Найти тему
2,6K подписчиков

Профессиональный вербовщик Николай Коротких

234 прочитали

Николай Георгиевич Коротких — профессиональный вербовщик, специалистов такого уровня во всех разведках мира — единицы! Иностранные спецслужбы говорили, что наш разведчик «завораживающий, как кобра»!

Н.Г. Коротких. Начало 50-х годов. Первая пристрелка будущего разведчика. Фото: https://document.wikireading.ru/70616
Н.Г. Коротких. Начало 50-х годов. Первая пристрелка будущего разведчика. Фото: https://document.wikireading.ru/70616

— Ну кобра или нет, не знаю. Контрразведке виднее. Но одно могу сказать —нужно было быть политиком, психологом, дипломатом и актером. Причем, одновременно. В этом основная сложность работы вербовщика.

— Скажите, а Вас никогда не пытались вербовать?

— Было и такое. В Копенгагене. Там я был третьим секретарём советского посольства. Так вот, в 1966 году, по-моему, да, я занимался разработкой объекта. Фамилию помню — Лундстрем. Всё шло как по маслу, но однажды он не явился на встречу.

— С ним что-то случилось?

— Вместо него пришёл другой человек. Сказал, что мой знакомый арестован. Стал угрожать, намекая на то, что о моей деятельности по вербовке известно. Он настойчиво посоветовал мне поговорить о сотрудничестве.

— И что же Вы сделали?

— А что я мог сделать в такой ситуации? Сами подумайте, у меня на груди была закреплена записывающая аппаратура! Я приготовил её для встречи с Лундстремом.

— Да, лучшей улики для контрразведки и не придумаешь! Если бы Вас арестовали…

— Ну, я и послал его, на три буквы, по-русски, разумеется. Слов он, конечно же, не понял, но моя интонация, мягко говоря, его насторожила. Он растерялся. Даже переспросил, что это значит.

— Вы объяснили ему значение, м-м-м слов?

— Я посоветовал ему обратиться в свою контору за пояснениями.

— Думаю, в конторе ему перевели весь смысл Вашего «послания»

— Наверное. Но, главное, его замешательство позволило мне скрыться. Пока он раздумывал, я перешел через дорогу, сел в такси. В общем, «ушел от предметного разговора»

— Да-а, смело так разговаривать с контрразведкой!

— Такая уж у меня работа.

— Николай Георгиевич, с 1974-го по 80-ый год Вы работали в Стокгольме. Все завербованные Вами агенты были высокопоставленными чиновниками. Как Вам удавалось выходить на таких людей?

— Должность помогала. Я же был главным лицом по контактам с МИД Швеции! Вокруг постоянно были дипломаты и политики.

— Говорят, Вам даже удалось получить шифры Министерства иностранных дел Швеции и ключи к ним?!

— Да, их передал мне служащий консульского отдела — шифровальщик. Я его разрабатывал в течение целого года.

— Долго пришлось вербовать его…

— Ну да. Постепенно, располагал к себе. Мы регулярно встречались, обсуждали политику Швеции, откровенничали. Я поддерживал его в оценках, интересовался его личной жизнью…В общем, создавал атмосферу доверительности и дружбы.

— И в результате, все-таки, завербовали.

— Я ему создал такие условия, что он уже не мог отказаться. Мой объект сам не заметил, как нарушил служебный «обет молчания». Постепенно, он передавал мне документы и материалы, которые в совокупности давали детальное представление о вопросе. Фактически, он уже давно был моим информатором!

Николай Георгиевич Коротких — профессионал высокого уровня! Современный русский дипломат и разведчик. Работал в Англии, Германии, Дании, Швеции. Вербовал шифровальщиков, сотрудников НАТО, высокопоставленных дипломатов. Награждён медалью «За боевые заслуги» и двумя орденами «Красной Звезды»

Слушайте программу «Несостоявшееся интервью» на Радио ЗВЕЗДА