Найти в Дзене
НУАР-NOIR

В чём тайный смысл провокационного клипа группы «Лайбах»?

Справедливости ради отметим, что у «Лайбаха» - все клипы провокационные, равно как и творчество в целом, которое отнюдь не ограничивается музыкой. Этих пионеров индустриальной сцены уже на протяжении полувека постоянно в чём-нибудь обвиняют. Обычно в симпатии к какому-нибудь -изму. Действительно, «Лайбах» в клипах и в концертном оформлении сцены использует отвлеченные тоталитарные стилистические элементы, что подает как некую «философскую сублимацию», мол, так мы заклинаем тоталитаризм, не давая ему прорваться в реальность. На общем фоне выделяется клип «Осведомитель» (Whistleblowers), который был создан десять лет назад (клип приводится в конце материала). В нём активно использована тематика «иного детства», что в творчестве «Лайбаха» отчетливо прослеживается последние полтора десятилетия. Дети как часть культа, секты, тайной организации – тема всплывает вновь и вновь. В данном случае подразумевается нечто вроде подростковой школы в стиле «скромное обаяние сверхчеловека». Нечто, нап

Справедливости ради отметим, что у «Лайбаха» - все клипы провокационные, равно как и творчество в целом, которое отнюдь не ограничивается музыкой. Этих пионеров индустриальной сцены уже на протяжении полувека постоянно в чём-нибудь обвиняют. Обычно в симпатии к какому-нибудь -изму.

Действительно, «Лайбах» в клипах и в концертном оформлении сцены использует отвлеченные тоталитарные стилистические элементы, что подает как некую «философскую сублимацию», мол, так мы заклинаем тоталитаризм, не давая ему прорваться в реальность.

На общем фоне выделяется клип «Осведомитель» (Whistleblowers), который был создан десять лет назад (клип приводится в конце материала). В нём активно использована тематика «иного детства», что в творчестве «Лайбаха» отчетливо прослеживается последние полтора десятилетия.

Дети как часть культа, секты, тайной организации – тема всплывает вновь и вновь. В данном случае подразумевается нечто вроде подростковой школы в стиле «скромное обаяние сверхчеловека». Нечто, напоминающее позднюю ГДР.

Детей явно готовят к какой-то миссии, делая ставку не на боевые навыки, а на развитие дыхания. По этой причине они постоянно упражняются в задерживании дыхания под водой, в «передувании перышка», в акробатических трюках. В итоге приходит время проверки. Большого Экзамена.

В стиле формирования убийственного голоса, о чём говорилось в романе Гранже и предпринятой его экранизации «Мизерере», предлагается на расстоянии, только посредством напева воздействовать как цветочный горшок. Четверо из пятерых подростков успешно его разбивают. Горшки, взрываясь, разлетаются на куски.

Лишь самый тщедушный никак не может это сделать. Мобилизуя внутренние силы, он не сокрушает горшок, но проращивает в нём цветок…. И становится Избранным. Именно это и было целью миссии, а вовсе не разрушение. Поиск и формирование Симфонической Личности, которая способна «зло» обернуть во «благо».

Кадр из клипа группы «Лайбах»  «The Whistleblowers» (2014)
Кадр из клипа группы «Лайбах» «The Whistleblowers» (2014)

Мы уж отмечали, что в кинематографе не раз встречается тема ребенка как секретного супер-оружия. Можно отметить недавний фильм «Создатель», а также «Ультрафиолет», «Тёмные отражения» и т.д. Однако по смыслу, когда в недрах тайного эксперимента есть ещё один тайный эксперимент, более походит на мини-сериал «Вознесение» (2014).

Кадр из клипа группы «Лайбах»  «The Whistleblowers» (2014)
Кадр из клипа группы «Лайбах» «The Whistleblowers» (2014)

Как говаривал русский классик: от него злодейств ожидали, а он Чижика съел. Хотя в данном случае без скепсиса. Ибо предложен путь Созидания, способного преодолеть внешнее Разрушение. Не случайно детей учат дыханию, что есть основа многих мистических практик: от культа фараонов до всевозможных «холотропных дел».

Кадр из клипа группы «Лайбах»  «The Whistleblowers» (2014)
Кадр из клипа группы «Лайбах» «The Whistleblowers» (2014)

В итоге мы видим парадокс, который заложен уже в самом названии клипа - ведь Whistleblowers может переводиться не только как «осведомитель» (то есть тайный агент), но и как «правдоискатель» (то есть пророк или, с позволения сказать, предтеча).