До итогового собеседования девятиклассникам осталось чуть больше месяца. Самое время заняться экспресс-подготовкой. В этой статье я расскажу все о первом задании собеседования – чтении вслух.
Номер задания в итоговом собеседовании — 1.
Вид работы — чтение текста вслух.
Текст
Ученикам предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогают обучающимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.
Объём текста
170 – 200 слов.
Цель задания
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником итогового собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Задание также проверяет умение обучающихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Ю́рий Алексе́евич Гага́рин, Байкону́р).
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому обучающимся при чтении необходимо правильно его просклонять (например, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).
Критерии оценивания чтения вслух
- Интонация (Ч1):
- 1 балл – интонация соответствует пунктуационному оформлению текста;
- 0 баллов – интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
2. Темп чтения (Ч2):
- 1 балл – темп чтения соответствует коммуникативной задаче;
- 0 баллов – темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
3. Искажения слов (Ч3 ):
- 1 балл – искажений слов нет:
- 0 баллов – допущено одно искажение слова или более.
Максимальное количество баллов – 3
Критерии оценивания грамотности речи (оцениваются задания 1 - 4)
- Соблюдение орфоэпических норм (Р1):
- 2 балла – орфоэпических ошибок нет;
- 1 балл – допущены одна-две орфоэпические ошибки;
- 0 баллов – допущены три орфоэпические ошибки или более.
2. Соблюдение грамматических норм (Р2):
- 2 балла – грамматических ошибок нет;
- 1 балл – допущены одна-две грамматические ошибки;
- 0 баллов – допущены три грамматические ошибки или более.
3. Соблюдение речевых норм (Р3):
- 2 балла – речевых ошибок нет, или допущены одна-две речевые ошибки;
- 1 балл – допущены три-четыре речевые ошибки;
- 0 баллов – допущены пять речевых ошибок или более.
4. Богатство речи (Р4):
- 1 балл – речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций;
- 0 баллов – речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций.
5. Соблюдение фактологической точности (Р5):
- 1 балл – фактические ошибки отсутствуют;
- 0 баллов – допущена одна фактическая ошибка или более 0.
Максимальное количество баллов– 8.
Типичные ошибки учеников при выполнении задания 1
- Неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения.
- Искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус).
3. Наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Порядок процедуры чтения текста вслух
- Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.
- Ученик работает с текстом (читает его про себя). Время — до 2-х минут.
- По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика о готовности читать вслух.
- Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.
Важно! Во время чтения никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за чтение сразу НЕ озвучиваются.
Чек-лист 1. Подготовка к чтению вслух
- Прочитайте текст про себя.
- При чтении особое внимание обратите на:
- имена, фамилии, отчества людей;
- географические названия;
- незнакомые слова;
- сложные слова;
- термины и понятия;
- ударения, поставленные в самом тексте;
- формы числительных.
2. Во время чтения запоминайте или подчёркивайте (если разрешает комиссия) главные мысли и ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию — пересказу текста.
Чек-лист 2. Как читать текст?
- Читайте текст не слишком быстро и не слишком медленно. Научитесь укладываться в 2 минуты.
- Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова, не «проглатывайте» окончания.
- Помните, что во время собеседования производится аудиозапись, поэтому читайте достаточно громко.
- Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложения. Соблюдайте правильную интонацию.
- Обращайте внимание на знаки препинания внутри предложения.
На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делаются паузы. Соблюдайте интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
6. Между абзацами делайте более длительные паузы.
7. Чтобы случайно не пропустить слово или не перескочить через строчку, водите по тексту пальцем или карандашом (ручкой).
8. Если в тексте встретилась аббревиатура, расшифровывать её не надо.
9. Если в тексте встретились инициалы, то можно их расшифровать (если точно знаете имя и отчество человека) или пропустить и прочитать только одну фамилию.
10. Обращайте внимание на слова, в которых в тексте поставлены ударения, и правильно их произносите.
Памятка 1. Как склонять числительные?
- При склонении сложных числительных изменяются оба корня.
Он участвовал в 200 (двухстах) соревнованиях.
Полезный приём: чтобы быстро проверить второй корень, мысленно подставьте слово НОТЫ и в числительном употребите такое же окончание (двух нотАХ - двухстАХ, двум нотАМ - двумстАМ).
- Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста.
Учёный издал более 100 (ста) научных работ.
- В составных количественных числительных при склонении изменяется каждое слово.
Он принял участие в 275 (двухстах семидесяти пяти) экспедициях.
- В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
В 1980 (тысяча девятьсот восьмидесятом) году он завоевал золотую медаль на олимпиаде в Москве.
Памятка 2. Какие ключевые слова запоминать (подчёркивать)?
Ключевые слова — это главные слова в предложении (тексте), в которых заключена его суть.
- Грамматическая основа или один из главных членов.
- Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия.
- Даты, числа.
- Собственные наименования.
- Термины.
Памятка 3. Интонация
- В повествовательном предложении к концу голос понижается.
- В вопросительных предложениях голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается.
- В восклицательных предложениях к концу голос повышается.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.