельсиор», «Бинго-Бонго», «Особые приметы: красавчик», «Он хуже меня», «Яппи» и др.

Эротическая волна в итальянском кино (опять-таки во многом из-за распространения домашней видеотехники) пошла на спад, хотя фильмы главного представителя этого направления – Тинто Брасса («Ключ», «Миранда», «Паприка») – в те или иные годы попадали в первые десятки прокатных лидеров. Практически ушли в тень социально-политические фильмы…

Однако даже в этих условиях в первые 10-20 самых популярных итальянских фильмов разных лет продолжали попадать картины Бернардо Бертолуччи («Последний император»), Федерико Феллини («Корабль плывет», «Джинджер и Фред», «Голос луны»), Серджо Леоне («Однажды в Америке»), Этторе Скола («Семья», «Сплендор») и др.

Интересно отметить, в итальянском кинопрокате 1987 на восьмое место по посещаемости вышла комедия Никиты Михалкова «Очи черные», сумевшая собрать значительное по тем временам число зрителей – свыше шестисот тысяч. Это соответствовало примерно 2,4 млн. зрителей тогдашнего СССР. А вот в советском кинопрокате эта картина провалилась: ее аудитория за первый год демонстрации в кинозалах составила примерно 1,9 млн. зрителей…

В отличие от 1960-х и 1970-х, в советский кинопрокат в 1980-х годах попало не так уж много итальянских картин. Кроме фильмов Ф. Феллини и Э. Сколы в годы поздней «перестройки» на экраны СССР вышли такие заметные картины, как «Однажды в Америке», «Новый кинотеатр «Парадизо» и некоторые другие. И это при том, что цензуры в конце 1980-х в СССР уже практически не было, и можно было купить для проката любой итальянский фильм…

Но как раз в эти времена в СССР в кинопрокат хлынули американские блокбастеры, а массовая аудитория активно смотрела западное развлекательное кино в так называемых видеосалонах…

Лидеры итальянского кинопроката 1990-х годов

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката 1990-х, подчеркнем, что основная масса итальянских фильмов из первой десятки лидеров посещаемости набирала от одного до двух миллионов зрителей, а картины, замыкавшие первую десятку, в основном собирали от двухсот до четырехсот тысяч зрителей.

Это было несколько больше, чем в 1980-х, но в целом значительно меньше, чем в 1950-е – 1970-е годы…

Впрочем, здесь не было ничего удивительного: голливудская продукция продолжала доминировать, домашнее видео по-прежнему пользовалось большой популярностью…

Бесспорным лидером итальянского кинопроката 1990-х была трагикомедия Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» (10,2 млн. зрителей).

Другими заметными произведениями киноискусства, вошедшими в первые десятки самых популярных итальянских картин (включая, совместное производство с другими странами), были фильмы «Маленький Будда» и «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, «Дорогой дневник» Нанни Моретти, «За облаками» Микеланджело Антониони и Вима Вендерса, «Малена» Джузеппе Торнаторе и др.

Но в целом в лидерах итальянском кинопроката 1990-х практически безраздельно царили итальянские комедии довольно среднего уровня…

Что касается присутствия итальянского кино в российском кинопрокате 1990-х, то оно было в целом малозаметно по причине того, что в России в это десятилетие прокат как таковой рухнул, а зрители предпочитали смотреть фильмы по ТВ и домашнему видео…

Итальянские игровые фильмы в кинопрокате Италии (2001-2023)

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката XXI века, мы видим, что посещаемость итальянских фильмов по сравнению с последними двумя десятилетиями XX века постепенно стала увеличиваться. В какой-то степени это произошло из-за того, что в кинозалы Италии пришло новое молодое поколение зрителей, которому надоели домашние видеопросмотры. Им захотелось смотреть кино на больших экранах (и нередко в 3D).

В XXI веке итальянские продюсеры (вслед за голливудскими) стали выпускать всё больше развлекательных лет, рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию. Вот почему популярными стали не только молодежные комедии, но и полнометражные мультфильмы.

В итоге если итальянские фильмы, занимающие первые места по кассовым сборам, собирали в кинозалах Италии XXI века от трех до девяти миллионов зрителей, то фильмы, замыкавшие эти самые десятки хитов, нередко превосходили порог в миллион зрителей.

Кроме того, итальянские продюсеры переняли у Голливуда и другую «фишку»: наладили ежегодный выпуск незамысловатых рождественских комедий («Счастливого Рождества», «Рождество на Ниле», «Рождество в Индии», «Рождество в любви», «Рождество в Нью-Йорке», «Рождество в круизе», «Рождество в Рио», «Рождество в Беверли хиллз», «Рождество в Южной Африке», «Удивительное рождество», «Рождество с боссом» и др.), которые, как правило, выходили на первые строчки итальянских кино-хитпарадов с результатом от двух до шести миллионов зрителей.

Самым кассовым итальянским фильмом XXI века стала комедия «Куда идти?», которая в российском кинопрокате прошла практически незаметно, но в Италии привлекла в кинозалы 9,4 млн. зрителей.

Из выдающихся произведений киноискусства, вошедших в первые десятки самых популярных итальянских картин (включая, совместное производство с другими странами), вошли фильмы «Комната сына», «Великая красота», «Лоро» и немногие другие.

Но в целом в лидерах итальянском кинопроката XXI века практически безраздельно царили итальянские комедии довольно среднего (и ниже среднего) уровня…

Существенный подъем кинопосещаемости в Италии в XXI веке особенно ярко ощущался до 2016 года, когда кинозрителей увеличилось с 10 млн. до 40 млн. в год, а доля итальянских фильмов в прокате достигла 37% (это был на тот период самым высоким показателем в Европе). Далее опять наступил некоторый спад посещаемости, и в 2021-2023 годах самые кассовые итальянские фильмы, увы, не смогли преодолеть планку посещаемости в два миллиона зрителей.

Любопытно отметить, что в XXI веке в Италии практически исчезла прежняя система кинозвезд, которая, как и в Голливуде, была свойственная итальянскому кинематографу XX века. Анна Маньяни, Софи Лорен, Джина Лолобриджида, Клаудиа Кардинале, Моника Витти, Орнелла Мути, Тото, Марчелло Мастроянни, Альберто Сорди, Джан-Мария Волонте, Витторио Гассман, Уго Тоньяцци, Нино Манфреди… Звезд такого уровня в итальянских фильмах, лидирующих в кинопрокате XXI века, почти нет.

Сегодня, чтобы стать в Италии настоящей звездой для аудитории старше сорока лет, надо играть главные роли в популярных телесериалах (собирающих у домашних экранов десятки миллионов зрителей), таких как «Честь и уважение», «Красная дверь», «Любовь и вендетта», «Дама под вуалью» и др. Именно в этих сериалах играют обаятельные и красивые итальянские актеры XXI века (Габриэль Гарко, Алессандро Прециози, Лино Гуанчале, Анна Валле, Габриэлла Пессион, Козима Коппола, Сирена Аутьери, Мануэла Аркури, Лаура Торризи и др.), по своим внешним данным напоминающие звезд двадцатого века, а в сюжетах этих сериалов при всем разнообразии жанровых компонентов отчетливо доминирует мелодрама.

Секрет успеха такого рода сериалов таков: бережное отношение ко вкусам массовой (теле)аудитории, умелая работа с жанровым спектром, тактичная опора на классические произведения литературы (в одном из сериалов, например, отчетливо прочерчена сюжетная линия «Графа Монте-Кристо») и жанрового кинематографа XX века, сильные актерские работы и крепкая режиссура. Любители бытового правдоподобия, разумеется, найдут здесь немало возможностей для упреков в сюжетных условностях, однако зрители, готовые отдаться стихии загадочных событий и романтических страстей, смогут оценить такого рода телепродукцию как профессионально сделанное увлекательное зрелище.

Таким образом, старшее поколение итальянских зрителей, редко посещающее кинозалы, уютно устроившись дома перед экранами своих телевизоров, словно погружаются в привычную им стихию европейского кинематографа 1950-х – 1960-х годов, по аналогии и с ностальгией вспоминая такие знаменитые фильмы, как «Брак по-итальянски», «Подсолнухи», «Отверженные», франко-итальянские ленты о мелодраматических приключениях Анжелики и т.д.

Что касается присутствия итальянского кино в российском кинопрокате XXI, то оно, как и в 1990-х, в целом малозаметно по причине того, что в России (где основными зрителями кинотеатров в основном также стали дети и молодежь) предпочитали смотреть либо голливудские блокбастеры, либо немногие российские хиты («Чебурашка», «Холоп», «Движение вверх» и др.).

Ни один итальянский фильм в итоге не смог войти в первую сотню лидеров российского кинопроката XXI века. Если в самой Италии за последние два десятилетия итальянские фильмы из первых десяток кассовых хитов собирают миллионы зрителей, то в России эти же самые ленты (вне зависимости от их жанра и художественного качества) в лучшем случае привлекают в кинозалы только несколько тысяч человек…

Киновед Александр Федоров