Очень часто встречаются дети, которые плохо читают, и родители впервые знакомятся с понятием "дислексия". Что же это за понятие?
ДИСЛЕКСИЯ - это состояние, основное проявление которого - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Различают 8 видов дислексии:
- АГРАММАТИЧЕСКАЯ - недоразвитие грамматического строя речи
- ВЕРБАЛЬНАЯ - нарушение при чтении слов
- ЛИТЕРАЛЬНАЯ - нарушения при изолированном узнавании и различении букв
- МНЕСТИЧЕСКАЯ - трудности усвоения всех букв, их недифференциация, замены
- ОПТИЧЕСКАЯ - трудности усвоения и смешение сходных графических букв, их замены
- СЕМАНТИЧЕСКАЯ - нарушения понимания прочитанных слов, предложений при правильной технике чтения
- ТАКТИЛЬНАЯ - у слепых детей трудности в дифференциации тактильного восприятия букв азбуки Брайля
- ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ - связана с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа
Когда можно твёрдо утверждать, что у ребёнка дислексия? Когда у него встречаются специфические ошибки при чтении и письме, в основе которых может лежать неразличение им на слух соответствующих звуков, не овладение звуко-слоговым анализом слов, наличие аграмматизмов в устной речи и несформированность зрительно-пространственных представлений.
Существует огромное количество специальных заданий и упражнений, помогающих детям с дислексией. Их легко можно найти на страницах Интернета. Мне же хочется сделать акцент на начальный этап предупреждения и коррекции дислексии. В этот период обязательно надо начинать с исправления недостатков слухового восприятия, развития фонематического слуха, элементарного звукового анализа. Также необходима работа по коррекции зрительного восприятия, пространственной ориентировке, координации мелких мышц кисти руки.