Режиссер В. Мельников, киностудия Ленфильм, 1967 год.
Алексей Бычков - М. Кононов, Тимофей Иванович Храмов - А. Грибов.
Фильм рассказывает о первых годах становления советской власти. Удивительно, что из огромного количества кинолент на эту тему сегодня в памяти лишь те, в которых выдержан баланс между пафосом и реальностью.
Все что за этой гранью, постепенно уходит в небытие.
Вроде и сюжет незамысловатый, полное отсутствие любовных страстей, даже перестрелка минимальная, а кинофильм и сегодня интересен.
Успех фильму принесла игра актеров, исполнявших главные роли Алеши Бычкова и Храмова. Заправлял в этом дуэте Алексей Грибов, который к тому времени был одним из ведущих артистов МХАТа.
Грибову были подвластны любые роли. Он играл жандармов и современников, крестьян и помещиков, самых разных людей. Это был уникальный, универсальный артист.
И вот такому корифею кино и театра достается работа в паре с совсем молодым М. Кононовым, которому к этому времени было всего 27 лет.
Мастерство Грибова проявляется в обыгранности буквально каждой реплики его героя. Каждому слову найдена своя, единственно подходящая интонация.
На таком великолепном фоне не потерялся Алеша Бычков Кононова. Я думаю, что Грибов не позволил ему потеряться потому что для этого артиста важен был общий результат, а не то, как он лично выглядит в роли. Это то, чему надо учиться, что, к сожалению, сегодня не считается нужным.
Задор, юношеский максимализм Бычкова, желание сделать счастливыми всех сочетается у него с деловой хваткой. Он довольно быстро сориентировался в вопросах международной торговли, приспособил на службу власти советов Храмова и его знания, даже миллион долларов сколотил для нужд пролетариата.
Герой А. Грибова практически постоянно пребывает в состоянии легкого шока. Его, кому доверяли все коммерсанты при любой власти, моментально оттеснил мальчик, понятия не имеющий о торговле.
Этот мальчик поднял пошлины и получил такие деньги, которые не снились Храмову, привыкшему соблюдать этикет делового оборота.
И все это делается для нужд какого-то неведомого пролетариата. От этой мысли у Храмова мозги на бок съезжают. Он сто лет проработал и не собирался ни бежать в Америку, ни присваивать государственные деньги.
Валюту он забрал лишь когда понял, что перед ним, выражаясь современным языком, инопланетянин, который не знает цены деньгам, разговаривает диким языком и раздает чукчам чужие продукты.
Диалоги Храмова и Бычкова наполнены настоящим юмором без малейшей пошлости. Это общение людей, не способных понять друг друга.
Храмов и Алексей напоминают мне героев фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» ротмистра Лемке и Егора Шилова:
-Это не нужно всем. Это нужно одному!
Примерно так же пытался образумить Бычкова Тимофей Иванович:
-Господи, вразуми ты раба твоего Алексея. Ему бы лодочку теперь и айда! А в Америке, да с мильонами, да с Храмовым... А, Господи?
Сцену встречи Стенсона, Храмова и Бычкова можно пересматривать бесконечно.
- ЛевОльвер на мня наставлял. Да.
А представитель власти пьет кофе из блюдечка с сахаром вприкуску и интересуется здоровьем вице президента.
Или диалог Алексея с мистером Стенсоном:
-На основании чего «мотай»?
-На основании моего приказа за номером пять.
Фильм еще долго будет интересен потому, что Мельникову удалось снять не агитку, а настоящее кино о живых людях с яркими характерами.