Найти в Дзене
МИР И ЛЮДИ В ОБЪЕКТИВЕ

"Собственные" мне­ния людей фактически созданы в исследователь­ских институтах и специальных центрах

С течением исторического времени изменение целеполага­ния субъекта управления (управляющий меняет свою цель) и соответст­вую­щих властных отношений требовало новых идеологических доктрин, призванных обслу­живать эти изменения.

Так, в период Нового времени главным, характерным собы­тием стало из­менение миро­воззре­ния, обусловленное расширением управленческого слоя. Кле­рикаль­ная идеология уступала место идеологии светской.

Но происходило это весьма по­степенно, через изменения в самой клерикальной идеологии. Подготовкой являлось заро­ждение в христианстве реформации и ее распростране­ние в Западной и Центральной Ев­ропе, наличие практически сразу в этом движении нескольких основных направлений, ка­ждое из которых имело и собственное членение.

Замена идеологиче­ского обеспечения управле­ния обществом, как всегда, со­провождалась кризисом, усоби­цами, массовыми волне­ниями, гражданскими войнами и т.п. Такой эпохой кризиса, охватившего практиче­ски все стороны обществен­ной жизни, в боль­шинстве стран Западной Европы являлся XVII век.

В Европе и подконтрольном ей Новом Свете религией нового класса – коммер­сантов стал кальвинизм, привлекавший прежде всего торговцев, ростовщиков, банкиров и про­мышленников.

В новой доктрине они смогли получить то, что обес­печивало изменение старого порядка - теологическое обоснование коммерции. Капитализм, по учению Каль­вина, не был антихристианским, и мог использоваться к вящей славе божьей.

Его док­трина личного очищения, «идеализации личной от­ветственности перед богом» легла в ос­нову теологии позднего пуританизма.

Это быстро преврати­лось в «теорию личных прав», где «традиционные христианские добродетели были практически вывернуты наиз­нанку».

Уже «к середине ХVII века английские пуритане видели в бедности не неудачу, заслуживающую жалости и помощи, но грех, заслуживающий проклятия; а в богатстве – не причину подозре­ния, но благословение – награду за усердие и настойчивость».

И если христианская жизнь, идеализированная как Каль­вином, так и Лютером, состояла в сосре­доточении на прямом общении души с бо­гом, тогда обще­ство, охраняемое средневековой церковью, оказывалось излиш­ним.

«Индивидуализм в религии вел .....к индивидуалисти­ческой морали, а индиви­дуалистическая мораль – к насмешкам над значением общест­вен­ных связей».

В результате ценность индивида как части общества заменяется его собствен­ной ценностью. Такая трансформация ценностных ориентаций достаточно плавно из­меняла идеологическое обеспечение модифицируемых властных отношений обще­ства.

Расширение и увеличения зна­ния (XVIII век называют "веком просвещения") привело к новому витку его рас­члененности и дозированности.

Через подготовку естественнона­учных идей, их внедрение и распространение реализовывался окончательный переход от клерикальной идеологии к светской. А полное завоевание позиций светской идеологией – через марксизм.

Эта идеологическая доктрина, как и все предыдущие, разделилась на ветви, течения, направления, отстаивавшие каждая свою "правильность": маоизм, троцкизм и прочие.

Параллельно с созданием новых управленческих групп (представителей инду­стриаль­ных, торговых, финансовых корпораций и организованного в профессио­нальные союзы класса наемных рабочих) создавался ряд полити­ческих партий и демократических движе­ний, притязавших на защиту их интересов. Ныне в России главенствуют именно торгово-финансовые корпорации.

Соответственно идеологическое обеспечение этих процессов осуще­ствлялось по двум основным направлениям: буржуазная политико-правовая идео­логия и социалистическая политико-правовая идеология.

Однако коль скоро обе они должны были в конечном итоге разрушить структуры национальной/регио­наль­ной концептуальной власти и обеспечить укрепление социальной организации надгосу­дарственного уровня, то уже на рубеже веков в некоторых социалистиче­ских теориях обо­значилось реформистское направление, сближающееся с буржу­азной политико-правовой идеологией.

В конце ХIХ века синхронно появились три течения:

- русский марксизм Пле­ханова;

- немецкий национал-социализм;

- и сио­низм Герцля.

Начался новый этап борьбы за мировое господство.

К этому времени в государствах большей части Европы и некоторой части Америки полностью и окончательно закрепился Я-центриче­ский тип менталитета, рассматриваю­щий любое явление только через призму собственного "Я".

Носители этого типа видят смысл своей жизни в удовлетворении собственных потребностей, желаний, вожделений, забывая о породившем их обществе и Мире в целом.

Такая ментальность может выступать в различных формах и даже быть систематизированной, но эта "системность" носит неус­тойчивый характер и в зависимости от текущих вожделений будет рассыпаться и соби­раться вновь, постоянно под них подстраиваясь, игнорируя объективные процессы.

Это свойственно не только отдельным личностям и группам людей, но и объе­дине­ниям, партиям, странам. Объективное отношение к действительности кончается там, где начинаются личные или групповые интересы.

Так, господство Я-центриче­ского ментали­тета четко представлено в книге бывшего госсекре­таря США З.Бжезинского:

«Америка стоит в центре взаимозависимостей вселенной, такой, в которой власть осуществляется через постоянное маневрирование, диалог, диффузию и стремление к формальному кон­сенсусу, хотя эта власть происходит в конце концов из единого источника, а именно: Ва­шингтон, округ Колумбия».

Эта ментальность, характерная для целой страны, основана на соответствующей куль­туре: «...доминирующая в стране культура больше тяготеет к массовым развлече­ниям, в которых господствуют гедонистские мотивы и темы ухода от социальных проблем».

Её насаждение и развитие привело к тому, что «...темпы экономиче­ского роста уже не могут больше удовлетворять растущие материальные по­требности, которые стимулируются культурой, на первое место ставящей потребление».

В идеологическом обеспечении этих процессов, в сформированном им "понимании" Мира человек вырван из единого процесса-Вселенной и, как следствие, лишен чув­ства меры во взаимодействии с биосферой планеты, ответственности за ее будущ­ность.

В современном мире главной задачей структур надгосударственного уровня управле­ния становится распространение этого типа ментальности на большую часть населения планеты, ибо безответственность людей перед будущим значительно облегчает управле­ние ими в настоящем.

Совершенно очевидно, что сво­бо­да от идео­ло­гий - са­мо­об­ман.

Идео­ло­гию мож­но по­ни­мать или не по­ни­мать, при­ни­мать её или от­ри­цать, но жи­ву­щим в об­ще­ст­ве все­гда при­хо­дит­ся испытывать влияние той или иной идео­ло­гии, по­сколь­ку она – одно из проявле­ний механизма реализации кон­цеп­ции управ­ле­ния.

При этом люди современного, так на­зываемого "цивилизованного", мира полагают, что они хорошо информированы. Но они и не представляют себе, что их "собственные" мне­ния фактически созданы в исследователь­ских институтах и специальных центрах, «и ни один из нас не волен иметь своего мнения в том потоке информации, которую на нас обрушивают СМИ», а также «правительство, кинематограф и церковь – три института, которые занимаются созданием и рас­простране­нием иллюзий».

Таким образом, обяза­тель­ность существования идеологического воздействия (неза­ви­симо от декла­рируемой деи­деологизации общества) обу­словлена наличием идеологиче­ской власти в управлении любым обществом.

Вопрос лишь в том, кто и с ка­кими це­лями его осу­ществляет.

Очевидно: если управлен­че­ская цель – сохранение и уп­роче­ние того общества, в от­ношении которого осуществ­ляется управ­ление, то це­лью идео­логии должно стать воспита­ние здоро­вого на­цио­нального (в том числе и как сово­купности много­нацио­наль­ных компо­нен­тов) са­мо­сознания, дающего обще­ству возможность жить и устойчиво раз­виваться в своих собст­вен­ных интересах.

Если же цель управле­ния неким сообществом – подчинить его ин­те­ресам другого, то основ­ной целью идеоло­гии станет уничтожение его са­мо­созна­ния, по­скольку при его отсутст­вии народ беспомощен и легко управляем. Что и не безуспешно ныне делается в России.

При этом необходимо учесть, что надгосударственное управ­ление позволяет формиро­вать идеологию в каж­дой стране внешне по-разному, но по сути одно­значно идентично.

Так, главной целью явля­ется выра­ботка та­кого типа миро­воззрения, который в конечном итоге обеспечит свободу управ­лять странами и народами отнюдь не в их нацио­наль­ных интере­сах. Создание же, с уче­том отече­ственных особенностей и опыта исто­рии, го­сударственной стра­тегиче­ской идеологической док­трины не только не при­ветствуется, но и вся­чески тормозится (вплоть до разрушения самого государства) в тех странах, где нацио­наль­ные управленческие структуры начинают наби­рать силу.

Не явля­ется в этом смысле ис­клю­чением и про­цесс формиро­вания идеологии в на­шей стране в пе­риод смены принци­пов управления ею и борьбы за власть в выс­ших управленческих эшело­нах - будь то начало ХХ века или его конец.

Несомненно, идеологическая состав­ляющая становится веду­щим эле­мен­том системы связей в период изменения доктрины управления общест­вом.

Именно ей принад­лежит миссия создания и внедрения но­вой (отечест­венной или навя­зы­вае­мой извне) идеологии.

Именно она, осуще­ствляя функцию создания об­раза государст­венной власти и того обще­ст­вен­ного уклада и порядка, кото­рые обозначаются и юри­дически закреп­ля­ются власт­ными структу­рами как единственно допустимые в стране, не только обеспечивает форми­рование но­вого поко­ления и по­нимание (или "понима­ние") поколением нынешним при­чин, поро­дивших существующую си­туацию, но и определяет про­цесс нормотворче­ства.

Депутаты в Государственной Думе
Депутаты в Государственной Думе

Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.

Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.

Всего вам доброго, как и вашим близким.