Найти тему

Итоговое собеседование-2024. Чтение текста

Оглавление

До итогового собеседования девятиклассникам осталось чуть больше месяца. Самое время заняться экспресс-подготовкой. В этой статье я расскажу все о первом задании собеседования – чтении вслух.

Номер задания в итоговом собеседовании — 1.

Вид работы — чтение текста вслух.

Текст

Ученикам предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогают обучающимся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.

Объём текста

170 – 200 слов.

Цель задания

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником итогового собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Задание также проверяет умение обучающихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Ю́рий Алексе́евич Гага́рин, Байкону́р).

Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому обучающимся при чтении необходимо правильно его просклонять (например, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).

Критерии оценивания чтения вслух

  1. Интонация (Ч1):
  • 1 балл – интонация соответствует пунктуационному оформлению текста;
  • 0 баллов – интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

2. Темп чтения (Ч2):

  • 1 балл – темп чтения соответствует коммуникативной задаче;
  • 0 баллов – темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

3. Искажения слов (Ч3 ):

  • 1 балл – искажений слов нет:
  • 0 баллов – допущено одно искажение слова или более.

Максимальное количество баллов – 3

Критерии оценивания грамотности речи (оцениваются задания 1 - 4)

  1. Соблюдение орфоэпических норм (Р1):
  • 2 балла – орфоэпических ошибок нет;
  • 1 балл – допущены одна-две орфоэпические ошибки;
  • 0 баллов – допущены три орфоэпические ошибки или более.

2. Соблюдение грамматических норм (Р2):

  • 2 балла – грамматических ошибок нет;
  • 1 балл – допущены одна-две грамматические ошибки;
  • 0 баллов – допущены три грамматические ошибки или более.

3. Соблюдение речевых норм (Р3):

  • 2 балла – речевых ошибок нет, или допущены одна-две речевые ошибки;
  • 1 балл – допущены три-четыре речевые ошибки;
  • 0 баллов – допущены пять речевых ошибок или более.

4. Богатство речи (Р4):

  • 1 балл – речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций;
  • 0 баллов – речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций.

5. Соблюдение фактологической точности (Р5):

  • 1 балл – фактические ошибки отсутствуют;
  • 0 баллов – допущена одна фактическая ошибка или более 0.

Максимальное количество баллов– 8.

Типичные ошибки учеников при выполнении задания 1

  1. Неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения.
  2. Искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус).

3. Наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.

Порядок процедуры чтения текста вслух

  1. Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.
  2. Ученик работает с текстом (читает его про себя). Время — до 2-х минут.
  3. По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика о готовности читать вслух.
  4. Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.

Важно! Во время чтения никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за чтение сразу НЕ озвучиваются.

Чек-лист 1. Подготовка к чтению вслух

  1. Прочитайте текст про себя.
  2. При чтении особое внимание обратите на:
  • имена, фамилии, отчества людей;
  • географические названия;
  • незнакомые слова;
  • сложные слова;
  • термины и понятия;
  • ударения, поставленные в самом тексте;
  • формы числительных.

2. Во время чтения запоминайте или подчёркивайте (если разрешает комиссия) главные мысли и ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию — пересказу текста.

Чек-лист 2. Как читать текст?

  1. Читайте текст не слишком быстро и не слишком медленно. Научитесь укладываться в 2 минуты.
  2. Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова, не «проглатывайте» окончания.
  3. Помните, что во время собеседования производится аудиозапись, поэтому читайте достаточно громко.
  4. Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложения. Соблюдайте правильную интонацию.
  5. Обращайте внимание на знаки препинания внутри предложения.

На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делаются паузы. Соблюдайте интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

6. Между абзацами делайте более длительные паузы.

7. Чтобы случайно не пропустить слово или не перескочить через строчку, водите по тексту пальцем или карандашом (ручкой).

8. Если в тексте встретилась аббревиатура, расшифровывать её не надо.

9. Если в тексте встретились инициалы, то можно их расшифровать (если точно знаете имя и отчество человека) или пропустить и прочитать только одну фамилию.

10. Обращайте внимание на слова, в которых в тексте поставлены ударения, и правильно их произносите.

Памятка 1. Как склонять числительные?

  • При склонении сложных числительных изменяются оба корня.

Он участвовал в 200 (двухстах) соревнованиях.

Полезный приём: чтобы быстро проверить второй корень, мысленно подставьте слово НОТЫ и в числительном употребите такое же окончание (двух нотАХ - двухстАХ, двум нотАМ - двумстАМ).

  • Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста.

Учёный издал более 100 (ста) научных работ.

  • В составных количественных числительных при склонении изменяется каждое слово.

Он принял участие в 275 (двухстах семидесяти пяти) экспедициях.

  • В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

В 1980 (тысяча девятьсот восьмидесятом) году он завоевал золотую медаль на олимпиаде в Москве.

Памятка 2. Какие ключевые слова запоминать (подчёркивать)?

Ключевые слова — это главные слова в предложении (тексте), в которых заключена его суть.

  • Грамматическая основа или один из главных членов.
  • Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия.
  • Даты, числа.
  • Собственные наименования.
  • Термины.

Памятка 3. Интонация

  • В повествовательном предложении к концу голос понижается.
  • В вопросительных предложениях голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается.
  • В восклицательных предложениях к концу голос повышается.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.