Найти тему
EYEREPUBLIC

NFT: котики, мода, экология

Оглавление

Можно ли продать мем, сколько стоит изображение несуществующей короны и как зафиксировать зарождение культурного феномена в быстро меняющемся пространстве интернета? Разбираемся, что такое NFT и как эта технология изменит (или нет) наш мир.

Что такое NFT и при чем тут котики

Для начала разберемся в терминологии. Технология Non Fungible Token (NFT), или «Невзаимозаменяемый токен», пришла из мира криптовалюты. Так называют уникальный цифровой предмет, чья оригинальность и собственность на который доказаны с помощью блокчейна. Блокчейн — это такая электронная книга бухучета, где фиксируются все данные о покупке или продаже цифрового предмета, будь то криптовалюта или предмет искусства. Эти данные находятся в открытом доступе, но подделать их невозможно: каждый внесенный в эту базу данных предмет фактически имеет сертификат подлинности с информацией о происхождении и истории торгов.

Такой предмет называется токеном, а невзаимозаменяемый он потому, что уникальный: сколько бы ни было в интернете гифок с котами, с помощью блокчейна можно доказать оригинальность одной из них. Всё ровно как с музейным искусством: можно сделать сколько угодно копий Моны Лизы, но ценным останется единственный оригинал.

Оригинальная гифка с котом из игры Nyan Cat была продана за 600 тысяч долларов — как предмет криптоискусства
Оригинальная гифка с котом из игры Nyan Cat была продана за 600 тысяч долларов — как предмет криптоискусства

Технология NFT появилась еще в конце 2017 года. Ее использовали в игре CryptoKitties, где можно разводить и продавать уникальных котят, — всего за несколько дней пользователи потратили на виртуальных кошек больше миллиона долларов. В мире, где ценность цифрового предмета сводится на нет простым нажатием Ctrl + C, CryptoKitties придумали, как сделать своих кошек уникальными. Технология долгое время ограничивалась криптомиром, и до сих пор большинство сайтов по продаже цифрового искусства (OpenSea, MakersPlace, SuperRare и Foundation), как правило, позволяют оплачивать картины и гифки криптовалютой Ether. Хотя сейчас появляются маркетплейсы, которые дают обойтись без крипты: на Nifty Gateway можно делать покупки с помощью кредитки.

Виртуальная кошка CryptoKitties
Виртуальная кошка CryptoKitties

Нынешнее увлечение NFT — результат многих факторов. Из-за пандемии мы почти не отрывались от мониторов, и одновременно стоимость крипто-валют взлетела до рекордных максимумов — люди, которые имели дело с криптовалютами, вдруг разбогатели и стали придумывать, во что еще им вложить деньги. Вдобавок современный мир стремится к все большей открытости, и новая технология с ее открытыми данными способна обеспечить эту прозрачность.

Не только искусство, но и мода

Хотя самые популярные NFT сегодня — это предметы цифрового искусства, технологию осваивает и мир моды. Особенность технологии в том, что наделить NFT можно фактически любой цифровой предмет — от диджитал-картинок с изображением вещей до рекламных роликов.

Один из впечатляющих примеров из мира высокой моды — коллаборация маркетплейса цифровых предметов UNXD с Dolce & Gabbana. Коллекцию Collezione Genesi презентовали осенью в Венеции. Одновременно вышел сентябрьский номер Vogue Singapore о NFT и влиянии технологий на мир моды, поэтому аукцион имел большой успех. Всего в Collezione Genesi вошли девять предметов: пять физических с цифровыми версиями и четыре — исключительно цифровые. Самый роскошный предмет — сияющая тиара, украшенная турмалинами и изумрудами, — был продана примерно за 1,45 миллиона в пересчете на американские доллары, а вся коллекция «улетела» за 5,7 миллиона, причем четыре лота купил для своей жены крупнейший NFT-коллекционер под ником Pranksy. Каждый лот продавался по цене пакета, куда помимо предмета и его NFT-версии (при наличии) входили оригинальные эскизы, доступ к будущим показам и частный тур по ателье.

Тиара Collezione Genesi
Тиара Collezione Genesi

Ожидаемо к новой технологии обращаются и молодые дизайнеры: они не только продают свои NFT-предметы на популярных маркетплейсах, но и создают целые виртуальные марки. Бренд Overpriced не так давно продал токенизированный худи за 26 тысяч долларов, а студия криптодизайна RTFKT еще в прошлом феврале выпустила в коллаборации с 18-летним цифровым художником Fewocious три модели виртуальных кроссовок по 3, 5 и 10 тысяч долларов. В декабре прошлого года стало известно, что студию RTFKT купил Nike. Но пока компания только собирается переводить свои кроссовки в токены, платформа StockX их вовсю продает — правда, незаконно. В январе платформа продала токены кроссовок и обещала, что покупатели смогут обменять их на реальную пару, а теперь получила от Nike обвинения в нарушении прав на товарные знаки и судебный иск. Чем закончится история, пока неизвестно.

«Неуравновешенное» правовое поле — не единственная проблема NFT. Это всё еще очень нишевая история, которую не все понимают, и меньше других — респектабельные поклонники люкса. Характерный пример — недавний провал Gucci, которые превратили в невзаимозаменяемый токен рекламный ролик коллекции Aria, снятый клипмейкером Флорией Сигизмонди. Видео с большой оглаской выставили на аукционе Christie’s, но продали всего за 25 тысяч долларов — сумму по меркам криптомира несущественную.

NFT — новый вид коллекционирования…или старый?

Как и все новое (да еще и наделавшее шума), NFT воспринимается неоднозначно. Хотя Christie’s продает NFT-предметы в качестве эксперимента, аукцион все еще не собирается, например, принимать в качестве разменной монеты криптовалюту. Технология вроде бы предоставляет артистам всех мастей неограниченные возможности в творчестве и удобный способ бороться с кражей интеллектуальной собственности, но с юридической точки зрения здесь все еще остается много вопросов. Кто, например, будет отвечать, если художник продаст произведение, а его атакует вирус?

Но самый главный вопрос заключается в другом. Зачем все-таки покупать вещи, которые можно использовать только в цифровом пространстве? В соответствии с принципами экосистемы криптовалют, NFT продает не физический предмет, а идею, которую он в себе содержит, новый опыт и сопричастность с комьюнити. Интересный факт заключается в том, что ровно то же самое давно делают бренды вроде Supreme и Off-White. Нет, они, конечно, выпускают физические объекты (например, кирпичи и мыло с логотипом), но продают не столько их самих, сколько заложенную в них идею, принцип марки и историю, которая стоит за этой работой. В интернете шутят: «NFT — это что-то на богатом». И действительно, крипторынок — молодая сфера и здесь не действуют законы традиционного арт-рынка, где стоимость объекта искусства формируется на основании множества факторов. Любой предмет здесь будет стоить столько, сколько за нее будут готовы заплатить. Сегодня это аттракцион, участие в котором могут позволить себе далеко не все, но чем дальше, тем больше. Сейчас объем рынка NFT-рынка составляет 40,9 милиарда долларов, но уже к 2030 году он может вырасти до 240 милиардов долларов. Но самое удивительное, что с помощью этой технологии мы наконец-то сможем как бы задокументировать интернет, зафиксировать момент зарождения какого-либо культурного феномена. Культура в интернете меняется гипербыстро, почти каждый день появляются новые мемы и тренды, но каждый из них теперь может быть наделен временной меткой, быть вписанным в историю.

За NFT будущее?

Несмотря на почти безграничные возможности для мира искусства и моды, которые дает NFT, далеко не все коллекционеры сегодня согласны, что новая технология сможет соперничать с традиционными институциями. NFT — это не искусство, точно так же, как «Википедия» — это не энциклопедия. Возможно. Пожалуй, правильнее будет сказать, что NFT — это, в первую очередь, рыночная инновация. Могут ли существовать в этом формате предметы моды и искусства? Да, конечно. Но так же токенизированными могут быть бессмысленные вещи, которые продаются «как искусство».

Впрочем, основная проблема NFT-рынка в другом. На поддержку блокчейна уходит колоссальное количество электроэнергии. В декабре 2020 года цифровой художник Мемо Актен проанализировал 18 тысяч NFT и пришел к выводу, что в среднем на создание и содержание одного NFT уходит около 340 киловатт электричества — примерно столько же, сколько средний гражданин ЕС расходует за месяц. Если еще недавно в модной индустрии говорили о том, что технология избавит нас от перепроизводства (ведь зачем покупать очередное «физическое» платье, если получить те же эмоции можно, примерив цифровое), то теперь стало ясно, что в борьбе с глобальным потеплением и истощением ресурсов NFT выступает на другой стороне. Каким будет будущее новой технологии — покажет время, но, учитывая тренд на защиту окружающей среды, велика вероятность, что она так и останется нишевой. По крайней мере, до тех пор, пока мы не придумаем другие способы получать электричество.