Новый год наступил и отдохнув один день, начал читать книжку Пыжикова А.В.
"Славянский излом. Украино-польское иго в России."
Какая-то такая невольная традиция с прошлого нового года начинает складываться, когда я читаю новые книжки на новый год. Нуда не об этом хочу поведать.
А хочу поведать о таком факте, который я, как уже не раз писал, собираю себе в копилочку, когда новый год начинался у наших предков и вот что Александр Владимирович пишет:
Глава 1. Киево-литовский зад Европы.
стр. 16
Ещё один аргумент в этом смысле - выяснение того, какой календарь находился тогда в употреблении. Хорошо известно,
что католический мир практиковал летоисчисление, где начало
года приходилось на 1 марта: по господствовавшим представлениям
в этот день Бог сотворил небо и землю. В Византии же новый
год праздновался ч сентября: этот месяц считался первым,
тогда как в латинском варианте он был седьмым. Напомним, календарь
имел принципиальное значение для всей жизни, которая
определялась исключительно церковным обиходом.
А потому в православной твердыне, каковой представляла
в научных изысканиях Киевская Русь, новый год мог стартовать
только 1 сентября, и никак иначе. Однако историк XVIII века
В.Н. Татищев, исходя из доступных ему тогда источников,
говорил о мартовском начале нового года, чему резко возражал
Н.М. Карамзин, назвавший подобное утверждение фантазией,
вымыслом. Тем более удивительно, что в хрестоматийной "Истории
государства Российского" оон фактически дезавуализировал свою
критику Татищева. Правда, слелал это незаметно, поместив в обширных
примечаниях официозного труда ряд наблюдений над текстом
"Повести временных лет".
В примечании 50 ко второму тому Карамзин привёл доказательства, что знаменитый Нестор-летописец, воспетый православной церковью, начинал год по-римски — с марта, а не с сентября.
Вот такой вот поворот исторический получился.
Единственный вопрос хочется задать после прочитанного.
Если Киевская Русь, как нам говорят, была православная, то почему начинала новый год по католически?
Ну как -то вот так.