Найти в Дзене
PuzzleMaker

В.А. Моцарт. Симфонии № 40 и № 24

Привет! Ну вот мы и добрались до самой, наверное, популярной мелодии Моцарта! Начало его знаменитой 40-й симфонии даже ставят в качестве рингтона на телефоны. При этом, зачастую, даже понятия не имея ни об её авторе, ни о названии. Абыдно да слюшай?! Впрочем, на счёт самой популярной я, скорее всего, ошибся. "Турецкий марш" - вот самая часто звучащая композиция Моцарта! А вот я, например, ГОРАЗДО чаще слушаю его "Реквием"... Но не будем о грустном! *** В течение лета 1788 года Вольфганг Моцарт написал три симфонии, являющиеся высшим достижением симфонического творчества великого австрийского композитора — 39-ю симфонию ми бемоль мажор, 40-ю симфонию соль минор
и 41-ю симфонию до мажор («Юпитер»). Из них соль минорная симфония, с ее открытой задушевной лирикой, взволнованностью и непосредственностью высказывания, приобрела наибольшую популярность. Симфония рождена в атмосфере, вызвавшей к жизни ряд произведений Шиллера и молодого Гёте, в атмосфере «бури и натиска». Отсюда ее глубокая эм

Привет!

Ну вот мы и добрались до самой, наверное, популярной мелодии Моцарта! Начало его знаменитой 40-й симфонии даже ставят в качестве рингтона на телефоны. При этом, зачастую, даже понятия не имея ни об её авторе, ни о названии. Абыдно да слюшай?!

Впрочем, на счёт самой популярной я, скорее всего, ошибся. "Турецкий марш" - вот самая часто звучащая композиция Моцарта! А вот я, например, ГОРАЗДО чаще слушаю его "Реквием"... Но не будем о грустном!

-2

***

В течение лета 1788 года Вольфганг Моцарт написал три симфонии, являющиеся высшим достижением симфонического творчества великого австрийского композитора — 39-ю симфонию ми бемоль мажор, 40-ю симфонию соль минор
и 41-ю симфонию до мажор («Юпитер»). Из них соль минорная симфония, с ее открытой задушевной лирикой, взволнованностью и непосредственностью высказывания, приобрела наибольшую популярность. Симфония рождена в атмосфере, вызвавшей к жизни ряд произведений Шиллера и молодого Гёте, в атмосфере «бури и натиска». Отсюда ее глубокая эмоциональность и драматизм.

Симфония соль минор представляет собой классический четырехчастный цикл, единый и цельный по своей драматургии. Так, три части симфонии (первая, вторая и четвертая) написаны в сонатной форме; первую часть и финал
объединяют эмоциональные, интонациснные и структурные связи.

Первая часть (Allegro molto) начинается с изложения темы главной партии — взволнованной и очень певучей. Вторая тема (побочная партия) вносит контраст: она изящна, галантна, несколько изысканна. В разработке интенсивное драматическое развитие получает тема главной партии. Тональная неустойчивость разработки, как и полифонические приемы, придают развитию
напряженный и динамический характер.

Во второй части симфонии (Andante) господствует настроение спокойной и светлой лирики. Обе темы Andante мало контрастны и объединены характерной интонационно-ритмической попевкой, получающей широкое развитие в разработке.

Третья часть (Menuetto. Allegro) — традиционный для симфоний предбетховенского периода менуэт; однако он не имеет ярко выраженного танцевального характера (за исключением мажорной середины) и насыщен тем же драматизмом, что и первая часть и финал.

Финал (Finale. Allegro assai) своими композиционными особенностями перекликается с первой частью, что придает симфонии необычайную драматургическую цельность и законченность. Существенное отличие: в главной партии финала есть внутренний контраст, отсутствующий в главной партии первой части. Но характер контраста между главной и побочной
партиями, тональные соотношения между ними в экспозиции и репризе, приемы развития в разработке во многом аналогичны.

Поразительно совершенное мастерство, с каким Моцарт воплотил в музыке симфонии мир лирических переживаний, богатство и тонкость душевных движений человека.

Б. Левик

* * *

Симфония си бемоль мажор сочинена Moцартом в 1773 году: семнадцатилетний комлпозитор незадолго до того возвратился из Италии,
где совершенствовал свое мастерство под руководством знаменитого Падре Мартини. Ko времени создания этого произведения гениальный юноша уже был автором двадцати трех симфоний.

Как и большинство ранних симфоний (первая из них написана восьмилетним Моцартом в 1764 году), Двадцать четвертая создана под влиянием итальянской симфонической музыки.

Симфония си бемоль мажор сочинена для небольшого состава оркестра — к струнным добавлены лишь флейта, гобой и валторны. Такой состав диктовался необходимостью: при дворе епископа Зальцбургского, в зависимости от которого находился Моцарт, не было большого оркестра.

Музыка симфонии отличается поразительной легкостью, изяществом, чистотой и ясностью мысли и чувства. Симфония невелика по объему — она состоит из трех частей, отсутствует традиционный менуэт. За первой частью (Allegro spiritoso), стремительной, светлой и радостной, следует напевное, прозрачное, обаятельное Andantino grazioso, трогательное своей простотой, непосредственностью. Полный движения, быстрый, блестящий финал (Allegro) венчает симфонию — чудесный образец раннего моцартовского симфонизма.

К. Сеженский

***

-3

Обращаю внимание слушателей: симфония № 40 достаточно объёмна и две заключительные её части (№ 3 Menuetto и № 4. Allegro assai) помещены издателями пластинки на вторую её сторону.

-4
В.А. Моцарт. Симфонии № 40 и № 24. Сторона 1..mp4

-5
В.А. Моцарт. Симфонии № 40 и № 24. Сторона 2..mp4

disco precedente

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина