То, что сказать «Я справлюсь сама» намного проще, чем сделать Людмила поняла довольно быстро, несмотря на поддержку родителей. И дело было далеко не только в деньгах, хотя, конечно, их тоже не хватало.
Людмила с Юлей теперь жила у родителей, которые были категорически против чтобы дочь выходила на работу.
– Люда, мы с папой зарабатываем, поэтому сможем вас прокормить. Занимайся ребенком. Успеешь выйти на работу. У тебя еще целый год декретного отпуска. А Юленьку, кроме тебя, поднимать некому. Её здоровье сейчас намного важнее, чем что бы то ни было. Да, мы видим, что девочка, наконец-то начинает ходить, но этого мало. Ты же сама понимаешь, она должна хорошо окрепнуть, а мы убедиться, что больше никаких серьезных нарушений нет. Поэтому сиди дома. Через полгода, когда я выйду на пенсию, мы с тобой поменяемся ролями.
И Люда согласилась с матерью.
Беда пришла совсем неожиданно. Агате оставалось отработать еще три недели до выхода на пенсию, когда погиб её супруг. Смерть оказалась такой нелепой, что женщины долго не могли прийти в себя. Отец Люды ехал на велосипеде. Как так получилось, что он упал, никто не понял. Но упав, он ударился виском о камень и тут же скончался. Произошло это у Агаты на глазах, и она не сразу приняла это. А когда осознала, что мужа больше нет, так чуть ли с ума не сошла. Все померкло, и дочка, и внучка отошли на задний план. И даже то, что Юлечка уже хорошо стояла на ножках, совсем не радовало бабушку.
– Людочка, да как же я буду без папы, а? – вопрошала мать, всякий раз заливаясь слезами. – Мы ведь с ним мечтали о том, как будем жить, когда оба выйдем на пенсию. А теперь? Как же я одна?
Порой мать приходила домой с красными глазами.
– Доча, я сегодня мимо парка шла. А там та самая скамейка, на который мы с папой так любили отдыхать. Помнишь, около большой раскидистой березы стоит. Мы ведь еще в молодости в этом парке гуляли. Эта березка на наших глазах выросла. А теперь она стоит, а Коли моего больше нет.
Агата чахла на глазах и Люда не знала, что с этим делать. Вопрос с деньгами тоже встал остро. Зарплаты отца уже не было, алименты с каждым разом становились все меньше и меньше. Судиться с бывшим мужем и доказывать что-то, Людмила считала унизительным для себя. Надо было выходить на работу, а Юлю пристраивать в детский сад, потому что на мать надежды больше не было.
Людмила видела, как мать страдает, на неё стало больно смотреть, однако, как изменить хоть что-то женщина не знала. Решение пришло внезапно после разговора с теткой по отцу.
– Мам, – сказала однажды Люда, – я предлагаю тебе переехать. Нас в этом городе больше ничего не держит. В лаборатории я получаю мало, места в садике для Юли пока нет, с этим городом у нас у обеих сложные воспоминания. Ты страдаешь по папе, а я ненавижу Юрку и не хочу его видеть. Всякий раз, когда мы случайно пересекаемся, меня просто трясет. Он ни разу не пришел к Юле, а за своей Кариной ходит, словно приклеенный. Мне плохо здесь. Я задыхаюсь, поэтому хочу уехать к тете Жене. Она обещала помочь с работой, а тебе какая разница, где получать свою пенсию.
Мать после долгих уговоров согласилась.
Собирая вещи по коробкам, Люда наткнулась на серьги, которые муж подарил ей после измены. Она вспомнила, как в порыве гнева смахнула рукой со стола свою одежду, когда уходила от мужа.
– Ну надо же! И не потерялись пока сумка лежала в кладовке. Что же с ними делать? Носить я их все равно не буду. Может оставить для Юли?
Женщина бросила бархатную коробочку в ящик, а потом передумала.
– Подарю их Валентине Александровне. Она столько труда приложила, чтобы мою Юлю на ноги поставить, а я ей только спасибо и сказала. Пусть хоть кому-то будет приятно получить их.
Так она и сделала. Врач долго отказывалась, но Люда оказалась настойчивой, и подарок был принят.
А спустя два месяца молодая женщина порвала со своим прошлым и переехала вместе матерью и дочерью в областной центр соседней области. Они купили небольшую трехкомнатную квартирку на окраине города, привели её в порядок и жизнь потекла совсем по-другому.
Жилось тяжело. Людмила устроилась лаборантом на мельницу. Зарплата оказалась небольшой, приходилось подрабатывать. Труда женщина не боялась, бралась за все, что попадалось под руку, и полы в подъезде мыла, и обои людям клеила.
Иногда, будучи в отчаянии, она думала, а права ли была? Может стоило, как говорила Ольга Степановна, закрыть глаза на все, что творит муж, и жить дальше? Однозначно ответить Люда не могла, так как понимала, что поступи она как советовала свекровь, было бы отнюдь не легче.
А тут еще и Юлечка начала добавлять проблем. Девочка стала подрастать и все чаще Люда замечала, каким взглядом её дочь смотрит на отцов других детей.
По соседству с Людой жила прекрасная семья. У них было двое детей, оба мальчики. Тихон, глава семейства, очень много внимания уделял детям. Постоянно гулял во дворе, катал на плечах, подкидывал вверх. За стенкой часто слышался смех, радостные крики.
Юлечка в этих случаях затихала, задумывалась и внимательно наблюдала за мужчиной.
– Я тоже так хочу, – выдала она как-то Людмиле, когда Тихон нес одного из мальчишек на плечах.
– Доченька, я тебя поднять уже не смогу. Ты тяжелая, – попыталась объяснить Люда.
– Я тоже хочу папу, – ответила девочка. – Где он?
Конечно, Людмила понимала, что рано или поздно дочка задаст такой вопрос, но все равно он застал её неожиданно. Женщина ответила не сразу.
– Понимаешь, так случается, что взрослые живут в разных домах, – попыталась объяснить она, но ребенок совсем не слушал её.
Юля наблюдала за Тихоном и этот взгляд совершенно не нравился Людмиле.
Чем старше становилась девочка, тем больше она страдала и больше испытывала зависти. А тут еще в садике воспитатели устроили день папы. Дети все вместе пели песню, когда Юля села на пол и разрыдалась. Уносить малышку в другую комнату пришлось на руках. Она колотила мать своими маленькими кулачками и плакала навзрыд:
– Я хочу папу! Где мой папа? Отдай мне папу!
Женщина не знала, что и делать. Сердце разрывалось от боли. Она в очередной раз проклинала Юрия.
Пришлось обращаться к психологу. Истерик у девочки больше не было, но следы страдания каждый раз отражались на её лице, как только она видела взрослых мужчин с детьми.
В один из таких дней Люда набралась смелости и позвонила свекрови.
– Ольга Степановна, здравствуйте. Помогите, пожалуйста, поговорите с сыном. Может он приедет к нам, познакомится с дочерью? Ей так необходим отец!
– Что до сих пор не нашла олуха, который будет воспитывать чужого ребенка? – сказали в трубку. – Или рассчитываешь, что Юра вернется к тебе? Не стоит, не жди. У моего сына с Кариной все прекрасно и не лезь в их жизнь. Поняла? Свою дочь ты воспитываешь сама. Что заложила, то и получай.
Дальше разговаривать было бессмысленно.
А потом в детском садике начались бесконечные сборы. То на игрушки, то на шторы, на постельное бельё и на дидактические материалы. Потом праздники, дни рождения воспитателей, новый год, костюмы и много чего другого. Родительский комитет в этом вопросе оказался очень активным. Собирал на все и много. Всякий раз говорилось: «Это же наши дети». Пара мамочек высказались против, на них тут же налетели оставшиеся. Людмила поняла, что такой прессинг выдержать не сможет и проще сдать деньги, чем воевать. К тому же не хотелось быть хуже всех.
Так и жили.
Когда Юлечка наконец-то пошла в 1 класс, Люда думала, что будет легче. Но этого не случилось. Девочка уже не требовала папу, однако часто замыкалась, грустила или плакала. Бабушка с мамой решили заполнить все свободное время Юли, чтобы той не хватало времени на раздумья. Так в жизни маленькой первоклашки появились плавание и шахматы.
– Слушай, может быть тебе замуж еще раз выйти? – предложила одна из новых коллег Люде, когда та поделилась свой бедой.
– Где же его взять-то мужа этого? – спросила Люда. – А потом знаешь, мне так тяжело снова довериться мужчине. Я сильно боюсь второго предательства.
– Не знаю, думаю, что ради дочери можно и постараться. А мужчину найти не сложно, главное цель поставить.
Список рассказов
Рассказ "Наш маленький секрет". Часть 11