51,7K подписчиков

"Рапсодия" (США) и "Любовь под вязами" (США): разные мелодрамы, разные мнения

Рапсодия / Rhapsody. США, 1954. Режиссер Чарльз Видор. Сценаристы: Рут Гетц, Огастес Гетц, Майкл Кэнин, Фэй Кэнин (по роману Генри Ричардсона "Морис Гест").

Рапсодия / Rhapsody. США, 1954. Режиссер Чарльз Видор. Сценаристы: Рут Гетц, Огастес Гетц, Майкл Кэнин, Фэй Кэнин (по роману Генри Ричардсона "Морис Гест"). Актеры: Элизабет Тейлор, Витторио Гассман, Джон Эриксон, Луи Калхерн, Михаил Чехов и др. В СССР – с 3 мая 1960. 25,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Чарльз Видор (1900-1959) известен такими своими фильмами, как «Тупик», «Девушка с обложки», «Джильда», «Любовь Кармен», «Джокер», «Прощай, оружие!» и др.

В музыкальной мелодраме «Рапсодия» молодая богачка в исполнении Лиз Тейлор (1932-2011) влюбляется в скрипача в исполнении Витторио Гассмана (1922-2000), но вскоре она встречает пианиста в исполнении Джона Эриксона (1926-2020).

Советская пресса встретила «Рапсодию» неласково, подчеркивая, что «на практике получается, что иной раз та часть зарубежной кинопродукции, которая выражает буржуазные вкусы и идеалы, оказывается вне обстрела нашей критики. Так называемое «коммерческое кино» (кстати термин весьма приблизительный, ибо «Римские каникулы» и «Рапсодию» создают, руководствуясь не только финансовыми соображениями, но и соображениями идеологическими) рассчитано на массового зрителя. … «Рапсодия» — не просто душещипательная мелодрама, но откровенная спекуляция на «вечной теме» любви, как бы между прочим пропагандирующая полный сервис бюргерского благополучия. Отмахиваясь от серьезного критического разбора подобных фильмов, мы, по-видимому, руководствуемся простейшим силлогизмом: раз это бездарно, раз эго подделка под искусство — значит, это и безопасно. Но в действительности продукция подобного рода делает свое дело, заражая солидную часть зрителей чуждой нам идеологией и моралью. … критика при выборе объекта для приложения своих сил должна исходить из того, что имеет реальное значение в идейной борьбе с буржуазной идеологией. Помочь миллионам людей выработать четкую оценку и иммунитет к лжеискусству — разве это не интересная и не увлекательная задача для критика?!» (Толстых, 1963: 66-67).

Многим зрителям эта музыкальная любовная история нравится до сих пор:

«Очень красивый фильм, пронизанный великой музыкой» (Элла).

«Восхитительный фильм! Потрясающие актеры, шикарный стиль Лиз Тейлор, конечно – музыка: великая и роскошная!» (Вэлари).

Киновед Александр Федоров

Рапсодия / Rhapsody. США, 1954. Режиссер Чарльз Видор. Сценаристы: Рут Гетц, Огастес Гетц, Майкл Кэнин, Фэй Кэнин (по роману Генри Ричардсона "Морис Гест").-2

Любовь под вязами / Страсть под вязами / Desire Under the Elms. США, 1957. Режиссёр Дилберт Манн. Сценарист Ирвин Шоу (по одноименной пьесе Юджина О'Нила). Актеры: София Лорен, Энтони Перкинс, Берл Айвз, Фрэнк Овертон, Пернелл Робертс и др. В СССР – с июля 1966. 25,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Дилберт Манн (1920-2007), лауреат «Оскара» за драму «Марти» (1955), получил известность также такими своими фильмами, как «Любовь под вязами» (1958), «В полночь» (1959), «Розовые джунгли» (1968), «Похищенный» (1971), «На западном фронте без перемен» (1979) и др.

Драма «Любовь под вязами» рассказывала о вражде и страсти в семье Кэботов… В центре этой картины был психологически сложный дуэт двух выдающихся актеров – Софи Лорен и Энтони Перкинса (1932-1992).

Советская пресса отнеслась к этой драме неоднозначно.

Так философ и кинокритик Владимир Разумный (1924-2011) писал, что «наряду с коммерческой продукцией и модернистскими фильмами в современном буржуазном кинематографе порою появляются произведения, близкие по духу к критическому реализму. В них дается относительно правдивая картина общества, где человек человеку — волк, где действуют, как в джунглях, звериные законы индивидуализма. Как правило, такие фильмы являются экранизациями известных литературных произведений. Именно таков фильм «Любовь под вязами», снятый режиссером Д. Манном по одноименной пьесе американского драматурга Юджина О'Нила. Деньги, их грозная разлагающая власть, превращающая родных людей в кровных врагов, заставляющая детей предавать своих родителей, а родителей — убивать детей — вот тема, трактуемая драматургом» (Разумный, 1966).

Литературовед и театровед Наум Берковский (1901-1972) отнесся к фильму «Любовь под вязами» гораздо строже, подчеркнув, что «у Софи Лорен на экране женщина-змея, даже во внешности ее, в удлиненной фигуре, в маленькой круглой голове, в волнистых телодвижениях преподносится нам нечто змеевидное и змееподобное. В американском фильме фермерша из Новой Англии и яростная, ядовитая страсть ее к собственному пасынку суть неразличимое одно. У Софи Лорен ничего не останется, если вычесть страшные, ее уничтожающие сексуальные переживания. Нет человека, есть наложница, сначала отца, потом сына, потом и одного и другого, к одному питающая отвращение, к другому вожделеющая страстью целого террария или, больше того, страстью целого зверинца. … У Софи Лорен было очень много силы и искусства, никак не менее того соблазна, но поэзии здесь не было ни до, ни после завязки событий, все было съедено преступностью и преступлениями. Социальная тема, столь яркая в спектакле Таирова, в американском фильме звучит гораздо глуше» (Берковский, 1969: 379-380).

Зрители XXI века, как правило, оценивают фильм «Любовь под вязами» высоко:

«Очень люблю пересматривать этот фильм. Потрясающая игра актеров. Роль Софи Лорен одна из лучших в ее фильмографии» (Новикова).

«Очень хороший фильм с несравненной Софией Лорен. Еще раз убедилась, что она блистательная разноплановая актриса. Сложная драматическая роль, тяжелое психологическое кино» (Велэри).

Киновед Александр Федоров