Василий Лановой – советский и российский актер кино и театра, Народный артист СССР, который прославился ролями в фильмах «Анна Каренина», «Офицеры» и «Алые паруса» и многих других.
О нем не раз говорили, что он красив, как Бог, и талантлив, как черт. И это не было преувеличением. Он был такой от рождения, поцелованный высшими силами. Именно эти силы не дали ему погибнуть в оккупации и сберегли его от тюрьмы в послевоенное время. Наверное, они знали, что удел Василия Ланового – нести людям добро и свет, стать легендой кинематографа, и сыграть на сцене не один десяток персонажей.
Василий родился в Москве 16 января 1934 года. Родители – Семен Петрович и Галина Ивановна в 1931 году переехали туда из деревни Стрымба Одесской области, спасаясь от голода. В столице тогда жил родной брат отца, который и помог родственникам найти работу. В 1937 году в семье появился второй ребенок – дочь Валентина. Позднее она также окончила театральное училище и стала диктором на центральном телевидении.
Летом 1941 года родители решили отправить детей к бабушке и дедушке подышать воздухом, попить свежего молочка, оздоровиться. Василий с сестрой прибыли в село 22 июня 1941 года. В этот же день грянула война, и детям пришлось узнать все ужасы оккупации, которая застала их в деревне. Родители потеряли с ними связь, и три с половиной года абсолютно ничего не знали о судьбе своих детей. Василий однажды чуть не погиб. Село было захвачено румынами. Один из фашистов подарил ему ремень, мальчик тут же напялил его, и пошел на улицу. Там его увидел другой немец, и приказал вернуть, но мальчик упёрся и не отдавал. Тогда фашист дал короткую очередь из автомата, поверх его головы. Перепуганный Вася быстро снял ремень, и отдал его оккупанту. А после этого он целый год заикался, но в какой-то мере, ему повезло, он остался жив, ведь немец мог просто расстрелять его.
Позже он рассказывал:
« Заикался я длительное время. И вот в Москве мама повела меня к врачу. Доктор спросила: «Ваш сын украинские песни знает? Пусть поет их с утра до вечера!»
Он стал петь и заикание со временем прошло. А в 1942 году в лесах под Стрымбой появились партизанские отряды. Они нападали на немецкие посты, выводили из строя коммуникации, пускали под откос эшелоны. Немцы никак не могли справиться с партизанами и, чтобы обезопасить свои тылы, стали минировать окрестные поля. Однако страдали от этих мин чаще всего не партизаны, а ни в чем не повинные дети. Однажды жертвой мины-ловушки едва не стал Василий. С двумя приятелями, которые были чуть старше его, они пасли скот недалеко от деревни. Дело близилось к вечеру. Когда ребята погнали коров обратно, кто-то из них разглядел в траве металлический кругляк. Любопытство оказалось сильнее страха. Решили проверить, что же это за штуковина. Василия спасла от гибели чистая случайность. От стада отбилась одна из коров, и его, как самого младшего, отправили завернуть ее обратно. Он уже подходил к приятелям, когда раздался мощный взрыв. Все осколки приняла на себя заблудившаяся корова, а Василия взрывной волной отбросило на несколько метров в сторону. А вот оба его приятеля погибли.
Родители Ланового трудились на химическом заводе, где вручную разливали «коктейли Молотова» и противотанковую жидкость. В результате, по словам Василия, через пять дней у всех 72 работников цеха «была уничтожена нервная система рук и ног». Все пострадавшие были отправлены на лечение в санаторий, но мать Ланового так и осталась инвалидом первой группы, а отец — второй. Оба с трудом могли передвигаться. Но, услышав об освобождении района, где остались дети, мама Ланового отправилась в дорогу. Актёр вспоминал:
«Я обогнал сестру и бежал уже первым. Пробегая мимо тока, увидел, как все, кто там работал, остановились и, не скрывая слез, провожали меня сочувственными взглядами. Пробежав уже больше полпути, увидел, как навстречу движется лошадь, запряженная в телегу, а на ней сидит какая-то совсем незнакомая, худющая женщина, только два глаза застыли неподвижно и смотрят на меня. Я ее, конечно, не узнал и пробежал мимо, как вдруг слышу, дед, который вез ее, окликнул меня: «Василь, да то ж твоя мамка, куда ж ты…» А она впилась в меня своими огромными, жутко серьезными и даже мрачными глазами, не в силах сдвинуться с места. Сойти не может, подняться тоже не может, смотрит на меня сверху долгим, неподвижным взглядом. Наконец она не выдержала. «Да подсади ж мне его», — обратилась она в отчаянии к деду. Он взял меня и посадил к ней на телегу. А я тоже смотрел на нее и не знал, что делать, но тут подбежали сестра, кто-то из родственников, крестьяне. Все окружили нас. Слезы, рыдания, крик — все слилось воедино. Рев стоял многоголосый, открытый, никто не стыдился в проявлении своих чувств…Мама, увидев нас живыми и здоровыми, успокоилась, пришла в себя. Побыла в деревне около месяца, поправилась, ожила—и физически, и духовно. Провожало нас также все село…»
Через несколько недель Василий с Валентиной вернулись в столицу. И снова парнишка оказался под защитой высших сил, которые не дали ему пропасть в трудное послевоенное время. Родители работать не могли. Пенсии по инвалидности не хватало даже на самое необходимое, и Василий решил помочь семье с пропитанием. Вместе с такими же сорванцами, как и он сам, на коньках, они догоняли грузовики с продуктами, и воровали овощи. В те времена это было серьезным преступлением, и грозило приличным сроком. Многие из его друзей действительно оказались в тюрьме, откуда и не вернулись. А Василию снова повезло.
Во время одной из прогулок по Москве Вася увидел объявление, приглашавшее зрителей в Дом культуры лихачевского завода. Там ставилась постановка «Том Сойер», и он с другом пошли ее посмотреть. Увиденное привело Ланового в восторг! Еще бы! Артистами были такие же ребята, как и он сам. Друзья записались в этот кружок. Прошло совсем немного времени, и Лановой уже принимал участие в постановке «Дорогие мои мальчишки», которую ставили в 1948-м, на той же сцене.
Однажды в их школу пришли двое летчиков. Они провели с ребятами интересную беседу о своей профессии. В конце они спросили, кто хочет стать лётчиком, и лес рук поднялся в воздух. Однако, из двадцати ребят выбрали только двоих. Одним из этих счастливчиков оказался Вася Лановой. События эти происходили незадолго до окончания им 7-го класса. Когда занятия закончились, Лановой собрал необходимые документы и отнес их в училище. Но стать летчиком ему так и не довелось. Едва он сообщил о своем желании покинуть театральную студию ее руководителю С.Л.Штейну, как тот внезапно воспротивился такому повороту событий и поехал в летное училище, забрал оттуда документы своего ученика. Как показало будущее, сохранил для отечественного искусства талантливого актера.
Затем Лановому предложили сыграть в постановке «Аттестат зрелости». Эта работа принесла ему первую заслуженную награду, он стал обладателем первой премии на Всесоюзном конкурсе самодеятельности в 1951-м. Василию в тот год исполнилось семнадцать, он как раз получил школьный аттестат и золотую медаль. Парень решил попытать счастья в Щукинском училище. Из ста пятидесяти претендентов, желающих учиться в этом вузе, взяли двоих. Один из них - Лановой. Члены приемной комиссии были в восторге от этого юноши. Он был стройным, статным, красивым, и соответствовал героическому образу.
Но Василия терзали сомнения. Молодой человек решил снова попробовать свои силы, на этот раз на журналистском факультете МГУ. Он и туда поступил без особых усилий. Но тут, Ланового приглашают на съемки фильма «Аттестат зрелости», причем на ту же роль, которую он совсем недавно играл в театре. Съемки фильма начались в сентябре, но в МГУ уже начался учебный год. Лановому не оставалось ничего другого, как идти в деканат и просить дать ему разрешение на съемки. Приняли его в деканате сухо: «Мы же предупреждали вас, молодой человек, что вы у нас долго не задержитесь. Учебный год только начался, а вы уже отлыниваете». Короче, Ланового убедили в том, что журналистика не его стихия, и посоветовали оставить МГУ. Что он вскоре и сделал: придя с повинной в Театральное училище имени Щукина, попросился обратно. Как ни странно, его приняли. Только после этого он окончательно решил связать свою биографию с миром кино.
В личной жизни Василия Ланового было немало увлечений. Он признавался, что в молодости был очень влюбчив, а девушки были рады ответить на знаки внимания симпатичного молодого человека. Одна из таких девушек по имени Лида занималась в одной с Лановым театральной студии, но юношеская любовь быстро закончилась.
В его жизни было три официальных брака. Первой его женой стала однокурсница, актриса Татьяна Самойлова. О тех днях сама Самойлова вспоминала: «Лановой вскоре после того, как увидел меня в Щукинском училище, подошел и напрямую спросил: «Кто ты?» Я почему-то ответила: «Я дочь своих папы и мамы». И началась взаимная нежная, лирическая любовь Тани Самойловой и Васи Ланового. Долгий роман «на ногах»: мы встречались в метро, на бульварах, на старом Арбате»…
Уже через несколько недель после знакомства они стали мужем и женой. Расписались в загсе, не устраивая никаких торжеств по этому поводу. Поскольку Татьяна была из более обеспеченной семьи, а Василий жил в маленькой квартирке с кучей родственников, они решили поселиться у Самойловых. В 1954-м Лановой принял предложение сыграть Павку Корчагина в одноименном фильме. Фильм «Как закалялась сталь» был приурочен к юбилею советской власти и считался чуть ли не государственным заказом. Препятствовать его съемкам не решились даже строгие преподаватели «Щуки». Однако, давая свое «добро» на участие Ланового в картине, педагоги взяли с него слово, что он не забросит учебу. Когда же начались съемки, Лановой с лихвой вкусил того, что называется «совмещением двух занятий» — учебы и съемок. Картина снималась на Киевской студии художественных фильмов, и Лановому приходилось вести поистине жизнь на колесах. Распорядок дня у него был чрезвычайно насыщенным. С утра он репетировал роль Чацкого в училище, затем к обеду ехал во Внуково, откуда вылетал в Киев. В 16. 00 он был уже на съемочной площадке и до полуночи работал над образом Павки Корчагина. А к 5 утра возвращался в Москву. Причем из аэропорта он ехал не домой, а в училище, где запирался в гимнастическом зале и до начала занятий спал мертвым сном на матах. И такая жизнь тянулась три месяца.
Когда фильм вышел, уже после первого проката стало понятно, что лента очень понравилась, создатели и актёры были неоднократно награждены. После выхода ленты на артиста обрушился успех.
В 1957-м молодые люди закончили училище, начали работать и времени на общение почти не оставалось – профессиональные успехи были важны для обоих. О том, что беременна, жена Василия Ланового узнала после съемок в своем «звездном» фильме «Летят журавли», и эта новость очень обрадовала мужа, всегда мечтавшего иметь много детей. Однако Татьяна, которой врачи предсказали рождение двойни, все решила по-своему, посчитав, что дети помешают её карьере – она решила избавиться от беременности. Это стало началом конца их семейной жизни. Лановой пропадал на съемках, с женой виделся редко, и они начали постепенно отдаляться друг от друга. Самойлова решила, что им надо расстаться, хотя и любила мужа. «Вася был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила. Мы очень подходили друг другу», - вспоминала актриса. Их семейная жизнь длилась всего три года.
По окончании Щукинского училища Лановой поступил на службу в театр им. Вахтангова. Но роли там ему давали незначительные. Василию надоело такое положение дел. А тут, его позвали в «Современник» и театр им.Моссовета, и только после этого режиссер Рубен Симонов понял, что может лишиться талантливого артиста, и сразу начал предлагать ему главные роли. Прошло совсем немного времени, и театр получил нового ведущего актёра. В этот самый период Лановой начинает выступать на радио, читая поэмы, участвуя в радиопостановках и литературно-музыкальных композициях. Его голос слышался в «Митиной любви», «Высоких звездах», в поэме «О любви». У него появилась огромная масса поклонников.
Сразу за этим успехом пришла еще большая известность и любовь зрителей. На экраны вышла картина «Алые паруса», «Анна Каренина», «Война и мир». На рост популярности артиста в большой степени повлияли ленты «Анна и командор», «Дни Турбиных», «Петровка, 38». Даже крохотная роль в фильме «Полосатый рейс», где Лановой появляется на двадцать секунд и произносит всего лишь одну фразу: «Хорошо плывут… вон та группа в полосатых купальниках», запомнился многим поколениям любителей кино.
Во второй раз Лановой женился на актрисе – Тамаре Зябловой. Они расписались в 1961-м. Женщина работала режиссером на телевидении. Лановой буквально носил Тамару на руках. Во время съемок в фильме "Алые паруса", в котором Лановой играл капитана Грэя, артист подговорил съемочную группу подплыть на яхте с алыми парусами к ялтинскому берегу, где располагалась гостиница, где они жили с женой. Василий эффектно сбежал по трапу с парусника и громко признался Тамаре в любви. Она в ответ лишь улыбнулась и сказала: "Ты разбудил всю Ялту". Они прожили счастливые 10 лет, пока Тамара не погибла в автокатастрофе. Лановой в это время был на гастролях с театром. Коллеги рассказывают: в таком страшном горе они не видели его больше никогда. Потом оказалось, что женщина была беременна, и это сообщение повергло Ланового в новую волну отчаяния.
Примерно в это же время вышел фильм «Офицеры», где его героем стал красный командир Иван Варавва.
Актер говорил:
«И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я все-таки романтик. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих».
По версии журнала «Советский экран» картина была признана фильмом года, а исполнитель главной роли получил звание лучшего артиста 1971 года.
В 1972-м актер женился на Ирине Купченко. Ирина Петровна Купченко родилась в 1948 году в Австрии, где служил тогда её отец. Она с детства мечтала стать актрисой. Поэтому и поступила в театральное училище имени Бориса Щукина. Позже она станет не менее знаменитой, чем её муж. «Звезда пленительного счастья», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Забытая мелодия для флейты», «Одинокая женщина желает познакомиться» и многие другие.
Это был не первый брак для Купченко. В 1969 году она вышла замуж за художника театра и кино Николая Двигубского. А в 1971 Купченко пришла в труппу Театра имени Вахтангова, где судьба и свела ее с Лановым. Сам Лановой вспоминал:
«Когда я ее увидел, меня обдало жаром. Я понял, что это наконец моя судьба. Все увлечения и флирты были брошены. Мы оба знали цену счастью, поскольку уже были научены жизнью. Ведь и у Ирины первый брак был неудачным. Ирина стала для меня идеальной женой…»
Их разница в возрасте составляет четырнадцать лет, но это никогда не мешало супругам быть счастливыми. В 1973-м они стали родителями сына Александра, в 1976-м у них родился еще один сын – Сергей. Но у них мог бы быть и еще один ребенок – у младшего сына был брат-близнец, скончавшийся при рождении. Старший выучился на историка, младший на экономиста.
После учебы в МГУ Сергей работал в Минфине РФ. Он не был женат, но имел внебрачную дочь в Архангельске. А в 2013 году случилась трагедия: Сергей Лановой умер из-за остановки сердца. Василий Семёнович знал о существовании внучки и как мог помогал ей.
Актер был много востребован в кино. Он снялся в фильмах «Пятьдесят на пятьдесят», «Семнадцать мгновений весны», «Юнга Северного флота», «Дни Турбиных», «Странная женщина», «Великая Отечественная», «Петровка, 38» и многих других… За работу в фильме «Великая Отечественная» артист получил Ленинскую премию.
С 80-х годов Ланового стали реже приглашать сниматься. Он занялся преподавательской работой в Щукинском училище, и по-прежнему выходил на сцену родного театра.
После развала СССР, когда многие деятели российского искусства бросились зарабатывать и поливать советское прошлое, Лановой не боялся высказывать свою точку зрения. Будучи членом партии с 1968 года, он не участвовал в демонстративных акциях «похорон КПСС», не сжигал свой партбилет на площади. Он отказался баллотироваться в Верховный Совет России, хотя его многие подталкивали к этому. До самой смерти актер поддерживал КПРФ.
В 1985-м вышла книга мемуаров Ланового, которую он назвал «Счастливые встречи», спустя некоторое время артист выпустил еще одну – «Летят за днями дни…», в которых он честно, без прикрас говорит правду, рассуждая о жизни. Вот небольшой отрывок из его книги, который характеризует его как человека:
«Казалось, все в том мире было стабильно, твердо, незыблемо до кондовости, как вдруг все переменилось.. Люди облегченно вздохнули, возрадовались, поверили в добрые перемены, но, как оказалось, преждевременно. Восторг слишком скоро угас, перешел в унылое прозрение. Те же люди утром проснулись и вдруг обнаружили, уже никому до них нет никакого дела: голодаешь ты или негде жить, обманут или избит, нечем заплатить за лечение или не на что учиться. Видишь беззаконие — и не с кого спросить. Вокруг словно заговор молчания, глухая стена неслышания, непонимания, равнодушия. Сами того не заметили, как оказались во власти совсем других — волчьих законов… В частную собственность переходят заводы (некогда всенародные стройки), стратегические ресурсы, целые отрасли производства и опять же — с кого спросить…? Так кто же признается в содеянном? Отсюда ложь — наглая, беспардонная, всеобъемлющая…
Меньше, чем хотелось бы, снимается Лановой и в кино. В девяностые снялся в «Барышне-крестьянке», в «Крестоносце», «Незримом путешественнике». В 2004-м ему предложили роль главного героя в фильме «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко». В 2005-м в ленте «Брежнев» Лановой сыграл Юрия Андропова. В 2013-м Василий Лановой примерил на себя мантию кардинала Ришелье в «Трёх мушкетерах».
В конце декабря 2020 Лановой вместе с Купченко заразился ко...ом. В январе 21 их госпитализировали. 28 января 2021 года, в возрасте 87 лет Василий Семенович Лановой скончался.
Незадолго до смерти Лановой признался:
«Мне грешно жалеть о чем-то. Не гневи Бога, что называется. У меня, слава Богу, жизнь сложилась и в театре, и в кино, и в чтении, и в преподавании, я достаточно востребован, и это великое счастье»…