Найти тему
Кладовка

Как победить государственный капитализм и, почему борьба против рынка обречена на провал?

Оглавление
Как победить государственный капитализм и, почему борьба против рынка обречена на провал?
Как победить государственный капитализм и, почему борьба против рынка обречена на провал?

Европа. Нет слова, более резонирующего в уме любого русского человека. Еще с начала 19 века мы знаем о спорах, возникших внутри общественных течений существующей тогда интеллигенции, в современной историографии эти течения принято называть «западники» и «славянофилы». Первые поддерживали идеи Петра Первого об интеграции России в западный мир, а вторые стремились доказать «уникальный» путь России, отдаленный при этом от пути развития Европы. Важно сказать, что российское культурное пространство так и не смогло определить, какая идея является верной, общество разделилось ровно между двумя лагерями, каждый из которых справедливо и последовательно был готов доказывать свою позицию. Спор был настолько значительным, что из разряда важной общественной проблемы, перешел в разряд вечно философского вопроса русской культуры, он был актуален вчера, сегодня и вряд ли перестанет быть актуальным завтра.

В этой статье мы составим представление о траектории развития западной части европейского континента (далее в этом контексте присутствует обобщение в виде Европа, Запад и т.д.) с экономической точки зрения, а также поймем, насколько близка к этому положению Россия.

Классическое представление о рынке

“Собственность… неразделима с человеческим хозяйством в его общественной форме” — Карл Менгер, экономист, основатель австрийской школы экономической теории.

Любое левое движение обречено на провал на практике, будь это социализм, коммунизм или анархизм (в классическом понимании движения), потому что оно пытается изменить саму природу, базовые хозяйственные потребности, выраженные в привычках, а иногда вовсе стремиться создать «нового человека». Разрушить что-то, что вырабатывалось столетиями и стало не только культурной ценностью, но и общим пониманием миропорядка, а на этом месте построить «более совершенную и справедливую» систему, которая, почему-то должна заработать без прохождения тех же самых этапов. Идея о справедливой системе, хоть и является громкой и по-настоящему цепляющей, на практике разбивается о проблемы, которые раньше проблемами даже не считались. Именно это мы видели на примере нашей страны в 20 веке, и именно так наша страна, хоть и не полностью, но получила так называемую «прививку от социализма», которую, однако, не удалось получить ряду других стран.

Существует мнение, в основном распространённое левыми, что рынок — это абсолютно бесчеловечная машина постоянной конкуренции, где производства, компании и экономические интересы полностью выдавливают любое понимание человечности и справедливости. Однако если нам станет интересно, как получилось так, что рынок стал таким глобальным, каким он является сейчас, а также как вышло так, что многие люди уже перестали контролировать хозяйственные процессы вокруг них? Мы поймем, что рынок в его сегодняшнем состоянии является результатом многовековой деятельности, основанной на базовых инстинктах, потребностях и обстоятельствах вокруг людей. Допустим, кто-то создал благо X, приложив к работе свой труд, после чего благо стало его (труд невозможно исключить из человеческой жизни). Со временем кто-то понял, что благо ему не нужно, пошел и обменял это благо другому, кому-то кому это нужно (обмен и распределение невозможно исключить из человеческой жизни), а этот кто-то удовлетворил свои потребности при помощи блага X (потребление невозможно исключить из человеческой жизни). В этих четырех формах деятельности, так или иначе, описывается всё, что происходит на рынке, ведь описанную мной систему можно применять практически к чему угодно.

Далее возникает вопрос, откуда берется та самая нечеловеческая жестокость, о которой нам говорят левые? Ответ очевиден, бесчеловечность берется от человека, а поскольку мы не можем бороться с тем, что дано природой, мы лишь можем огородить себя от человеческой бесчеловечности, создавая правила, контролирующие поведения людей на рынке, самое очевидное из которых — запрет агрессивного насилия.

Из всего вышеперечисленного следует правило — рынок невозможно разрушить, потому что без рынка не будет человека. Когда мы это произносим, мы радуемся, что эволюция даровала нам эффективные способы организации хозяйственной жизни. Но как только мы перестаем радоваться, мы опускаемся в настоящий мир, где помимо неидеальной рыночной системы (только потому, что идеального не существует), применяется рука государства, постоянно создающая преграды на пути к рыночному балансу и самоорганизации деятельности людей. Рука эта именуется государственным капитализмом, в чем заключаются её проблемы и как их побороть, мы рассмотрим далее.

Государственный капитализм — основная причина отсутствия баланса

Рыночные отношения развивались на протяжении всей нашей истории, но помимо них также развивалась государственная система. Да, рассматривать развитие экономики и государства можно, а иногда нужно отдельно друг от друга. Мы можем вспомнить множество примеров, когда государство приходило с большой дубиной наперевес и отнимало создаваемую годами собственность. Это касается не только леворадикальных государств, например, такую аналогию можно провести со всеми колониальными государствами, также, если копнуть ещё глубже, сюда будет относиться ситуация наложения государственной собственности на какие-либо средства производства. В таких случаях государство обычно говорит нам, что кучка дядюшек в пиджаках, имеющие авторитет в узких кругах, лучше знают, как распределить наши ресурсы, чтобы эти ресурсы при этом пошли на благо всего общества. Бесспорно, что какие-то ресурсы, так или иначе, должны находиться в подчинении не одного человека, а группы лиц. К таким ресурсам, например, сегодня относится оружие массового поражения во всех его формах. Однако даже если мы находим ряд ресурсов, которые могли бы нанести больше проблем, находясь, они в руках одного человека, это не значит, что мы должны лишать людей свободы в действиях на рынке по отношению к остальным ресурсам.

И именно этим начинает заниматься государство на рынке, как только получает бесконтрольное влияние на него! Да, возможно первое время государство будет убеждать вас, что хочет отнять у вас свободы, чтобы побороть экономические депрессии (чего сделать не получится) или, например, увеличить налогообложение с целью создания общественных благ (используя при этом те же ресурсы, что могли, были бы быть использованы без перераспределения). Однако со временем система вырождается и приходит к тому, что начинает серьезно подавлять экономические свободы. Под подавлением экономической свободы я подразумеваю не только введение жутких запретительных законов или национализацию, сюда можно также отнести создание государственных монополий, барьеров для свободной торговли и многое другое.

Как побороть государственный капитализм

Теперь мы, наконец-то, можем перейти к анализу стран Европы с точки зрения их экономической политики за последние десятилетия, и если вдруг вы не понимали мои слова ранее или думали не верить в них, в таком случае перед вами живое доказательство им — Евросоюз.

За последние десятилетия Евросоюз стал прямым олицетворением термина «государственный капитализм», более того, многие из стран-участниц имеют широкое представление левых коалиций или коалиций около левых взглядов в парламенте, поэтому экономику многих стран Европы сегодня можно называть «государственным капитализмом левого толка». На самом деле, как мы рассмотрим чуть позже, такая форма намного страшнее, чем социализм в его чистом проявлении.

Для тех, кто не понимает о чем речь — для того, чтобы сегодня обычный человек смог сходить на обычную рыбалку в Германии, ему нужно пройти сумасшедший бюрократический ад, конечно, не бесплатно. Сначала человек ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ на многомесячных курсах, затем сдать экзамен, получить удостоверение рыбака, и только потом он сможет получить лицензию, которая позволит ему рыбачить в определенном месте, в определенное время и только в определенном объеме. Вот, что такое вырождение государственного капитализма! И это при том, что в Германии есть береговая линия с выходом к морю, а также около 30-35% всех речных путей Европы. Подобная практика, конечно, существует не только в Германии и не только с рыбалкой, подобные ограничения есть в каждой мелочи. Вот только эти мелочи в сумме с огромными налогами создают неподъемные барьеры для свободной хозяйственной деятельности, из этого также вытекают все последствия описанные мной выше. Может быть, именно поэтому за последние десятилетия мы не видим никаких крупных мировых компаний, производств и студий, построенных с полного нуля в Европе? Реализовывать там своё дело стало нереально, а все возможности сегодня продолжают утекать в Соединённые Штаты.

Из моих рассуждений может сложиться впечатление, что в Европе нет никаких экономических свобод, и это будет неполным, но всё-таки заблуждением. Дело в том, что классическое представление о рынке зародилось именно в Европе, и именно эта традиция дает западной части континента сильные рыночные институты, которые, соответственно, труднее и медленнее разрушать. Однако я также говорил о том, что система, стремительно набирающая популярность в Европе, страшнее обычного социализма и суть тут кроется в том же самом разрушении институтов.

Дело в том, что социализм стремиться к разрушению рынка, а значит, сам неминуемо рухнет. Так было с Советским Союзом и странами ОВД, так было бы с Китаем и КНДР, если бы они не провели ряд рыночных реформ, проще говоря, так будет абсолютно с каждым, нужно только время. Тогда как новый «государственный капитализм левого толка» может существовать буквально вечно, обрекая на несвободу все больше и больше поколений. Существует заблуждение, что государственный капитализм можно разрушить, накладывая на него ограничения, друзья, суть рынка и есть работа внутри ограничений! Рынок был построен как способность адаптации хозяйственной деятельности в условиях ограниченных ресурсов, климата, местности и т.д.

Именно поэтому невозможно вытеснить государство с рынка путём санкций, а все кто говорят, что сделать это возможно — нагло вам врут. Одновременным доказательством моего тезиса, а также существенным показателем абсолютного непонимания дела странами Евросоюза, будет тот факт, что после нескольких лет работы Европарламента над санкциями против России, российская экономика не только смогла устоять, но и стала одним из лидеров по ряду существенных статистик. Например, за 2022 год, согласно рейтингу ВВП мира, Россия вошла в топ 5 стран по паритету покупательной способности. Санкции безоружны против государственного капитализма! Санкции могут работать как инструмент давления или влияния, но точно не как оружие против системы. Более того, государственный капитализм приспособлен не только к резким изменениям внешних условий, он может существовать полностью изолированным от мирового рынка. Далеко за примерами ходить не надо, на нашей планете существуют множество государств, которые в разной степени изолированы от внешней торговли и могут спокойно развивать производство внутри. Именно поэтому государственный капитализм невозможно разрушить снаружи.

Если и можно сопротивляться государственному капитализму, то делать это путем провокации ошибок внутри системы, однако рано или поздно может случиться такое, что система сама допустит ошибку, ведь в отличие от обычного рынка новая система серьезно опирается на государственный аппарат, который неминуемо создает ошибки разной тяжести. Вопрос остается лишь в том, как долго придется ждать подобную ошибку? Ведь такая ошибка должна быть не только фатальной, она должна быть полностью неисправима. Тут мы переходим к сравнению положений систем государственного капитализма в России и Европе, а также выводам одновременно.

Не подглядывай!

В этой статье мы разобрали, почему рынок без государственного вмешательства даёт преимущества для человека, а также, почему он является неразрушимой системой. Государство все больше старается накладывать руки на хозяйственную деятельность людей, а противостоять этой системе на практике становится всё сложнее.

Европейская экономика охвачена адом бюрократических норм, а уровень несвободы растет буквально с каждым годом. Это говорит нам о появлении системы «государственного капитализма левого толка», однако поскольку «прививка от социализма» России проведена, в наших городах почти отсутствуют сильные проблемы с бюрократией или базовыми потребностями человека. Однако при этом неправильно говорить, что победить Европейскую систему легче, ведь она больше подвержена возможности той самой ошибки. Дело в том, что на этом моменте в игру вступает международное экономическое положение, которое может спасать государство от серьёзных неудач. Конечно, я говорю про Евросоюз, где каждая страна оказывает поддержку другой в случае экономического провала, у России, как мы понимаем, нет подобного спасательного круга.

Насколько важно иметь подобный спасательный круг в виде содружества десятков разных государств, а также его издержки для стран-участниц, мы обсудим в следующей моей статье. Подводя итог, надо сказать, что экономически Европа и Россия имеют разные пути, ведь в то время как Россия уже познала прелесть экономических свобод, Европа желает с головой окунуться в утопическую сказку о справедливой экономической системе. Мы же можем только пожелать удачи в проведении подобного эксперимента и не брать пример с подобной тенденции.

Спасибо, что читали!