Найти тему
Николай Пантелиди

Правила формирования Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения

1. Настоящие Правила формирования Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов» (далее - «Правила») приняты на основании решения технического совета комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» [15].

2. Вид разрешенного пользования автомобильной дороги указывается, в соответствии с частью 2 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) [2].

В настоящем перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов» (далее - «Перечень») автомобильные дороги необщего пользования не учитываются.

3. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств (Класс автомобильной дороги) подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги и улицы в составе улично-дорожной сети муниципального образования «Город Саратов» соответствуют классу: «Обычные автомобильные дороги» [4].

4. В целях сортировки автомобильных дорог по административным районам муниципального образования «Город Саратов», наименования административных районов указываются в заголовочной части соответствующих таблиц, включенных в состав приложения 3 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» об утверждении Правил формирования Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов».

5. В целях обеспечения полноты учета и управления дорожным хозяйством, автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенные на территории муниципального образования «Город Саратов», приводятся в отдельной таблице в составе приложения № 3 к настоящему Постановлению, в соответствии с приложением № 40 постановления Правительства Саратовской области от 06.05.2008 № 175-П «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» [13], с отметкой «Справочно».

6. В колонке 1 «Порядковый номер» указывается порядковый номер записи информации об автомобильной дороге, сквозной нумерацией в пределах административного района муниципального образования «Город Саратов».

7. В колонке 2 «Наименование автомобильной дороги» указывается информация о наименовании автомобильной дороги, записанной в соответствии с правилами, установленными настоящим пунктом Правил, для решения следующих задач:

- возможность индивидуализации по наименованию и местоположению;

- возможность сортировки автомобильных дорог в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств (шоссе, проспект, улица, проезд, автоподъезд к населенному пункту и т.д.) [4];

- возможность привязки к населенным пунктам;

- возможность визуального анализа перечня автомобильных дорог или иных списков, содержащих информацию об автомобильных дорогах, в электронном виде с возможностью установки различных фильтров для сортировки.

При обозначении наименований дорог принята следующая форма записи:

- Пр-т Строителей;

- Ул. Одесская;

- 4-й Соколовый тупик;

- 2-й Станционный проезд (от ул. Дегтярная до ул. Станционная);

- Проезд к дворовой территории МКД № 18 до № 24а по ул. Соколовогорской (от 5-го Соколовогорского проезда до ул. Аэропорт);

- 1-й Химический пр.;

- Пугачевский поселок: 8-я Линия;

- п. Красный Текстильщик: переулок Пристанский.

Все слова в названии отделяются одним пробелом. Наименования автомобильных дорог, начинающиеся с имени числительного, указываются в именительном падеже: после числа указывается дефис и буква и (краткое) без пробелов.

Для индивидуализации автомобильных дорог, проложенных в микрорайонах, поселениях, СНТ, применяется следующая форма записи:

- СНТ «Латухино»: 8-й Танталовский проезд;

- с. Багаевка: пр. Песочный.

В состав наименования автомобильной дороги допускается включение дополнительной информации, заключенной в круглые скобки, для уточнения местоположения объекта:

- Проезд от ул. Новоузенская до ул. Вокзальная (вдоль забора Храма Рождества Христова);

- Набережная Космонавтов (от ул. им. Некрасова Н.А. до Бабушкиного взвоза).

8. Колонка 3 «Идентификационный номер» заполняется в соответствии с правилами, указанными в приложении 1 к настоящему постановлению [11].

9. В колонке 4 «Протяженность автомобильных дорог» указывается длина проезжей части в метрах с одним знаком после запятой.

10. В колонке 5 «Ширина проезжей части» указывается ширина участка проезжей части в метрах с двумя знаками после запятой.

11. В колонке 6 «Площадь покрытия» указывается площадь проезжей части в квадратных метрах без дробной части.

12. В колонке 7 «Вид покрытия» указывается материал проезжей части:

- асфальтобетонные;

- грунтовые;

- дегтебетонные;

- деревянные;

- железобетонные или армобетонные;

- из грунтов укрепленные или улучшенных добавками;

- из щебня, гравия или песка, обработанных вяжущими;

- из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые;

- капитальные;

- лед;

- металлические;

- переходный;

- уплотненный оледенелый снег;

- уплотненный снег;

- усовершенствованные;

- цементобетонные монолитные;

- щебеночные и гравийные из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим.

Указанный перечень соответствует справочнику, приведенному в Системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (далее «СКДФ») [3].

13. Автомобильным дорогам назначаются категории в соответствии с подпунктом 11.13 ст. 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 ТР ТС 014/2011 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» [1], пунктом 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (далее – Постановление № 767) [4] и Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (далее – Приказ № 288) [12].

По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги:

1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;

2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам [12].

В соответствии с пунктами 4 и 5 Постановления № 767 [4], автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения;

б) ширины полосы движения;

в) ширины обочины;

г) наличия и ширины разделительной полосы;

д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, приведенными в приложении к постановлению Правительства РФ № 767 [4].

В колонке 8 «Категория по СП 42.13330» указывается категория в соответствии с таблицей 11.1 свода правил «СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» [8], с учетом особенностей, обозначенных Местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 28.05.2020
№ 67-536 (далее – Решение Думы № 67-536) [
14], по следующему принципу:

- автомобильным дорогам, проложенным по улицам с шириной проезжей части от 13,0 м и более (3,25*4) (п.2.2.7 решения Думы № 67-536), и общей ширине тротуаров не менее 3,0 м, при нагрузке на ось – 11,5 тонн/ось, автомобильной дороге назначается категория «Магистральные улицы общегородского значения»;

- автомобильным дорогам, проложенным по улицам с шириной проезжей части от 6,5 м до 15,0 м, при нагрузке на ось – 11,5 тонн/ось, автомобильной дороге назначается категория «Магистральные дороги районного значения»;

- то же при наличии тротуаров, общей шириной более 2,25 м, - «Магистральные улицы районного значения»;

- автомобильным дорогам, проложенным по улицам с шириной проезжей части от 6,0 м до 14,0 м, при нагрузке на ось – 10,0 тонн/ось, автомобильной дороге назначается категория «Улицы и дороги местного значения:

- улицы в зонах жилой застройки;

- улицы в общественно-деловых и торговых зонах;

- улицы и дороги в производственных зонах.

Остальным автомобильным дорогам назначается категория – Проезды.

В колонке 9 «Категория по Постановлению № 767» указывается категория в соответствии с «Основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог» (приложение к Постановлению № 767) [4].

При заполнении колонок 8 и 9, необходимо руководствоваться таблицей 6 ПНСТ 542-2021. «Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования» на предмет их взаимного соответствия» (далее - ПНСТ 542-2021) [9].

14. Колонка 10 «Тип дорожной одежды» заполняется в соответствии с п.п. 3.4 – 3.7 ГОСТ Р 59120-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» [10]. Тип дорожной одежды указывается в зависимости от назначенной категории и транспортно-эксплуатационного состояния по результатам экспертной оценки продольной ровности и наличия дефектов:

- на автомобильных дорогах I – IV категорий - дорожная одежда капитального типа;

- на автомобильных дорогах III – V категорий - дорожная одежда облегченного типа;

- на автомобильных дорогах IV – V категорий - дорожная одежда переходного типа;

- на автомобильных дорогах V категории - дорожная одежда низшего типа.

В целях уточнения типа покрытия, при необходимости, проводятся измерения прочности дорожных одежд методом динамического нагружения, для оценки состояния дорожных одежд нежесткого типа при выполнении диагностики и паспортизации автомобильных дорог. По полученным данным, в соответствии с таблицей 7 ПНСТ 542-2021, назначается уточненный тип дорожной одежды.

15. Колонка 11 «Допустимая нагрузка на ось», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 67) [5] и постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 № 2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее – Постановление № 2060) [6], в зависимости от категорий автомобильных дорог, может содержать следующие значения допустимой нагрузки на ось:

- Магистральные улицы общегородского значения – 11,5 т;

- Магистральные улицы и дороги районного значения – 11,5 т;

- Улицы и дороги местного значения – 10,0 т;

- Проезды: основные – 6,0 т.

В соответствии с п. 41 Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденными постановлением № 2060 [6], при определении размера платы в счет возмещения вреда учитываются:

а) превышение установленных запрещающими дорожным знаком 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» значений допустимой нагрузки на ось транспортного средства (колонка 11);

б) тип дорожной одежды (колонка 10);

в) расположение автомобильной дороги на территории Российской Федерации (Саратовская область);

г) значение автомобильной дороги (автомобильные дороги общего пользования местного значения).

На основании указанной информации, в соответствии с Порядком определения размера платы в счет возмещения вреда [6] может быть произведен расчет размера платы в счет возмещения вреда тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, подлежащим возмещению владельцами тяжеловесных транспортных средств или их уполномоченными представителями.

16. Автомобильные дороги, осуществляющие транзит основных транспортных потоков включены в региональную опорную сеть автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог, включенных в опорную сеть сформирован комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» по запросу министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области [16].

В колонке 12 «Входит в состав опорной сети» указывается факт включения автомобильной дороги в Перечень автомобильных дорог, включенных в региональную опорную сеть [17], в соответствии с письмом министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области [16].

17. В колонке 12 «Распоряжение комитета по управлению имуществом города Саратова» указываются реквизиты распоряжений комитета по управлению имуществом города Саратова о включении автомобильных дорог в Реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и Сводный реестр объектов муниципальной казны (при наличии).

Указанная информация необходима для систематизации порядка проведения ежегодной инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [7].

Список документов и нормативно-правовых актов

1. ТР ТС 014/2011 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог»).

2. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2197 «Об утверждении Положения о системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов».

4. Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 № 2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

7. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондам.

8. СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр).

9. ПНСТ 542-2021 «Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.05.2021 № 34-пнст).

10. ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.03.2021 № 121-ст).

11. Приказ Минтранса России от 07.02.2007 № 16 «Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров».

12. Приказ Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».

13. Постановление Правительства Саратовской области от 06.05.2008 № 175-П «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения».

14. Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 28.05.2020 г. № 67-536.

15. Протокол Технического совета комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» по согласованию проекта «Правил формирования Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.

16. Копия письма министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 02.12.2021 № 03-03-01/13923 «О формировании единой многоуровневой опорной сети региона».

17. Перечень автомобильных дорог, включенных в региональную опорную сеть .

18. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» (в составе приложения № 3 к настоящему постановлению).