Найти тему
Libertà

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ДУЭТ В ФИЛЬМЕ «НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ»

кадр из фильма "Начальник Чукотки"
кадр из фильма "Начальник Чукотки"

Режиссер В. Мельников, киностудия Ленфильм, 1967 год.

Алексей Бычков - М. Кононов, Тимофей Иванович Храмов - А. Грибов.

Фильм рассказывает о первых годах становления советской власти. Удивительно, что из огромного количества кинолент на эту тему сегодня в памяти лишь те, в которых выдержан баланс между пафосом и реальностью.

Все что за этой гранью, постепенно уходит в небытие.

Вроде и сюжет незамысловатый, полное отсутствие любовных страстей, даже перестрелка минимальная, а кинофильм и сегодня интересен.

Успех фильму принесла игра актеров, исполнявших главные роли Алеши Бычкова и Храмова. Заправлял в этом дуэте Алексей Грибов, который к тому времени был одним из ведущих артистов МХАТа.

Грибову были подвластны любые роли. Он играл жандармов и современников, крестьян и помещиков, самых разных людей. Это был уникальный, универсальный артист.

кадр из фильма
кадр из фильма

И вот такому корифею кино и театра достается работа в паре с совсем молодым М. Кононовым, которому к этому времени было всего 27 лет.

Мастерство Грибова проявляется в обыгранности буквально каждой реплики его героя. Каждому слову найдена своя, единственно подходящая интонация.

На таком великолепном фоне не потерялся Алеша Бычков Кононова. Я думаю, что Грибов не позволил ему потеряться потому что для этого артиста важен был общий результат, а не то, как он лично выглядит в роли. Это то, чему надо учиться, что, к сожалению, сегодня не считается нужным.

кадр из фильма
кадр из фильма

Задор, юношеский максимализм Бычкова, желание сделать счастливыми всех сочетается у него с деловой хваткой. Он довольно быстро сориентировался в вопросах международной торговли, приспособил на службу власти советов Храмова и его знания, даже миллион долларов сколотил  для нужд пролетариата.

Герой А. Грибова практически постоянно пребывает в состоянии легкого шока. Его, кому доверяли все коммерсанты при любой власти, моментально оттеснил мальчик, понятия не имеющий о торговле.

Этот мальчик поднял пошлины и получил такие деньги, которые не снились Храмову, привыкшему соблюдать этикет делового оборота.

И все это делается для нужд какого-то неведомого пролетариата. От этой мысли у Храмова мозги на бок съезжают. Он сто лет проработал и не собирался ни бежать в Америку, ни присваивать государственные деньги.

Валюту он забрал лишь когда понял, что перед ним, выражаясь современным языком, инопланетянин, который не знает цены деньгам, разговаривает диким языком и раздает чукчам чужие продукты.

Диалоги Храмова и Бычкова наполнены настоящим юмором без малейшей пошлости. Это общение людей, не способных понять друг друга.

Храмов и Алексей напоминают мне героев фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» ротмистра Лемке и Егора Шилова:

-Это не нужно всем. Это нужно одному!

Примерно так же пытался образумить Бычкова Тимофей Иванович:

кадр из фильма
кадр из фильма

-Господи, вразуми ты раба твоего Алексея. Ему бы лодочку теперь и айда! А в Америке, да с мильонами, да с Храмовым... А, Господи?

Сцену встречи Стенсона, Храмова и Бычкова можно пересматривать бесконечно.

кадр из фильма
кадр из фильма

- ЛевОльвер на мня наставлял. Да.

А представитель власти пьет кофе из блюдечка с сахаром вприкуску и интересуется здоровьем вице президента.

Или диалог Алексея с мистером Стенсоном:

-На основании чего «мотай»?

-На основании моего приказа за номером пять.

Фильм еще долго будет интересен потому, что Мельникову удалось снять не агитку, а настоящее кино о живых людях с яркими характерами.