Побывать в мастерской художника – не скрою, большая удача, увидишь картины, наброски, эскизы, зарисовки и, к сожалению, большие подрамники, которые никогда не обретут того полотна, о котором художник думает всю жизнь. Интересно, сколько задумок было, да не исполнилось, но было же!
Там есть и пыль, и чистота, и засохшие краски, и свежие, и, наконец, цельный образ и откровенная мазня. Но надо увидеть!
Кому из нас выпадала удача приоткрыть покрывало на мольберте, где установлено полотно, над которым кудесник колдует? Приоткрыть кулису, как на театральной сцене, и стать свидетелем увлекательного действа. В театре нужно просто потрогать сцену, – это непередаваемые ощущения, а в мастерской художника нужно потрогать его замыслы, что витают в воздухе. У Петруса ван Шенделя мастерские менялись. Жил в Бреде , Амстердаме, Роттердаме, Гааге, а потом переехал в Брюссель. Но была одна особенность: ночь и день в его мастерской всегда соседствовали.
Голландско-бельгийский художник Петрус ван Шендель проживал на земле в 19 веке. Родом он был из нидерландской деревеньки Терхейден, что недалеко от Бреды.
Его фамилия интересно переводится. Она созвучна с французским словом chandelle ("свеча"). И вот то ли фамилия повлияла, то ли еще что-то, но обучившись в Королевской Академии изящных искусств в Антверпене, причем с золотой медалью, получив признание как портретист, он рисовал ночные сцены, освещённые лампами или свечами.
Ни у кого мы не найдем столько рынков, торгующих по ночам
Это его знаменитые рыночные сцены, действие которых происходит в темное время суток.
Да уж! Когда ван Шендель изобразил всевозможные рынки, он взялся за "Рынок при свечах". Просто рынок при свечах! И уже не важно, что там продают, – зажгли свечи и перед вами магия ночи.
Непревзойденный мастер ночного свечения и различных эффектов от тени изображаемого объекта, сам он находился на освещенной стороне мастерской. "Ночь придает блеск звездам и женщинам", – писал Байрон. ...И еще придает очарование, – заметил бы Ван Шендель.
А чего стоят его ночные моря и реки!
Художник ночных сцен Петрус ван Шендель всегда был в поиске, – являлся талантливым изобретателем – и в 1841 году запатентовал прибор для улучшения лопастей пароходов. Также разработал предложения по улучшению поперечной устойчивости вагонов и восстановлению торфяников.
А теперь дадим успокоиться глазам на теплых ночных натюрмортах
Обычные бытовые предметы при свечах. Они такие теплые, –такими мы их еще не видели.
И ночной портрет, где люди выглядят как ангелы. Видно, их мысли и чувства возвышенны
При работе над образом к нему пришли идеи, которые он опубликует, они будут посвящены перспективе и выражению лица.
В 1870 году, в Брюсселе, "господин Канделябр", как его звали, встретит Рождество Христово, вдохнет рождественский воздух и через три дня навсегда погасит свою свечу. Ему будет на тот момент 64 года.
У него было 15-ть детей от трех жен, – не знаю, удалось ли ему передать кому-то секреты своего дела, свой талант.
Вернемся к его живописи. Почти во всех сценах женщины, их лица озарены божественным светом, они изображены в моменты, когда их осенили самые затаенные мысли.
Снимаю шляпу перед маэстро. Манеер Петрус ван Шендель – не только художник и инженер, он ловец человеческих душ.
С Новым Годом, дорогие любители искусства!
Читайте на нашем канале
Как сбывается сон? Художники рисовали свои сны – посмотрим, что с ними произошло в жизни
Пьер Путман – фотограф ночных улиц. Что можно увидеть в темноте?