Представление о том, что лента Эльдара Рязанова "Ирония судьбы" сразу после выхода стала главным новогодним фильмом страны, не соответствует действительности. В советские времена ленту показывали довольно редко.
Существует любопытный феномен в работе мозга под названием аберрация памяти, при которой человек по тем или иным причинам запоминает конкретное событие не в таком виде, в каком оно было на самом деле. Другими словами, мы твердо помним то, чего не было. Нередко аберрация памяти связывается и с кино. К примеру, многие поклонники советских фильмов любят напевать песню из кинофильма "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова, неизменно повторяя слова: "Пять минут, пять минут — это много или мало?" Но в оригинальном фильме Леночка Крылова таких слов не произносила. Кстати, принято считать, что до 1976 года главным новогодним телефильмом страны была та самая "Карнавальная ночь", а вот уже после - "Ирония судьбы, или С легким паром!" Поразительное количество людей убеждены в том, что этот фильм показывали по советскому телевидению каждый Новый год, и поэтому они выучили его наизусть.
Однако это еще одна классическая аберрация памяти. Фильм действительно показали 1 января 1976 года. В каких-то источниках утверждается, что аудитория фильма составила рекордные 100 млн телезрителей в день премьеры, однако это довольно сомнительно. Во-первых, тогда в СССР не занимались оценкой числа зрителей у экранов - два с половиной государственных телеканала не конкурировали между собой за рекламодателей. Во-вторых, сложно было бы объяснить такой всеподавляющий интерес публики к совершенно незнакомому фильму. Фамилия Рязанова, конечно, была известной, но он еще не считался культовым режиссером. Да и даже после своих триумфальных лент "Ирония судьбы" и "Служебный роман" Эльдар Александрович не мог гарантированно получить аншлаг у телевизоров. 1 января 1981 года в самое рейтинговое время из всех возможных телезрителям показали новую комедию Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово", которую... никто не заметил.
Эльдар Александрович крайне обидчив. В своих мемуарах он так объясняет этот факт: "Премьера ленты состоялась в неподходящей обстановке и в неподходящее для картины время. А именно 1 января 1981 года. На первый взгляд это звучит странно. Казалось бы, наоборот, я должен был радоваться. Ведь показ по телевидению в первый день Нового года очень почетен, престижен. Однако демонстрация нашей ленты в этот день была ошибкой... Ее практически не заметили. Картину нельзя было смотреть между прочим, отвлекаясь на телефонные и дверные звонки, тосты, накладывание в тарелки угощений и рассказывание анекдотов... Народ безмолвствовал. Люди, благодушно чокавшиеся и закусывавшие, были далеки от нашей боли, от нашего страдания. Мы не смогли силой своего искусства оторвать людей от накрытых столов..." Отметим, что "Иронию судьбы" люди смотрели в тех же обстоятельствах "дверных звонков, тостов и угощений".
Но стала ли "Ирония судьбы" действительно главным советским новогодним фильмом? Не стала и не могла стать, потому что советское телевидение никогда не позволяло себе повторять какой-либо фильм из года в год. Это было бы неуважением и к зрителям, и к кинематографистам, которые постоянно снимали новые картины. "Иронию" повторили 7 февраля 1976 года "по многочисленным просьбам трудящихся", после чего о ней несколько лет вообще не вспоминали. Затем 2 (!) января 1979 года ее еще раз показали днем по первой программе, в 1983 году повторили 31 декабря вечером, и в 1989 году сделали это еще раз. И все - больше по советскому телевидению ее никогда не показывали вплоть до распада страны. То самое "сумасшествие", как описывал Андрей Мягков демонстрацию этого фильма каждый Новый год разными каналами, началось уже в России во времена Ельцина.
Были ли вообще фильмы, которые повторялись под Новый год в СССР чаще "Иронии судьбы"? Были, но сегодня они, увы, прочно забыты. Самый популярный советский новогодний фильм - "Ночь ошибок" режиссера Михаила Козакова. Да, создатель "Покровских ворот" был и постановщиком наиболее часто показываемого по советскому ТВ новогоднего фильма. Это экранизация комедии английского писателя Голдсмита - веселая неразбериха и суматоха в доме достопочтенного мистера Харткестля, путаница между влюбленными. Изумительный актерский ансамбль – молодые и талантливые Олег Даль, Александр Калягин, Антонина Дмитриева, Леонид Каневский, Марина Неелова, Константин Райкин - уносил зрителей подальше от реалий жизни туда же, куда они уносились на мега-популярном спектакле Театра Сатиры "Женитьба Фигаро" с Андреем Мироновым. Однако после распада СССР "Ночь ошибок" больше не повторяли - фильм никак не вписывался в новый формат. И сегодня его никто не помнит, даже из представителей старшего поколения, которые наверняка видели эту постановку ни один раз.
Вторая по популярности советская новогодняя лента - "Семья как семья" режиссера Бориса Ниренбурга. Простой и вместе с тем трогательный рассказ о встрече Нового года в обычной рабочей семье. Ниренбург привлек к работе прекрасных артистов преимущественно из Театра им. Вахтангова - Людмилу Целиковскую, Александра Граве, Евгения Карельских, Владимира Иванова, Юрия Волынцева и многих других. Ленту впервые показали 31 декабря 1970 года, после чего повторяли 7 раз до 1991 года. Конечно, не всегда 31 декабря и по первому каналу, но всегда в новогодний сезон. На третьем месте по популярности "Чародеи" Константина Бромберга. Они вышли на 7 лет позже "Иронии судьбы", но их показали по советскому телевидению 5 раз.
Почти всегда 31 декабря и 1 января наше ТВ демонстрировало премьеры новых фильмов, либо недавно прошедших по кинотеатрам, либо снятых специально для телевидения. А 1 января 1976 года по первой программе показали премьеру мультфильма "Дядя Федор, пес и кот" - сразу все три серии. Еще один полностью забытый ныне новогодний показ. Правда, на это есть веские причины - через несколько лет выйдет новая экранизация книжки Эдуарда Успенского "Трое из Простоквашино", намного превосходящая по качеству первую попытку. Да, пожалуй, этот старый мультик нет смысла смотреть сегодня – он неудачен. Но вот забытые советские новогодние фильмы вполне можно пересмотреть на этих каникулах - они не потеряли с годами своей прелести и праздничного настроения. Особенно приятно это будет сделать тем, кто уже немного устал восхищаться удивительной способностью Жени Лукашина ходить в баню с паспортом, а затем по нему же садиться в самолет до Ленинграда по билету на другую фамилию.