Мода взмолилась. То ли дело в испытании последних двух лет, имя которому пандемия, и теперь все верят во всё, от кристаллов до святых, лишь бы стало лучше. То ли в том, что религия сама по себе крепко связана с большим культурным наследием, проявляющимся в ярких визуальных образах. А без этого сегодняшняя мода себя не представляет.
Вера, доставшаяся в наследство
Золото, драгоценности, халаты — церковные рясы — религиозные мотивы встречаются в последних коллекциях большинства брендов. Конечно, от религии моде никуда не уйти. Талант — божественный дар, искусство всегда про спасение в красоте; а в каждом новом дизайнере мы то и дело пытаемся разглядеть мессию, который спасет индустрию от скуки. Никуда не уйти и от наследия, которое религия дала моде. Подражание монаршим особам, вдохновение от икон и фресок, в конце концов, биографические эпизоды. Не получается просто взять и забыть о том, что Коко Шанель воспитывалась в Обазинском аббатстве — отсюда уже архетипичные «платья монахинь», белые воротнички, кресты и другие детали, разошедшиеся на цитаты, — и ни у кого до сих пор не получилось.
Если для домов с наследием: Chanel, Saint Laurent — это закономерный виток в развитии на базе собственной истории, то для Balenciaga, Valentino и уж точно для юного Harris Reed это не такие очевидные коды. Последний выступил ярче других, создав золотистый образ для выхода Иман на Met Gala 2021 и, в частности, поразившую всех нимбообразную шляпу. В работе над этим нарядом лондонскому дизайнеру Харрису Риду, кстати, помогали Dolce & Gabbana — вот уж кто давние поклонники религиозной темы в моде. Доменико Дольче и Стефано Габбана часто вдохновляются иконами и святыми местами, например, для коллекции осень-2013 итальянские дизайнеры воспроизвели в тканях с вышивкой ручной работы и в драгоценных аппликациях образы из Сицилийского собора в Монреале, а распятия превратили в аксессуары. В этом году D&G вновь заставили нас вспомнить Священное Писание своим трехдневным шоу в Венеции. Во время празднества бренд показал домашнюю линию Dolce & Gabbana Casa, высокое ювелирное искусство, кутюр Alta Moda, а также мужской кутюр Alta Sartoria. Показ последнего сопровождал град, который пользователи соцсетей назвали апокалиптическим и, перекидываясь видео с места событий, наперебой цитировали Псалтырь, в частности: «…молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась».
Религия как поп-культура
Не будем забывать и то, что последние три года постоянно проходят самые популярные воскресные службы в мире — Sunday Service Канье Уэста. На них приходят суперзвезды, выступления Уэста превращаются в неповторимые перформансы, а после каждой службы пользователи соцсетей разбирают по составу образы Уэста и всех присутствовавших при чтении молитв. Увлекшись верой в Бога, рэп-исполнитель успел уже и сам попретендовать на место Великого, и записать религиозный альбом Jesus Is King, и совершить много чудес в мире моды. В том числе, секретный показ в Париже, гостям которого Уэст подарил талисманы на счастье, например пучки шалфея, чтобы прогнать злых духов.
Грандиозный запуск альбома Donda все ждали как второго пришествия. Из последних чудес Уэста — тройная коллаборация с участием самого Канье, Balenciaga и GAP (Бог любит троицу!), анонсированная в начале года.
Тайные символы
Дизайнеры очков не стали исключением в использовании божественных символов для создания своих коллекций. Цена на очки Linda Farrow в коллаборации с Джереми Скоттом 2011 года среди коллекционеров дошла до 1000 долларов, а австралийский бренд Valley украшают очки крестами и слоганом A refraction of light, a direction to darkness. Очки Chrome Hearts с серебряными готическими крестами и кинжалами стали культовым объектом, почти реликвиями. Даже гламурные Dolce & Gabbana и Valentino зашифровывают в дизайне райские сады и священную лозу из библейских писаний. Череп в дизайне очков Philipp Plein и Alexander McQueen символизирует победу над смертью и вечную жизнь. Versace вообще выбрали своим знаком голову Медузы горгоны из древнегреческой мифологии.
Отдельная история — монаршие символы. Розы, с одной стороны, символ крови Христа и божественной любви. С другой — символ монархов. Розы так или иначе часто встречаются в дизайне очков и упаковки Jimmy Choo, Dolce & Gabbana, Christian Lacroix. Короны, львы, солнце, подковы, лилии символизируют, казалось бы, только благородное происхождение и достаток, но нет. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. Получается, очки Pillippe V с гравировкой в виде трилистников или очки Anna Karin-Karlsson с головой льва чуть ли не приближают обладателя к богоизбранным.
Спасение или забвение?
Принесет ли религия чудодейственный успех моде — еще увидим. Но уже сейчас можно сказать, что вера во всех своих проявлениях принесла моде ту зрелищность, по которой многие скучали. Не безвкусицу на грани ширпотреба, которую легко растиражировать и обесценить. А добротную, благородную, богатую зрелищность. Ту, в которой много труда, ручной работы, деталей. Ту, что хочется рассматривать, изучать и показывать дальше. Глядя на нее не возникает вопроса, почему так дорого, а значит, дизайнеры ближе к тому, чтобы и вещи, и их самих вновь оценивали по достоинству. Помолимся же за это во имя отца, сына и большой моды!