Король северной земли Ольгерд выдал замуж шестерых дочерей. Осталась незамужней самая младшая – принцесса Элен. К ней посватался правитель южной страны. Показали принцессе портрет суженого, ужаснулась невеста и сморщила такую гримасу, что смотреть было тошно. Да ещё ей сказал подкупленный визирь жениха, что у него уже было раньше восемь жен и все умерли. «Наверное, он людоед!», - заподозрила Элен.
-Отец, не отдавай меня замуж за такого страшного и неприглядного жениха! Возможно, он погубил всех своих предыдущих жён. Неужели, папа, ты отдашь меня на съедение чудовищу?
-Нет, не отдам! Но выдам тебя замуж за того, кто первым попросит твоей руки.
Глашатаи разнесли эту весть по всему королевству. И пришёл свататься за принцессу кузнец Олаф сильный и ловкий.
«Ладно!» - ответил король Ольгерд, - «Только покажи мне свою ловкость и умения. Выкуй для моей любимой лошади серебряные подковы и укрась их драгоценными камнями. Принесёшь подковы через три дня, будет Элен твоей женой.
Через несколько дней в королевстве сыграли свадьбу. Привёл кузнец Олаф молодую жену домой. И стал с ней жить. Но принцесса не умела вести хозяйство. Ни шить, ни готовить она не умела. Олаф позвал в дом свою бабушку, которая обещала научить всему Элен.
-Можете хозяйничать в доме, пока я работаю в кузнице. Но никто из вас не должен заглядывать в сундук, что стоит в спальне!
Женщины кивнули, но со временем заметили, как Олаф достаёт из тайника здоровенный холщовый мешок и куда-то уносит, а потом возвращается, подолгу что-то мастерит в кузне и приносит большой мешок обратно домой, хранит его месяц, а затем всё повторяется снова.
-Бабушка, бабушка, что хранит Олаф в сундуке, в большом мешке?
-Я не знаю, милая. Он мне не рассказывал.
-Может, возит товары на ярмарку?
-Но тогда бы у нас стало больше денег
-А может быть делает украшения для другой женщины и меня совсем не любит?
-Нет, мой внук преданный муж. Только жалуется, что ты с ним холодна.
«Значит, точно, ходит Олаф к другой зазнобе!», - решила про себя Элен. И когда мужа не была дома, а старушка готовила обед, заглянула в холщовый мешок и увидела там огромные золотые когти. Вскрикнула молодая жена от ужаса. А золотые когти перестали блестеть и превратились в пыль. Потом Элен услышала шум. Рухнула крыша в спальне. Над головой жена кузнеца увидела дракона, который схватил её цепкими лапами и унёс с собой. Бабушка кузнеца обмерла от страха, но потом рассказала всё Олафу.
Элен очутилась в большой, полутёмной пещере, где были два каменных ложа, масляная лампа, да вертел над огнём.
-Теперь ты станешь служить мне! – прокричал дракон. Будешь взбивать перину на моей постели, готовить кабанье мясо на огне. А я тебя стану сторожить, пока твой муж не принесёт мне меч из серебра, который переливается на солнце всеми цветами радуги с этим оружием я одолею всех врагов в своём царстве и отомщу своему брату за своё изгнание на триста лет. Когда-то кузнец добывал руду близ моей пещеры, я уступил ему часть своего золота. А за это, он выковывал футляры для моих когтей, чтобы я не терял могущества в драконьем царстве, а когда они стачивались изготовлял новые. Я не причинял вреда ни кузнецу, ни жителям деревни, но золотые когти никто не должен был видеть, кроме него.
Олаф пришёл к пещере, но дракон затопал ногами.
-Ты нисколько не трудился, чтобы завоевать Элен. Подковы для королевской лошади дал тебе я! А ты даже не поблагодарил меня за это! А теперь отправляйся в странствия и принеси мне меч из серебра, которое переливается на солнце всеми цветами радуги. Вернёшься, отдам тебе жену целой и невредимой.
Пять лет Олаф странствовал по северным, восточным и южным землям. Видел много диковинного: людей, бегающих быстрее ветра, коней чёрных, как уголь с сияющей гривой, птицу, которая пела то громко, то тихо и от громкого пения люди точили оружие, собираясь на войну, а от тихого пения мирно засыпали. И только от мудреца в Индии кузнец узнал, что рудник с волшебным серебром сокрыт в землях Персии. Приплыл Олаф в персидские края. Поклонился шаху с женой.
«Не давай гостю серебра просто так!» - сказала правителю шахиня, - «пусть сделает для меня сперва украшение, краше которого на свете нет!».
- Так тому и быть! – повелел персидский правитель
Два года трудился кузнец для жены шаха. Но она отвергала сделанные им украшения. Олаф впал в отчаяние. «Наверное, я не смогу угодить персидской королеве. Да и жена уже забыла меня! У меня за долгие годы отросла седая борода, да и сам я состарился. Элен любишь ли ты ещё меня?» «Люблю, люблю, дорогой мой!» - отозвался голос в его сердце. Кузнец подкупил служанку шахини золотой северной монетой, и та рассказала секрет госпожи. Принялся кузнец за дело и выковал из серебра колье в виде распустившегося тюльпана с тоненьким листочками. Ахнула жена шах от изумления и велела дать Олафу серебра для меча. Изготовил кузнец непобедимый меч и отплыл назад в дальние страны. Через три года вернулся он к дракону за своей женой Элен.
-Жена любишь ли ты ещё меня? Ведь я состарился.
-Конечно, люблю! Ведь ты доказал свою любовь, пустившись в странствия ради меня! – ответила молодая Элен. Годы не касались её, пока она жила во владениях дракона.
При слове «любовь» дракон задрожал и стал грудой пепла. Этого слова он вынести не смог, так как не умел любить сам, а только ненавидел всё вокруг. Олаф снова стал молодым и супруги соединились вновь.