ПАРОВАЯ МАШИНА 21 ВЕКА - СОВРЕМЕННЫЕ ПАРОВОЗЫ из АНГЛИИ

2,8K прочитали

В прошлых статьях мы поговорили о современных паровых машинах, которые производятся в континентальной Европе, а так же в США и в Индии.
Сегодня мы опишем о положении дел с современными паровыми машинами в Англии. Действительно- Англия это родина возникновения паровых машин в 18 веке и лидер индустриальной революции 19 века. И сегодня в Англии существует большое количество энтузиастов, которые увлечены идеей силы пара, которые пытаются возродить применение паросиловых установок в их малых и средних формах.

При упоминании Великобритании среди любителей силы пара, сразу вспоминается огромная, самая большая в мире, выставка- фестиваль старинной паровой техники в графстве Дорсет, на юге Англии.

ПАНОРАМА ПОЛЯ ВЫСТАВКИ В ДОРСЕТЕ
ПАНОРАМА ПОЛЯ ВЫСТАВКИ В ДОРСЕТЕ

Фестиваль проводится ежегодно с 1969 года. В последние десятилетия она длится целых 5 дней, проходит в августе, занимает площадь огромного поля в 2,5 квадратных километра, одновременно на этой площади находится около 30 тысяч человек, и за 5 дней выставку посещают до 200 тысяч человек. На фестивале собираются владельцы различных старинных паровых машин- тракторов, лебедок, автомобилей, малых паровозов, сельхоз молотилок и пр и др. Бесконечно идут соревнования и показательные выступления по перевозке больших грузов, поднятию тяжестей, вспахиванию земли и прочее. Отдельную часть выставки занимают старинные ярмарочные аттракционы- карусели и качели с паровым приводом, большие музыкальные органы с паровым приводом (были и такие) и прочая балаганная техника.

НОЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ОДНОГО ИЗ УЧАСТКОВ ВЫСТАВКИ
НОЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ОДНОГО ИЗ УЧАСТКОВ ВЫСТАВКИ

В общем- англичане во весь рост показывают пристрастие к старинной паровой технике. И это у них считается сохранением и популяризацией своего промышленно-индустриального исторического наследия. Что тут сказать- молодцы британцы!

Так же из достижений англичан в паросиловой технике стоит упомянуть проект рекордного автомобиля Inspiration (Вдохновение). Этот проект был задуман и осуществлено группой энтузиастов, которые объединились в команду Steam Car Challenge. Основной идеей и движущим мотивом этой акции было желание побить рекорд скорости для парового автомобиля, который оставался непревзойденным с 1906 года.

ПАР- НА ВЫХЛОП
ПАР- НА ВЫХЛОП

В 1906 году рекордный автомобиль с паровым мотором Stanley установил мировой рекорд по скорости прохождения автомобильной мили (28,2 секунды). Этот рекорд (127 миль в час или 204 км / ч) не был побит ни одним автомобилем до 1911 года. И вот к 2009 году команда британских энтузиастов спроектировала и собрала рекордный Inspiration. Этот автомобиль разогнался до 148,308 миль в час (239 км/ч).Заезды осуществлялись на поле высохшего соляного озера, на базе ВВС Эдвардс в пустыне Мохаве в Калифорнии, США.
Технически автомобиль был сделан только для осуществления рекордного заезда и не имел никаких перспектив для утилитарного применения и коммерчески осмысленной эксплуатации. Его длина 7,6 м, ширина 1,7 м и вес в 3 тонны. Главным двигателем была двухступенчатая турбина, приводимая в движение перегретым паром от 12 малых парогенераторов. Парогенераторы нагревались от горелок на сжиженном газе. Образующийся пар имел температуру 400 ° C и давление 40 бар. Двигатель развивал 288 кВт (392 л.с.) и потреблял около 40 литров. Отработавший пар шел на выхлоп, т.е. машина не имела конденсатора.

ПАРОГЕНЕРАТОРЫ РАСПОЛОЖЕНЫ ПО БОРТАМ АВТО
ПАРОГЕНЕРАТОРЫ РАСПОЛОЖЕНЫ ПО БОРТАМ АВТО

После завершения всех своих рекордных заездов автомобиль был передан на хранение и демонстрацию в экспозицию Национального автомобильного музея в графстве Хемпшир.

Если пытаться найти попытки создать малые современные паровые машины для коммерческой эксплуатации, то таких в Британии не удалось обнаружить. Только в недавнем историческом прошлом несколько групп любителей силы пара пробовали возродить интерес к современных железнодорожным паровозам. Этим людям, почему то, кажется что попытка возродить движение паровозов на угле- это хорошая и экономически перспективная затея. В одной из статей своего канала, я уже писал о попытках сделать технически совершенные паровозы с применением новейших достижений техники в конце 50-х и середине 60-х годов прошлого века. Вот ссылка на эту статью - ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ ПАРОВЫХ МАШИН. И как не удивительно такие попытки продолжаются и сегодня.
Наиболее известным является проект «Паровоз с передовыми технологиями 5AT», который возник в 2001 году. За десять лет работы проектировщики сделали основные расчеты чертежи паровоза. Предполагалось, мощность паровой машины будет составлять 2500 л.с., и что котел паровоза будет давать давление 21 бар, с перегревом на 450 град С. От этого планировалось получить КПД паровоза в 14%. Однако команда проекта не смогла найти серьезных инвесторов и финансирование под свою затею. Поэтому в 2012 году было заявлено о закрытии проекта. При всей современности проекта, там предполагался традиционный горизонтальный жаротрубно-дымогарный котел, поршневая паровая машина, и выпуск пара на выхлоп- в небо… По этой причине паровозу полагалось через каждые 350-360 километров пробега набирать несколько десятков тонн воды.

ЧЕРТЕЖ  ЛОКОМОТИВА 5AT
ЧЕРТЕЖ ЛОКОМОТИВА 5AT

Похожие проекты были в США в 70-х годах прошлого века. Толчок этим разработкам для нефтяной кризис 1973 года (когда нефть подорожала в 4 раза), но после снижения цен на нефть к середине 80х годов, все эти проекты закрылись. История британского проекта 5AT напоминает судьбы американского проекта АСЕ 3000 – паровоз нового типа, от компании American Coal Enterprises (ACE) в 80 и 90-е года прошлого века. Так же этот проект долго разрабатывался на бумаге, но не был реализован в действующем паровозе.
Так же в Британии есть проект «TORNADO» , когда группа энтузиастов, которые в 1990 году объединились в благотворительный фонд «A1 Steam Locomotive Trust». Более 15 лет они собирали деньги проектировали и производили паровоз. В итоге были собраны деньги в размере 3 миллиона фунтов стерлингов, и в 2008 году построили паровоз.

ПАРОВОЗ ТОРНАДО
ПАРОВОЗ ТОРНАДО

При этом надо понимать, что они не ставили перед собой задачу применить в этом паровозе какие - то крайне передовые технические новшества. Задача была построить впервые за 60 лет настоящий паровоз и использовать его для развлекательно-экскурсионных целей. Из имеющихся новшеств- в паровозе широко применены электронные датчики и современные приборы контроля. Этот паровоз часто снимают в кинофильмах и для различных ТВ передач.

И, напоследок, если под Британией понимать и англоговорящие страны Британского союза, то стоит упомянуть энтузиаста новой волны паровозостроения из Новой Зеландии Сэма Маквелла.

проект паровоза ZeroLoco
проект паровоза ZeroLoco

Он в 2016 оду основал фирму Mackwell Locomotive Company Ltd и основная его идея состоит в возрождении применения паровозов на дорогах узкой колеи, как в Австралии и Новой Зеландии, так и в недалеких от него Индонезии, Индии и прочих подобных странах. Благо там (в Юго-Восточной Азии), таких узкоколеек со старинными паровозами сохранилось еще очень много. Эти узкоколейки проложены между плантациями сахарного тростника, кофе и проч сельхоз культур и топят паровозы свои котлы всякими отходами прямо с ближайшего поля. У этого энтузиаста с другого от нас конца света, на его предполагаемых паровозиках архаические дымогарно-жароторубные котлы заменены на прямоточный котел, но отработавший в машине пар всё так же идет на выхлоп в небо, и применяются традиционные тихоходные поршневые машины. Проект паровоза имеет обозначение ZeroLoco

схематический рисунок прямоточного водотрубного котла для паровоза
схематический рисунок прямоточного водотрубного котла для паровоза

При этом прямоточный водотрубный котел имеет горизонтальное положение, чтобы «вписаться» в компоновочную геометрию классической паровозной формы. Судя по содержанию сайта и видеоканалов фирмы Mackwell Locomotive Company Ltd - ни одного полноценного паровоза они еще не построили и не продали...

котел для паровоза ZeroLoco
котел для паровоза ZeroLoco

И единственное что создали и испытали для своего будущего паровоза Сэм Маквелл и его новозеландские помощники- это паровозный котел. Выглядит крайне аутентично.